Тема 14. Управление в области внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Управление в области внутренних дел



 

План:

1. Содержание управления в области внутренних дел.

2. Организационно-правовые формы управления внутренними делами.

3. Организация милиции. Особенности службы в милиции.

4. Административно-правовые полномочия сотрудников органов внутренних дел.

 

Семинар – 2 часа. Пункты 2-4 плана.

 

Вопросы экспресс-опроса

1. Задачи милиции.

2. Правовая основа деятельности милиции.

3. Виды территориальных органов внутренних дел.

4. Виды подразделений милиции общественной безопасности.

5. Полномочия сотрудников милиции при охране общественного порядка.

6. Особенности службы в органах внутренних дел.

 

Задачи

1. В газете «Аргументы и факты» было публиковано письмо читателя под заголовком «Теперь не пою»:

«Получив заработную плату, добытую нелегким трудом монтера пути, я решил это дело обмыть, зашел в пивбар, где пиво и водка в розлив.

Потом пошел домой, по пути меня подобрал милицейский «воронок», обещая подвезти до дома. А завезли в райотдел и составили на меня протокол, «за появление в общественном месте в виде, оскорбляющем человеческое достоинство». Единственное, что я делал, – негромко напевал песню, которую очень люблю, – из кинофильма «Весна на Заречной улице».

В милиции сержант приказал мне раздеться до трусов – хмель от холода и унижения как рукой сняло. Но больше всего меня возмутило, когда мне приказали снять крест на цепочке. Он для меня не дань моде, я воспитан в религиозной семье, крест носил всегда, как человек верующий.

Я даже не возражаю, что меня наутро оштрафовали на 120 руб., мне обидно, почему я подвергнут такому унижению.

А любимую песню теперь не пою, даже на свадьбе или по просьбе друзей.

Андрей Т., Липецкая обл.»

Прокомментируйте ситуацию.

 

2. Проживающие в общежитии студенты играли в холле в настольный теннис. Они обратили внимание на вошедших в общежитие двух сержантов милиции с табельным оружием и резиновыми дубинками. Внешне было видно, что оба сотрудника милиции находились в нетрезвом состоянии, развязно себя вели. Они стали требовать, чтобы студенты прекратили играть в теннис. Когда те не подчинились, сотрудники милиции потребовали от них встать в шеренгу, на что студенты отреагировали шутками, пытаясь закончить инцидент компромиссом. После этого один из сотрудников милиции вытащил из захвата на поясном ремне резиновую дубинку и ударил студента Шаламова по спине, повторить то же самое ему помешали другие студенты. Применив силу, они отобрали дубинки, табельное оружие и удостоверения у сотрудников милиции и пошли в милицию, чтобы сообщить о случившемся.

Какие правовые последствия могут наступить для сотрудников милиции и для студентов?

 

3. Начальник РУВД наложил на Фомина административный штраф за уклонение от перерегистрации гладкоствольного охотничьего ружья. Соседка по квартире обратилась с просьбой смягчить меру наказания, так как Фомин страдает психическим заболеванием. Начальник РУВД отменил свое постановление о наложении штрафа и ограничился предупреждением.

Проанализируйте данное дело.

 

4. Начальник ГИБДД города был избран депутатом городской Думы. Прокурор города усмотрел в совмещении этих должностей нарушение законности. Начальнику ГУВД области было направлено представление, в котором начальнику ГИБДД города предлагалось приостановить службу в милиции, уволиться из органов внутренних дел или сложить депутатские полномочия. Начальник ГИБДД возражал и объяснял свою позицию тем, что, во-первых, изменения в закон о милиции о невозможности совмещения должностей были внесены после избрания его депутатом, а следовательно, не могут к нему применяться; а, во-вторых, к начальнику УВД города, являющемуся председателем комиссии по законности городской Думы, представления прокурора не направляются и никакие меры не применяются.

Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Мировой судья оштрафовал начальника ГИБДД за умышленное невыполнение требований прокурора. Начальник ГИБДД обжаловал постановление в городском суде.

Дайте юридический анализ ситуации.

 

Литература:

· О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. (с изм. и доп.) // Ведомости…РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

· Об оружии: Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

 

Б. Содержание курса для заочной и очно-заочной форм обучения

Заочная форма обучения

№ п/п № модуля дисциплины № темы семинарского занятия Темы занятий   Трудоемкость (часы)
1. модуль 3 тема 10 Правовые акты государственного управления  

Очно-заочная форма обучения

№ п/п № модуля дисциплины № темы семинарского занятия Темы занятий   Трудоемкость (часы)
1. модуль 2 тема 5 Граждане как субъекты административного права  
2. модуль 2 тема 7 Органы исполнительной власти  
3. модуль 2 тема 8 Государственная гражданская служба  
4. модуль 3 тема 10 Правовые акты государственного управления  
5. модуль 3 тема 13 Административная ответственность  

 

III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

К формам текущего контроля по дисциплине относятся экспресс-опросы, выявляющие степень подготовленности студентов по теме занятия, и самостоятельные работы на семинарских занятиях, а также проверка выполнения письменных (в том числе домашних) заданий и решений задач.

Формами промежуточного контроля по дисциплине являются:

1) контрольная работа;

2) компьютерное тестирование;

3) оценка работы на семинарских занятиях.

Формами итогового контроля выступают:

1) зачёт (по итогам третьего семестра);

2) экзамен (по итогам четвёртого семестра).

 

Вопросы к экзамену по всему курсу

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.

2. Исполнительная власть: понятие, характерные черты, соотношение с государственным управлением.

3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.

4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Реализация норм административного права. Источники административного права.

6. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.

7. Понятие и виды субъектов административного права.

8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.

9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.

10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.

11. Судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.

12. Основы административного правового положения юридических лиц (организаций). Способы защиты их прав.

13. Особенности административного правового положения общественных и религиозных объединений.

14. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

15. Виды и система органов исполнительной власти.

16. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

17. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус.

18. Федеральные органы исполнительной власти.

19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Администрация Красноярского края.

21. Административный правовой статус органов местного самоуправления.

22. Правовое регулирование государственной службы.

23. Понятие и принципы государственной гражданской службы.

24. Понятие и виды государственных гражданских служащих, основы их административного правового статуса.

25. Прохождение государственной гражданской службы.

26. Дисциплинарная ответственность по административному праву. Дисциплинарное производство.

27. Содержание (функции) государственного управления.

28. Виды функций органов исполнительной власти: функции по разработке государственной политики и правовому регулированию, функции государственного контроля и надзора, функции по предоставлению публичных услуг.

29. Методы государственного управления: понятие и виды.

30. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.

31. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.

32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.

33. Административный правовой договор.

34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.

35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции.

36. Административное принуждение. Виды мер административного принуждения.

37. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

38. Понятие и основные черты административной ответственности.

39. Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях».

40. Понятие и состав административного правонарушения.

41. Понятие и виды административных наказаний.

42. Общие правила назначения административных наказаний.

43. Особенности административной ответственности юридических лиц.

44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

45. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: задачи, участники, процессуальные гарантии.

46. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные сроки.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.

48. Государственное управление в сфере экономики.

49. Государственное управление в административной сфере.

50. Государственное управление в социальной сфере.

51. Антимонопольная деятельность. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.

52. Государственное управление в области охраны природы. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

53. Государственное управление в сфере образования.

54. Правовые основы управления в области обороны. Особенности военной службы.

55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.

56. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.

57. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.

58. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.

59. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.

60. Административное право зарубежных стран.

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1. Цели и задачи самостоятельной работы студентов

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Административное право» является формирование профессиональной компетентности будущего юриста.

Задачи самостоятельной работы студентов:

- овладение теоретическими (фундаментальными, догматическими) знаниями о государственном управлении и его правовом регулировании;

- овладение профессиональными умениями и формирование навыков юридической деятельности;

- формирование опыта собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности.

 

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (в том числе научного) уровня.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы.

1. Подготовительный этап включает определение целей, задач, составление программы (плана) с указанием видов работы, её сроков, результатов и форм контроля, подготовку методического обеспечения, согласование самостоятельной работы с преподавателем.

2. Основной этап состоит в реализации программы (плана) самостоятельной работы, использовании приемов поиска информации, усвоении, переработке, применении и передаче знаний, фиксировании результатов работы. На основном этапе студент может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.

3. Заключительный этап означает анализ результатов и их систематизацию, оценку продуктивности и эффективности проделанной работы, формулирование выводов о дальнейших направлениях работы.

 

4.2. Виды самостоятельной работы студентов

 

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

2) самостоятельная работа при прослушивании лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, а также своевременная доработка конспектов лекций;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебным дисциплинам;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям, зачетам и экзаменам;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой;

7) написание рефератов, контрольных, курсовых, квалификационных, дипломных работ и их защита;

8) выполнение собственных научных исследований, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе кафедры, факультета, института и университета в целом;

9) производственная и практика по приобретаемой в университете специальности;

10) систематическое изучение периодической печати, научных монографий, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам.

 

Традиционно по своему характеру все многообразие учебной деятельности студентов объединяют в три группы.

1. Репродуктивная учебная деятельность:

- самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы,

- прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.

2. Познавательно-поисковая учебная деятельность:

- подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских занятиях,

- подбор литературы по учебной проблеме,

- написание контрольной, курсовой работы и др.

3. Творческая учебная деятельность:

- написание рефератов,

- написание научных статей,

- участие в научно-исследовательской работе в составе творческого коллектива,

- подготовка дипломной (выпускной квалификационной) работы,

- выполнение специальных творческих заданий и др.

Указанные виды самостоятельной работы осуществляются всеми студентами, независимо от специальности.

 

Все виды самостоятельной работы по административному праву могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные виды самостоятельной работы выполняются в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем, который проводит семинарские занятия в студенческой группе. Дополнительные виды самостоятельной работы выполняются по выбору студента и сопровождаются контролем результатов преподавателем, который является научным руководителем студента. Дополнительные виды самостоятельной работы по административному праву рекомендуются тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении публичного права и сферы государственного управления, а также студентам, планирующим в последующем выбрать государственно-правовую специализацию в юридическом образовании.

 

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов при изучении административного права относится:

а) самостоятельное изучение теоретического материала,

б) решение задач к семинарским занятиям,

в) выполнение письменных заданий к семинарским занятиям,

г) подготовка ролевых игр (предполагается две ролевые игры по темам «Обращения граждан», «Производство по делу об административном правонарушении»).

 

Дополнительными видами самостоятельной работы являются:

а) выполнение курсовых работ по административному праву в 3-6 семестрах;

б) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

в) участие в ежегодной научной студенческой конференции, которая проводится в апреле или мае каждого года;

г) выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра по административному праву в 8 семестре.

Данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении административного права и выполняются студентами по собственной инициативе с предварительным согласованием с преподавателем.

 

4.3. Оценка самостоятельной работы студентов

 

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Административное право» оценка самостоятельной работы не является.

Вместе с тем оценка самостоятельной работы всё же имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

 

Независимо от вида самостоятельной работы, критериями оценки самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ (в том числе, умение отделить правовую проблему от правовых условий жизненной ситуации);

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении административно-правовых источников, т.е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений административного права, оригинальные пути их практического применения;

д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами административного права;

ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

Самостоятельное изучение теоретического курса

 

Самостоятельное изучение теоретического материала административного права предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

 

Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса административного права выступают:

- учебники по предмету;

- курсы лекций по предмету;

- учебные пособия по отдельным темам (например, по административной ответственности);

- научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках;

- научные монографии.

 

Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании контрольных курсовых, дипломных работ, научных рефератов.

Существует несколько способов составления списка необходимой литературы.

Во-первых, в учебной программе дисциплины, в методических указаниях к семинарским занятиям приводится список основной и дополнительной литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины. При подготовке научных работ целесообразно изучать общий список литературы и делать выборку подходящей к теме литературы.

Во-вторых, в большинстве учебников, монографий и статей делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме. Целесообразно изучать научную ту литературу, на которую ссылаются исследователи в своих научных публикациях, поскольку изучение именно такой литературы формирует представление о состоянии и развитии того или иного института.

В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей проблеме имеется в диссертациях. Сами диссертации хранятся в диссертационном зале Российской Государственной библиотеки и в библиотеке университета (выполненные его преподавателями). Библиотека Сибирского федерального университета имеет доступ к электронному архиву диссертаций. Такой источник информации о научных публикациях целесообразно использовать, в первую очередь, при подготовке выпускной работы, а также в курсовом проектировании при исследовании сложных, незаурядных тем.

В-четвертых, поиску необходимой литературы существенно помогут различного рода библиографические указатели и пособия. В библиографическом отделе библиотеке можно воспользоваться такими указателями или прибегнуть к помощи специалистов-библиографов.

В-пятых, в последних номерах журналов, вышедших в том или ином году, публикуется перечень всех статей, опубликованных в данном журнале в течение года. Подготовку к написанию научной работы (статьи, доклада на конференции, курсовой или выпускной работы) рекомендуется начинать именно с подобного поиска. Особенно такая рекомендация касается административного права, поскольку научных монографий по предмету в последние годы, как правило, не издаётся, и наиболее актуальные вопросы, а также результаты научных исследований учёных-административистов можно обнаружить именно в журнальных публикациях. Статьи по предмету административного права преимущественно размещаются в следующих журналах:

- «Государство и право»;

- «Журнал российского права»;

- «Правоведение»;

- «Lex Russia (Труды МГЮА)»;

- «Административное право и процесс»;

- «Российский юридический журнал» и др.

Кроме того, учитывая, что предметом административного права являются государственно-управленческие отношения, отдельные публикации можно найти в журналах по управлению и государственной власти. Например, «Проблемы теории и практики управления», «Право и политика», «Конституционное и муниципальное право» и др.

Разрешение теоретических вопросов в судебной практике отражается в публикациях, например, «Вестника Высшего арбитражного суда РФ».

Многие печатные публикации размещаются в справочных правовых системах «Консультант плюс», «Гарант». Причём некоторые публикации готовятся специально для справочных правовых систем.

 

При самостоятельной подготовке по данным вопросам следует руководствоваться соответствующими фрагментами лекций, разделами учебников, а также рекомендованными в учебной программе и методических указаниях к семинарским занятиям списками нормативных правовых актов и литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.116 с.)