Вопрос 35. Общие понятия о литературном направлении, течении и школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 35. Общие понятия о литературном направлении, течении и школе.



Понятия «направление», «течение», «школа» относятся к терминам, описывающим литературный процесс – развитие и функционирование литературы в историческом масштабе. В литературоведении их определения дискуссионные.

Направление. Под направлением понимались самые разные литературные общности. Объединяющим их признаком является единство общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ художественного миропонимания. Это единство обусловлено сходством культурно-исторических традиций, типом сознания литературной эпохи, может быть и обусловлено единством творческого метода писателей. Нет заданного списка литературных направлений, однако традиционно выделяют классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Каждый из них обладает своими формально-содержательными признаками. Например, в романтизме всегда показан исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Одинаковая последовательность смены направлений в разных странах служит доказательством их наднационального характера. Под термином направление в литературоведении понимают творческое объединение писателей определенной исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности. Направление рассматривают как обобщающую категорию литературного процесса, как одну из форм художественного мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни, связанную со своеобразным художественным стилем.

Течение. Группа писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. Но и в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности направлений и течений. Течение – более мелкая единица литературного процесса, характеризуется существованием в определённый исторический период и локализацией в определенной литературе. В основе течения общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо. Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций. С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе – период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, где содержательные и формальные особенности текстов были предзаданными канонами. Особенность направлений и течений: базируются на глубинном единстве философских, эстетических и др. содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Литературная школа. Это небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически – в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «правила». Нередко такое объединение имеет лидера («щедринская школа», «некрасовская школа»). В отличии от течения школа всегда характеризуется манифестами, декларациями и другими документами, где отражаются её основные принципы. Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое. Крое критериев единства места и времени существования школы, наличия манифестов, деклараций и т.п., кружки литераторов нередко представляют собой группы, объединённые «лидером», имеющим последователей, преемственно развивающих его художественные принципы. Традиционное происхождение реализма связывают с «натуральной школой» (1840-1850 гг.), связанной с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшей его художественные принципы. Главным идеологом «натуральной школы» был В. Г. Белинский. К ней относятся ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. И.

Герцена, В. И. Даля, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. Представители этой школы группировались вокруг ведущих журналов того времени – сначала «Отечественных записок», а потом «Современника». У школы была своя система художественных принципов, которая наиболее ярко проявилась в особом жанре – физиологическом очерке, а также в реалистической разработке жанров повести и романа. Особенности «натуральной школы» появились и в поэтике: любовь к деталям, профессиональным, бытовым особенностям, точное фиксирование социальных типов, стремление к документальности, использование статистических и этнографических данных. Примерами школ в современном литературном процессе могут служить «Лианозовская группа поэтов», «Орден куртуазных маньеристов» и т. д. Литературный процесс не сводится к существованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривая его таким образом – значит схематизировать литературную жизнь эпохи. Ведь многие писатели сознательно находились в стороне от литературной борьбы, утверждая свои принципы вне рамок школ, течений и направлений определённой эпохи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.004 с.)