Вопрос 10. Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха. Литературные премии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха. Литературные премии.



Литературные репутации

Понятие «литературная репутация» появилось в 1928 г, когда московский профессор И. Н. Розанов написал книгу «Литературные репутации». В ней обосновывал необходимость изучения теории и истории литературных репутаций.

Теория, как утверждал ученый, должна заняться «исследованием факторов литературного успеха, классификацией и терминологией», а история — «изучением фактов в исторической последовательности, выяснением их социологических причин».

Сам И. Н. Розанов в нескольких небольших статьях предложил варианты описания литературных репутаций поэтов (Пушкина, Тютчева, Бенедиктова и др.).

Особых последствий в советский период «призыв» ученого к освоению новых научных областей не имел. Но в последние десятилетия понятие «литературная репутация» вновь привлекло к себе внимание исследователей.

А. И. Рейтблат писал, что «существование литературных репутаций необходимо для структурирования литературной системы, поддержания внутрилитературной иерархии, обеспечивающей ее функционирование и динамику».

И. Е. Гитович литературную репутацию соотнесла со «сложившимся в общем культурном сознании мнением о писателе и его месте в литературной иерархии, так или иначе влияющим на установку восприятия его следующими поколениями».

Л. Е. Бушканец подчеркнула, что становление литературной репутации любого писателя начинается с момента появления суждений и оценок современников о нем. Конечно, это вовсе не означает, что репутации, утвердившиеся в сознании современников, остаются неизменными.

Классика и беллетристика, подвижность их границ.

Сейчас наблюдается смешение понятий: классика, беллетристика, массовая литература. С точки зрения М.А.Черняк, они образуют пирамиду, в основании которой находится масслит, а беллетристика является «срединным полем» литературы.

Почему при изучении всех трех пластов литературы возникает проблема границы: между ними существуют переходные зоны, где находятся тексты, тяготеющие к двум уровням сразу. Окончательно их позиция определяется временем, причем необходимый отрезок может измеряться столетиями, и в каждом случае он будет индивидуальным.

Первым понятие «беллетристика» («изящная словесность») ввел В.Г.Белинский: «...то, что составляет так называемую легкую литературу, которой назначение состоит в том, чтоб занимать досуги большинства читающей публики и удовлетворять его потребности». В современном российском литературоведении беллетристикой является только художественная проза (не поэзия или драматургия) «срединного уровня».

Характерные черты беллетристических текстов:

· Это прозаические художественные произведения, авторы которых утверждают или отрицают ценности, принятые в определённом обществе в конкретный период времени.

· Писатели затрагивают фундаментальные вопросы человеческой жизни, стремятся воссоздать действительную картину мира и взаимоотношения личности с обществом; сильно приукрашенная или упрощенная реальность для беллетристики неприемлема.

· Произведения не претендуют на новаторство или титул «литературного открытия», могут содержать элементы стандартизации (общая тематика, проблематика и др.) но при этом обладают собственной художественной ценностью.

· Беллетристика «приспосабливается» к потенциальному читателю, в отличие от классики, тем не менее, это - серьезное, развивающее чтение, в отличие от массовой литературы. · Тяготеет к таким жанрам как дамский роман, детектив, приключения, мистика и т. д. · В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова, Виктория Токарева, Дина Рубина, Ирина Муравьёва, Елена Долгопят.

Беллетристика как «срединное поле» литературы зиждется на соблюдении баланса стандартизированного и индивидуального. Первое воплощает в себе массовая литература, второе -классическая.

Д.С.Лихачев писал о русской классике как о литературе образцовой, обладающей индивидуальностью, характерным признаком которой является подход авторов к постановке нравственных и общественных проблем. Читателю не дают готовых решений, а приглашают к размышлению, при этом вопросы, которые ставятся, актуальны не только для своего времени, но и последующих эпох. В основе классических произведений лежит оригинальное авторское видение комплекса общечеловеческих проблем; содержание диктует формы воплощения, которые также зачастую оказываются новаторскими. Это уникальные, не имеющие аналогов тексты, которые способны

породить массу подражаний. Беллетристические произведения, в отличие от классических, не являются литературными открытиями, они не настолько масштабны с точки зрения проблематики, более злободневны, однако, в отличие от масслита, лишены плизерства по отношению к читателю и претендуют на самостоятельную художественную ценность.

По сравнению с классическими произведениями, «срединный пласт» литературы не обладает необходимой масштабностью. Осмыслению этой эпохи, прежде всего, посвящено произведение, автор в меньшей степени сосредоточен на вещах глобальных, вне времени и места. Пространственно-временная «привязка» - основополагающая черта беллетристики в целом. Следствием этого является ее особое свойство: как правило, беллетристические произведения - это кладезь разноплановой информации о той или иной эпохе. Однако, обратная сторона «медали» заключается в том, что беллетристика относительно быстро утрачивает актуальность.

Массовая литература также, в большинстве случаев, вписана в контекст эпохи - но той, что продолжается сейчас. Для масслита это необходимо, поскольку тексты должны быть легко доступны для понимания читателей-современников. Однако, массовая литература не воссоздает существующей картины мира, и в этом ее серьезное отличие от беллетристики. Для чтения-отдыха требуется другое: приукрашенная реальность, достаточно даже изображения одного - нескольких ее сегментов. (Так, в романах Д.Донцовой протагонисты при всем разнообразии интерьеров и мест действия попадают в похожие ситуации и сталкиваются с определенными типажами неприятелей. Героини не страдают, не погружаются в депрессию, не делают мучительного выбора - для читательниц создается свой фальшивый «мирок», где им комфортно.)

Стратегии авторского успеха

Любой текст, предназначенный для чтения, предполагает наличие читательской аудитории (или «референтной группы»), способной придать своей оценке текста статус значимой.

Стратегия автоа включает не только процедуру создания текста; автор способен в той или иной степени влиять на процессы интерпретации, оценки и функционирования его текста в читательской аудитории. Он может занять пассивную позицию по отношению к процессам функционирования своих текстов, полагая смыслом своей авторской стратегии лишь процесс создания текста, или активную, становясь своеобразным посредником, между своим текстом и «референтной группой».

Авторская стратегия, помимо процедуры создания ряда текстов, состоит также в выборе читательского поля, наиболее подходящего для функционирования его текстов, и в способе своего имиджа, в манере поведения.

Точность при выборе пространства для функционирования и оценки текста (и авторского поведения в этом пространстве) соответствует критериям оценки, которые могут быть обозначены как критерии успеха, а сама авторская стратегия может быть названа стратегией успеха. Понятно, что эти категории – исторически и социально обусловленные, они меняются в зависимости от времени и состояния общества, к которому принадлежит «референтная группа» и оцениваемое явление. Трансформируясь, общество способно изменить оценку текста «референтной группой», первоначально отвергнувшей или, наоборот, высоко оценившей ту или иную практику.

Литературные премии Задача литературных премий — поощрение литераторов за достижения в области литературы, признание заслуг лауреатов и влияния, оказанного ими на развитие литературы в целом или её отдельных направлений.

Премии учреждаются государственными и муниципальными организациями, общественными объединениями профессиональных и любительских литераторов, благотворительными фондами, частными лицами и компаниями.

Премии дифференцируются по жанрам, по возрасту авторов, тематике произведений и т. д. Долгое время в Российской империи специальных премий для литераторов не было. Обычно они получали премии, учреждённые для учёных. Первой российской премией вручаемой за литературную деятельность стала Пушкинская премия, учреждённая в 1881 г. Первой литературной премией СССР стала премия имени Сталина по литературе. Появившаяся ранее Ленинская премия первоначально вручалась только за научные труды, присуждать её за выдающиеся произведения литературы и искусства стали только с 1957 года. Первой премией постсоветской России за литературные достижения стала Государственная премия Российской Федерации, присуждаемая с 1992 года Президентом Российской Федерации. Первой негосударственной премией в России после распада СССР стал Русский Букер, учреждённый в 1992 году по инициативе Британского Совета в России. В 1994 году появилась первая в России именная литературная премия — имени В. П. Астафьева.

Прозаические:

· БОЛЬШАЯ КНИГА

· Русский букер

· Национальный бестселлер

· ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА

· Ясная поляна

· НОВАЯ ПУШКИНСКАЯ ПРЕМИЯ

· Бунинская премия

· Премия Белкина (за повести)

· Премия имени Юрия Казакова (за лучший рассказ). Премия им. Юрия Казакова финансировалась Благотворительным резервным фондом.[5] В 2012 году присуждение премии было приостановлено, по заявлению организаторов — «по техническим причинам».

Поэтические:

· Премия «Антология»

· «Московский счёт»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.013 с.)