Общие указания по решению кейсов, задач и выполнению заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие указания по решению кейсов, задач и выполнению заданий



 

По курсу административного права одной из форм работы студентов является решение задач и кейсов.

Учитывая то, что юристу важно научиться излагать свою позицию по конкретным делам, рекомендуется решать кейсы и задачи в письменном виде, а также пользоваться образцами юридических документов, которые приведены в настоящем учебно-методическом пособии.

Для успешного решения задач и кейсов по административному праву студенту, в зависимости от темы семинарского занятия и объема изученного на лекциях и семинарских занятиях, необходимо знать:

- материальные и процессуальные нормы, регулирующие спорные правоотношения;

- способы разрешения правовых коллизий (соотношение общей и специальной нормы права и т.д.);

- структуру нормы права и особенности структуры нормы административного права;

- способы толкования норм права (грамматическое, системное и т.д.);

- правила восполнения пробелов в правовом регулировании (аналогия закона, аналогия права);

- правила цитирования нормативных правовых актов, разъяснений высших судов.

Поэтому обоснованным является постоянное обращение к положениям теории права.

Условия задания, задачи и кейса необходимо читать внимательно. Каждое предложение может иметь значение для правильного решения. От студента требуется точное исследование изложенных обстоятельств, определение проблемных моментов. Решение должно быть нацелено на тот вопрос, который поставлен в задании.

Задания, задачи и кейсы необходимо решать таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. Главное правило при построении структуры решения по административному праву, как и по другим отраслевым правовым предметам, состоит в том, что в большинстве случаев структура решения задачи предопределяется нормами действующего законодательства.

 

Любое задание завершается общим выводом. Принимая во внимание специфику предмета, важно заметить, что и решение, и вывод должны начинаться словами «согласно статье…Федерального закона…», «в соответствии с действующим законодательством…». Личное мнение и отношение студента к условиям задачи могут являться только дополнительным отступлением в общем решении, но не его основой.

 

 

Кейсы отличаются от задач по целям их использования в обучении.

 

Задачи

Решение задач направлено на изучение и применение студентами отдельных теорий, методов, принципов. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Решение задач осуществляется, как правило, в письменном виде и излагается по определенной структуре. В основу схемы решения задачи положена структура правоотношения.

 

СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

 

1. Субъектный состав правоотношения (орган исполнительной власти, гражданин).

2. Определение фактических обстоятельств (выяснение, какие конкретно действия совершил каждый субъект права);

3. Права и обязанности органа исполнительной власти (компетенция), применительно к ситуации, изложенной в задачи.

4. Права и обязанности гражданина, применительно к ситуации, изложенной в задаче.

5. Определение правовой природы спорных правоотношений.

6. Определение применимой нормы материального и процессуального права.

7. Соответствие действий (бездействия), решения органа исполнительной власти нормам материального и процессуального права:

а) компетенция органа исполнительной власти (должностного лица):

- вправе ли издавать акт государственного управления;

- вправе ли издавать акт государственного управления по такому вопросу.

б) отвечает ли содержание акта государственного управления правовому основанию (соответствует ли содержание акта актам более высокой юридической силы).

в) соблюдены ли требования к форме акта государственного управления.

г) соблюдены ли требования к порядку принятия (издания) акта и доведения до сведения заинтересованных лиц.

8. Соответствие действий (бездействия) гражданина нормам материального и процессуального права.

9. Вывод.

 

Кейс

Кейс, предложенный студентам по той или иной теме административного права, содержит не только описание реальных и вымышленных обстоятельств, но и аргументы лиц, перечисленных в тексте кейса. Кейсы могут быть построены на конкретной правовой проблеме либо содержать комплекс правовых вопросов.

Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Цели решения кейсов. Решение задач, с одной стороны, позволяет освоить методику юридической работы с конкретными административно-правовыми делами, с другой стороны, закрепить полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке знания теоретических положений, действующего законодательства, судебной практики по административному праву.

Условия успешного решения кейсов. Для решения кейсов по административному праву студенту, в зависимости от темы семинарского занятия и объема изученного на лекциях и семинарских занятиях, необходимо знать:

- материальные и процессуальные нормы, регулирующие спорные правоотношения;

- способы разрешения правовых коллизий (соотношение общей и специальной нормы права и т.д.);

- структуру нормы права и особенности структуры нормы административного права;

- способы толкования норм права (грамматическое, системное и т.д.);

- правила восполнения пробелов в правовом регулировании (аналогия закона, аналогия права);

- правила цитирования нормативных правовых актов, разъяснений высших судов.

Условия кейса необходимо читать внимательно. Каждое предложение в кейсе может иметь значение для его правильного решения. От студента требуется точное исследование обстоятельств, изложенных в кейсе, определение проблемных моментов. Все кейсы по административному праву на семинарских занятиях, как правило, решаются в письменном виде согласно структуре решения, предложенной преподавателем или выработанной студентом самостоятельно.

Структура решения кейса. Кейсы необходимо решать таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. С одной стороны, это позволит выработать определенные алгоритмы работы с юридическими делами, с другой стороны, получить системные знания по административному праву.

Традиционная структура решения кейса может состоять из двух частей: процессуальной и материальной. В процессуальной части решения анализируются процессуальные вопросы, если такие проблемы содержатся в кейсе. Например, надлежащее ли лицо обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица органа исполнительной власти, не пропущен ли срок на обращение в суд за защитой нарушенного права. В материальной части решения исследуются вопросы материального права. Например, вопрос о соответствии акта государственного управления установленным требованиям, наличие (отсутствие) состава административного правонарушения в действиях конкретного лица.

В том случае, если кейс не содержит процессуальных вопросов, структура решения кейса может строиться по каждому лицу, указанному в задаче. Например, в первой части решения студент анализирует права и обязанности гражданина, во второй части решения анализируются права и обязанности организации государственного органа. Количество частей в структуре решения кейса зависит от количества действующих лиц.

Главное правило при построении структуры решения состоит в том, что в большинстве случаев структура решения задачи предопределяется нормами действующего законодательства.

Для иллюстрации работы с кейсами в настоящих методических указаниях приводятся два варианта структуры решения кейсов. Первый вариант структуры может быть использован при решении кейса, где ключевым моментом является акт государственного управления. Второй вариант структуры может быть использован при решении кейсов по административной ответственности. Общее правило заключается в том, что при решении конкретного кейса нельзя слепо руководствоваться предложенной структурой. Необходимо проверять только те пункты, которые имеют значение для конкретных обстоятельств дела, изложенных в кейсе. Другими словами, структура решения кейса должна быть адаптирована к конкретным условиям, изложенным в кейсе.

В каждом случае, преподаватель, рассчитывает получить в качестве вывода аргументированное мнение студента о том, какое решение в данной ситуации примет правоприменитель (суд, орган исполнительной власти).

 

 

Структура решения кейса

(недействительность акта государственного управления)

 

I. Процессуальная часть решения: проверка допустимости заявления*

1. Вид судопроизводства (подлежит ли дело рассмотрению в рамках административного судопроизводства).

a) правовая природа спора (необходимо определить, к какому виду публичного права относится спор – конституционное, административное, уголовное; для этого необходимо проанализировать, какими нормами права стороны аргументируют свои требования);

б) подведомственность и подсудность (какому из судов, рассматривающих публично-правовые споры, подведомственно и подсудно рассмотрение спора и на основании каких процессуальных норм);

2. Предмет заявления (заявитель должен требовать признание акта государственного управления недействительным).

3. Субъективное право на обжалование – заинтересованность (обоснование возможности нарушения субъективных публичных прав заявителя вследствие издания оспариваемого акта государственного управления. Возможное нарушение субъективного публичного права имеет место тогда, когда заявитель, например, является адресатом оспариваемого акта, на заявителя возложены обязанности, он незаконно привлечен к ответственности.).

4. Процессуальная правосубъектность (обладает ли заявитель процесссуальной право- и дееспособностью).

5. Соответствие заявления формальным требованиям

а) письменная форма;

б) соблюдение требований, предъявляемых к содержанию заявления;

в) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора;

г) сроки обращения в суд.

6. Вывод

II.Материальная часть решения: проверка обоснованности заявления

Заявитель и ответчик являются надлежащими, оспариваемый акт государственного управления не соответствует закону и нарушает права заявителя – в таком случае заявление признается обоснованным

1. Проверка являются ли заявитель и ответчик надлежащими

2. Законность акта государственного управления

а) Формальная законность

- предметная и территориальная подведомственность издания акта (издан ли акт государственного управления в пределах компетенции административного органа, должностного лица);

- соблюдение требований к форме акта государственного управления;

- соблюдение процедуры издания акта государственного управления;

- наличие в акте указания на правовое основание для его издания;

- обнародование акта государственного управления (был ли акт доведен до сведения заинтересованных лиц).

б) Материальная законность

- правовое основание для издания административного акта (проверяем, является ли указанное в акте правовое основание надлежащим правовым основанием);

- формальная и материальная законность правового основания для издания административного акта (является ли законным основание, послужившее для издания акта)

- соответствие акта государственного управления правовому основанию

· выполнение предпосылок, установленных в законе;

· правильный адресат акта государственного управления;

· соблюдение принципа соразмерности;

· при наличии у административного органа усмотрения, проверка правильности реализации усмотрения.

3. Вывод

 

III. Общий вывод

 

СТРУКТУРА решения кЕЙСА

(привлечение к административной ответственности в судебном порядке)

 

I. Процессуальная часть решения: проверка допустимости заявления

1. Производство по рассмотрению дела об административном правонарушении (необходимо определить вид судопроизводства: осуществляется ли производство в порядке, установленном КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ).

2. Подведомственность и подсудность (какому суду подведомственно и подсудно рассмотрение материалов о привлечении к административной ответственности: мировой судья, федеральный суд общей юрисдикции, арбитражный суд).

3. Соответствие заявления о привлечении к административной ответственности формальным требованиям

1) соблюдение письменной формы;

2) соблюдение требований, предъявляемых к содержанию заявления.

4. Вывод

 

II. Материальная часть решения: проверка обоснованности заявления

1. Заявитель – надлежащее лицо на обращение в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности (прокурор, лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении и т.д.).

2. Сроки давности привлечения к административной ответственности (два месяца, один год, порядок исчисления сроков).

3. Законность протокола об административном правонарушении и иных протоколов:

1) формальная законность:

а) составление протокола уполномоченным должностным лицом (составлен ли протокол в пределах компетенции административного органа, должностного лица);

б) соблюдение требований к форме протокола об административном правонарушении;

в) соблюдение процедуры составления протокола об административном правонарушении.

2) материальная законность:

а) правовое основание для возбуждения дела об административном правонарушении (норма, предусматривающая административную ответственность);

б) формальная и материальная законность нормы, предусматривающей административную ответственность;

в) наличие события административного правонарушения (какие конкретно действия (бездействие) противоправного характера совершило лицо);

г) наличие лица, совершившего противоправное деяние (является ли лицо субъектом административного правонарушения);

д) виновность лица;

е) наличие (отсутствие) в действиях лица объективной стороны состава административного правонарушения;

ж) характер и размера ущерба, причиненного административным правонарушением (особенно важно в тех случаях, когда ущерб является обязательным признаком состава правонарушения);

з) наличие (отсутствие) действия лица в состоянии крайней необходимости;

и) отграничение вменяемого лицу административного правонарушения от смежных составов административных правонарушений и преступлений;

к) определение размера наказания (обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность и т.д.).

4. Вывод

III. Общий вывод

 

 

Подготовка к ролевым играм

 

В учебном плане предусмотрено проведение по дисциплине «Административное право» ролевых имитационных игр по темам «Обращения граждан», «Производство по делу об административном правонарушении». По инициативе студентов отдельные семинарские занятия также могут проводиться в форме ролевой игры.

Предлагаются следующие сценарии проведения ролевых игр.

 

I. Сценарий ролевой имитационной игры по теме: «Обращения граждан» – 2 часа.

 

Участники игры

1. Гражданин, чьи права (интересы) нарушены.

2. Должностное лицо (орган), чьи действия обжалуются.

3. Вышестоящее должностное лицо (орган).

4. Адвокат.

5. Прокурор.

6. Судья.

7. Родственники, друзья, знакомые.

8. Представители общественной организации правозащитного характера.

 

Фабулу дела студенты выбирают самостоятельно (нарушение правил торговли или обслуживания, нарушение прав студентов, отказ в регистрации по месту жительства, отказ в выдаче медицинской справки или отказ в медицинском обслуживании, отказ в изменении записи о фамилии в паспорте, ограничение на обслуживание в библиотеке и т.д.).

В ходе игры должны быть составлены различные жалобы и официальные ответы на них.

 

II. Сценарий ролевой игры по теме: «Право граждан на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов» – 2 часа.

Участники игры

1. Инициаторы проведения мероприятия – 3 человека.

2. Члены общественных организаций.

3. Глава муниципального образования.

4. Юрисконсульт администрации.

5. Начальник РУВД.

6. Сотрудники милиции – 3 человека.

7. Прокурор.

8. Случайные прохожие.

 

Инициаторы проведения мероприятия организуют подготовительные действия, составляют необходимые документы, представляют их в официальные инстанции, а также проводят само мероприятие, обеспечивая общественный порядок и спокойствие. Тему и форму проведения мероприятия студенты выбирают самостоятельно.

 

III. Сценарий ролевой игры по теме: «Производство по делам об административных правонарушениях» – 2 часа.

Участники игры

1. Правонарушитель.

2. Свидетель (свидетели).

3. Сотрудники милиции.

4. Начальник РУВД.

5. Судья районного суда.

6. Защитник.

7. Родственники, знакомые, соседи (факультативно).

 

Вариант фабулы дела

Правонарушитель во дворе жилого дома в присутствии играющих детей распивал спиртные напитки. Проживающий в этом доме гражданин сделал ему замечание. Правонарушитель, считая себя оскорбленным, нецензурно обругал его, последний позвонил в милицию. Сотрудники милиции после выяснения обстоятельств дела доставили правонарушителя в РУВД для составления протокола. Начальник РУВД рассмотрел материалы дела и вынес постановление. Правонарушитель (с помощью защитника) обжаловал постановление. Судья рассмотрел материалы дела с участием различных лиц.

Примечание: студенты могут самостоятельно выбрать фабулу дела.

 

Процессуальные документы, которые должны быть составлены

1. Протокол об административном задержании.

2. Протокол об административном правонарушении.

3. Постановление начальника РУВД.

4. Жалоба на постановление.

5. Постановление (решение) судьи.

При составлении процессуальных документов для ролевых игр можно использовать образцы протоколов, постановлений и других актов, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти. Большая часть образцов документов размещена в разделе «Деловые бумаги» справочной правовой системы «Консультант плюс».

Игровой момент при проведении подобных занятий не исключает, а напротив, предполагает серьёзное отношение к процессу подготовки игры.

Обязательным требованием при подготовке ролевой игры является тщательное изучение нормативных правовых актов, и в отдельных случаях – судебной практики, всеми участниками. Ключевые вопросы по применению законодательства должны обсуждаться предварительно, до начала ролевой игры.

Подготовка любой ролевой игры должна начинаться с определения фабулы дела. После этого необходимо распределить роли участников и, следовательно, персональные задания по подготовке проведения ролевой игры. Например, задача судьи состоит в вынесении решения, данный документ должен готовиться тем студентом, который выполняет в игре роль судьи.

Те студенты, которые не получили отдельной роли в имитационной игре, выступают в качестве зрителей-экспертов, и дают собственное заключение (в произвольной форме, если иное не задано) о соблюдении действующего законодательства по итогам ролевой игры.

Выполнение курсовых работ

 

Курсовые работы по административному праву студенты могут выполнять на всех курсах обучения, вне зависимости от наличия предмета в учебном плане курса.

Приветствуется разработка одной темы на протяжении нескольких семестров с последующим написанием по этой теме выпускной работы.

 

Студентам предлагается следующий примерный перечень тем для выполнения, как курсовых работ, так и выпускных квалификационных работ.

1. Актуальные вопросы предмета административного права.

2. Основные понятия административного права в контексте административной реформы.

3. Особенности норм административного права.

4. Презумпции в административном праве.

5. Международные нормы и принципы в административном праве.

6. Современная теория административных правовых отношений.

7. Субъективные публичные права граждан.

8. Понятие должностного лица в административном праве.

9. Коллективные субъекты административного права.

10. Административная правосубъектность гражданина.

11. Административный правовой статус индивидуальных предпринимателей.

12. Способы защиты прав граждан в сфере государственного управления.

13. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.

14. Внесудебный порядок защиты субъективных публичных прав.

15. Досудебный порядок обжалования актов государственного управления.

16. Судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.

17. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере государственного управления.

18. Обжалование нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере государственного управления.

19. Государственное управление как деятельность исполнительной власти.

20. Принципы государственного управления.

21. Юридические лица публичного права.

22. Понятие и виды органов исполнительной власти.

23. Компетенция органов исполнительной власти.

24. Актуальные вопросы правового статуса органов исполнительной власти.

25. Понятие и виды функций органов исполнительной власти.

26. Понятие и пределы административного усмотрения.

27. Система федеральных органов исполнительной власти.

28. Правовое положение территориального органа.

29. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных властных полномочий.

30. Наделение лиц частного права государственными властными полномочиями.

31. Государственная служба: понятие, принципы и правовое регулирование.

32. Особенности отдельных видов государственной службы.

33. Запреты, связанные с государственной гражданской службой.

34. Прохождение государственной гражданской службы.

35. Реализация принципа равного доступа к государственной службе.

36. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

37. Дисциплинарная ответственность по административному праву.

38. Методы государственного управления.

39. Конкурсные процедуры в сфере государственного управления.

40. Понятие и виды форм государственного управления.

41. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.

42. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

43. Дефектные правовые акты государственного управления.

44. Способы обеспечения законности правовых актов государственного управления.

45. Административные процедуры: современное понимание и проблемы правового регулирования.

46. Административный договор.

47. Функция государственного контроля и надзора.

48. Сущность и классификация мер административного принуждения.

49. Административная ответственность.

50. Законодательство об административных правонарушениях.

51. Понятие и состав административного правонарушения.

52. Понятие и виды субъектов административной ответственности.

53. Особенности административной ответственности юридических лиц.

54. Система административных наказаний.

55. Особенности отдельных видов административных наказаний.

56. Государственное управление в отдельных отраслях и сферах.

 

Ежегодно преподаватели кафедры определяют наиболее актуальные и значимые темы для выполнения курсовых и выпускных работ. Ознакомиться с данными темами можно на кафедре конституционного, административного и муниципального права.

Выбранная студентом тема подлежит согласованию с тем преподавателем, который является научным руководителем работы. Особо приветствуется выполнение курсовых и выпускных работ практической направленности.

 

Работа по курсовому проекту начинается с определения темы. Затем студент самостоятельно знакомится с литературой и предлагает план курсовой работы. План работы включает такие части, как введение, основную часть, подразделяющуюся на главы и параграфы, заключение. В каждой курсовой работе обязательно наличие общего списка нормативных актов и литературы.

Согласованный с научным руководителем план курсовой работы может корректироваться по ходу работы над проектом.

Подготовленный студентом первый текст работы (в печатном бумажном или электронном виде) вычитывается научным руководителем и, как правило, передаётся для последующей редакции. Проведение более, чем одной, редакции одного фрагмента текста, может отразиться на итоговой оценке курсовой работы. Поэтому студенту следует внимательно относиться к замечаниям научного руководителя.

 

Чистовой вариант курсовой работы служит основанием для проведения защиты курсового проекта. Защита предполагает собеседование по вопросам, изложенным в курсовой работе. На защите курсовой работы могут присутствовать другие студенты и преподаватели. Возможно проведение защиты курсовых работ в форме «круглого стола» или выступления на студенческих конференциях.

 

Обычный объём курсовой работы составляет 25-30 страниц формата А4. Список источников, достаточный для полного освещения темы – 50 изданий, включая нормативные акты, учебники, статьи и др.

 

К оформлению текста курсовой работы (как и любого письменного задания) предъявляются требования, соблюдение которых обязательно.

Поля страниц должны быть:

а) левое - 30 мм;

б) правое - 15 мм;

в) верхнее - 30 мм, включая номер страницы (до верхней границы номера страницы 20 мм + 5 мм номер страницы + 5 мм до текста - всего 30 мм) при нумерации страниц вверху и 25 мм при нумерации внизу;

г) нижнее - 25 мм (при нумерации страниц внизу поле должно составлять 30 мм, см. п. «в»).

Абзацный отступ одинаковый по всей рукописи - 1,25 см.

При наборе необходимо установить автоматический перенос.

Работа должна быть набрана кг. 14 через 1,5 интервала.

Не допускается:

- два и более пробелов,

- выделения в тексте подчеркиванием,

- формирование красной строки с помощью табуляции и пробелов,

- автонумерация (нумерованных и маркированных списков) в главах
и абзацах. Все набирают вручную.

Заголовки и подзаголовки отделяют от основного текста двумя междустрочными интервалами (1 Enter кг. 14): сверху и снизу. Причем выделения должны быть одинаковыми во всем издании. Названия глав, параграфов и пунктов набирают жирным шрифтом.

Например, для набора самого крупного заголовка используют кг. 16 или кг. 14 заглавный жирный, для подзаголовков - кг. 16 или кг. 14 строчный жирный. Шрифт в заголовках должен иметь только прямое начертание.

Более крупные шрифты использовать для набора заголовков нежелательно.

К таблицам предъявляются следующие требования.

Слово «Таблица» пишут кг. 14 в правой стороне страницы. Таблица может иметь название, которое располагают ниже. Название таблиц центрируют и набирают кг. 14. Таблицы нумеруют, если их несколько. Нумерация может быть однозначной или включать номер главы, параграфа, пункта: таблица 1, таблица 1.1, таблица 1.1.1 и т. д. Ссылки на таблицу приводят в тексте в круглых скобках или без скобок: табл. 1.2, (табл. 1.2).

В одном издании нумерация таблиц должна быть одинаковой: сквозной или включать номер главы, параграфа, пункта. Текст внутри таблицы может быть набран как кг. 14, так и меньшим кеглем (в зависимости от объема материала, размещаемого в таблице). В таблице не должно быть пустых граф. Текст в графах располагают от левого края либо центрируют.

Любое издание должно сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

 

4.8. Иные формы самостоятельной работы

К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, выступлений на «круглых столах», конференциях, анализ законов и законопроектов, судебной практики и т.д. Поощряются любые формы научных исследований студентов по административному праву.

Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.

1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.

2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).

3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:

а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;

б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;

в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;

г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.

Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.

4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.

5. Важно потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудионоситель. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т.п.

 

Необходимо отметить, что формат «круглых столов» и конференций предполагает обсуждение актуальных вопросов в диалоге. Выступления на таких мероприятиях не являются участием в соревновании или конкурсе. Поэтому, с одной стороны, не предполагают жёсткой конкуренции участников и последующей раздачи призовых мест, с другой стороны, требуют внимательного отношения и участия к каждому докладу. Цель «круглого стола» или конференции считается достигнутой в том случае, если, во-первых, каждый из участников получит возможность высказаться по проблеме, и, во-вторых, сложилось общее понимание или несколько обоснованных подходов к рассматриваемому вопросу.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.129 с.)