Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 33. Историко-литературный процесс и его составляющие.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (В УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА): ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТРАНЫ В ОПРЕДЕЛЁННУЮ ЭПОХУ ВО ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ ЕЁ ЯВЛЕНИЙ И ФАКТОВ (ЭТО И АВТОРЫ, КОТОРЫЙ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ЖИВУТ И ТВОРЯТ, И ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ В ЭТО ВРЕМЯ, И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ и т. д.). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА): МНОГОВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВСЕМИРНОМ ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ (РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА и т. д.). Произведение существует лишь как неотъемлемое звено в цепи историко-литературного процесса. Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина большое влияние оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и др.), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и др.). Стадиальность развития литературы была подчёркнута коллективной работой 1994 года «Категории поэтики в смене литературных эпох»: С.С. Аве`ринцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михалков (ВЕЛИКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ). Выделяют три стадии в историческом развитии литературы: 1) Первую стадию в истории поэтики Веселовский назвал эпохой синкретизма (эпоха фольклора, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая). По современным представлениям, эта стадия длится от древнего каменного века до 7-6 вв. до н. э. в Греции и первых веков н. э. на Востоке. Торжество мифопоэтического художественного сознания. Дорефлексивный – т. е. не осознано как особое искусство; отсутствие рефлексии; синкретизм рассматривает искусство как часть обряда. Традиционализм – т. е. жанровые форсы каноничны, имеют традиционные признаки. 2) Вторая большая стадия литературного процесса начинается в 6-5 вв. до н. э. в Греции и первых веках н. э. на Востоке и длится до середины 18 в. в Европе и рубежа 19-20 в. на Востоке, т. е. около двух с половиной тысяч лет. Риторическая (эпоха рефлексивного традиционализма). Внешний признак, свидетельствующий о наступлении этой стадии, - появление первых поэтик и риторик, в которых эстетическая мысль начинает отделяться от других форм идеологии и рефлексировать над литературой и - шире – над нарождающимися новыми («риторическими») принципами культуры. В Греции таковы «Поэтика» Аристотеля, античные риторики (а ещё до них – «Пир» и «Государство» Платона).
3) Третья стадия поэтики начинается в середине – второй половине 18 в. в Европе и на рубеже 19-20 вв. на Востоке и длится по сегодняшний день. Эпоха Просвещения и романтизма. Индивидуально-авторский период: падение жанровых канонов; развитие идиостилей (индивидуальных стилей). ОСОБЕННОСТИ: А) В этот период читатель вовлекается в литературный процесс и становится сотворцом. Б) Литературный процесс начинает отвечать на вызовы реальности. В) Отличается особым динамизмом развития. Начинают формироваться направления, течения, группировки. Г) Формирование индивидуально-творческого сознания. Стадии развития русской литературы: ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин. (становление классицизма, приход сентиментализма) ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей. (укрепление реализма) СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Теория литературного процесса. Направление. Течение. Литературная школа. Направление (крупнейшая единица литературного процесса) – категория историческая; крупная литературная международная общность, основанная на глубинном сходстве художественного миропонимания и творческого метода писателя. (термин был введён в 19 в.) Течение – общность в рамках направления, существующая в определённую историческую эпоху и локализованная в определённой литературе. Рассмотрим отличие направления от течения на следующем примере: Для романтизма как направления характерно романтическое двоемирие, но в рамках литературных течений в зависимости от способа выхода из конфликта выделяют романтизм декабристский (Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев) и созерцательный (Жуковский). В отличие от направления, которое существует во многих странах долгое время, в литературных течениях нет эквивалента на другие национальные литературы; хронологические рамки более чёткие; единство содержательных художественных принципов. Литературная школа (рубеж 19-20 вв.) – небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически. Здесь можно выделить главу и учеников (подражателей); единство авторов (литературная платформа, манифест – обоснование). Например, русская натуральная школа; «Цех поэтов» (1920-1921) под руководством Гумилёва (Ахматова, Мандельштам): трактат «Утро акмеизма» (литературная платформа), НО АКМЕИЗМ – ТЕЧЕНИЕ. Творческий метод - способ изображения действительности, реализуемый автором. (Например, соц. реализм). Для романтизма как литературного метода (для которого характерны абстрактные принципы) свойственно изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах; романтизм (типичный герой в типичных обстоятельствах). Направление же представляет собой живую жизнь метода (это конкретные авторы; романтизм (Жуковский, Кюхельбекер, молодой Пушкин). МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ Международные лит. связи приводят к сходству литератур в разных странах, обусловленному стадиальностью литературного процесса и взаимодействием разных литератур. Конвергенция (типологическое схождение) – общности, не связанные со взаимодействием литератур разных стран. (А.Н. Веселовский о мотиве похищения красавицы) Международные лит. связи: 1. Влияние (воздействие, при условии готовности взаимодействовать, на лит. творчество предшествующих мировоззрений, идей, худ. принципов; как осознанно, так и не осознанно): «Анна Каренина» (Идея Руссо о городе как локализации, разрушающей личность; сохранение нравственности в естественной среде) – идейное, концептуальное влияние скрыто. Байрон и Пушкин. 2. Заимствование: а) использование писателем единичных сюжетов, мотивов из предшествующей лит-ры; б) воплощается в компонентах интертекстуальности (цитаты, аллюзии, реминисценции). КОНЦЕПЦИИ ЛИТ. ПРОЦЕССА (взаимодействие направлений: традиция и новаторство): 1. Тыня`нов «О лит. эволюции» (1920): В основе смены стадий – борьба, новаторство, отвергающее традиции, доминанта – новаторство, движущее лит. процесс! НА ДЕЛЕ: ДЕЙСТВУЕТ ПРИНЦИП «ВСЁ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!» 2. Бахтин – КОНЦЕПЦИЯ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ: следующая стадия учитывает опыт предшествующей литературы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.007 с.) |