Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы управления ЭИМ переменного токаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В регулируемых электроприводах переменного тока для управления ИМ используют преимущественно асинхронные дви- гатели с короткозамкнутым ротором (АДКР), а также синхронные двигатели с постоянными магнитами (СДПМ) и вентильные дви- гатели (бесколлекторные двигатели постоянного тока – БДПТ). При этом применяются различные способы регулирования скорости электродвигателей путем изменения напряжения статора, одновременно частоты и напряжения статора, частоты и тока ста- тора и др. Используется значительно большее число контролируе- мых координат, нежели в электроприводах постоянного тока и, соответственно, множество силовых преобразовательных уст- ройств, различающихся и конструктивными решениями, и спосо- бами управления. Все эти обстоятельства затрудняют формирова- ние общих подходов к синтезу СУИМ переменного тока. Ниже рассмотрены лишь основные способы управления наиболее рас- пространенными в промышленности АДКР и принципы построе- ния систем управления ИМ на их основе. При фазовом управлении тиристорами (симисторами) силово- го преобразователя, питающего статорную обмотку АДКР, изме- няется, по сути, средневыпрямленное напряжение полуволн пи- тающей сети при постоянстве частоты питающей сети. Отсюда недостатки такого способа регулирования: – cнижение критического электромагнитного момента М к АД при уменьшении напряжения статора U 1, причем в квадратичной зависимости: 3 U 2 М к » 1 , 2w1 X к где U 1» E 1 = 4, 44 w 1F m f 1 = const × F m f 1, (7.1) E 1 – ЭДС асинхронной машины; w 1 – число витков обмотки стато- ра; Ф т – магнитный поток; f 1 – частота напряжения статора; ω1 – угловая скорость вращения поля статора; – малый диапазон регулирования скорости в силу значитель- ного снижения электромагнитного момента на малых скоростях; – увеличение потерь в АД, поскольку помимо первой гармо- ники напряжение питания статора содержит высшие гармониче- ские составляющие. Указанные недостатки ограничивают область применения СУИМ с фазовым управлением – только для регулирования скоро- сти маломощных АД либо в качестве устройств плавного пуска. При частотном управлении АД одновременно с изменением напряжения статора изменяют и его частоту. Как следует из фор- мулы (7.1), при уменьшении частоты f 1 питающего напряжения необходимо одновременно уменьшать и напряжение U 1 статора, чтобы избежать насыщения магнитной цепи при увеличении маг- нитного потока Ф т. И, наоборот, при уменьшении напряжения U 1 статора необходимо одновременно уменьшать и частоту f 1 питаю- щего напряжения, чтобы исключить существенное снижение маг- нитного потока Ф т и тем самым снижение электромагнитного по- тока. В связи с этим различают несколько способов (законов) час- тотного управления: – пропорциональное управление (закон Костенко) при обес- печении U 1 = const; f 1
(7.2) – управление с постоянным максимально допустимым момен- том нагрузки или магнитным потоком (с iR -компенсацией падения напряжения в обмотках статора) при E 1» U 1 - i 1 R 1 = const;
(7.3) f 1 f 1 – квадратичное управление (управление с постоянной мощно- стью АД) при U 2 1 = const или U 1 = const.
(7.4) f 1 f 1 Закон пропорционального управления (7.2) целесообразен при вентиляторном характере нагрузки ИМ (насосы, вентиляторы, дымососы, компрессоры), закон с iR -компенсацией (7.3) – при по- стоянстве момента нагрузки (грузоподъемные ИМ), закон квадра- тичного управления (7.4) – при постоянстве мощности электро- привода (тяговый электротранспорт). Специфическими разновидностями частотного управления являются частотно-токовое и векторное управление. В первом случае управляют частотой и амплитудой тока статора. При этом преобразователь частоты рассматривается как источник перемен- ного тока. Во втором – оптимальное управление АД достигается изменением амплитуды, фазы и частоты векторов тока и потокос- цепления ротора. Для управления электродвигателями переменного тока исполь- зуются различные полупроводниковые преобразователи: преобра- зователи напряжения, неуправляемые выпрямители, зависимые ин- верторы, автономные инверторы тока и напряжения, непосредст- венные преобразователи частоты, импульсные преобразователи. Схемы силовых преобразователей весьма разнообразны и опреде- ляются конкретными требованиями к электроприводу переменно- го тока по таким показателям, как мощность, диапазон регулиро- вания скорости, характеристика момента нагрузки на валу, потери электроэнергии, простота реализации, форма выходного напряже- ния или тока и др. Преобразователи частоты (ПЧ), получившие наибольшее рас- пространение в технике электропривода, разделяются на две большие группы: ПЧ со звеном постоянного тока и ПЧ с непосред- ственной связью – НПЧ. В свою очередь, ПЧ со звеном постоянно- го тока разделяются на ПЧ с управляемым или неуправляемым выпрямителем, с автономными инверторами тока (АИТ) или авто- номными инверторами напряжения (АИН). Устройство, принцип работы и характеристики различных преобразователей частоты, используемых для управления электро- двигателями переменного тока, достаточно всесторонне освещены в работах [17, 19, 23]. Рассмотрим некоторые функциональные схемы СУИМ на ос- нове частотного управления электроприводами. На рис. 7.11 приведена упрощенная схема системы частот- ного управления асинхронными электроприводами подъемно- транспортных ИМ с iR-компенсацией на основе СПЭ со звеном постоянного тока, содержащем управляемый выпрямитель УВ и автономный инвертор напряжения АИН.
L Рис. 7.11. Система частотного управления с iR -компенсацией
Для вычисления модуля ЭДС АД в структуру СУИМ введен функциональный преобразователь ФП. Сигнал U, определяю-
щий задание частоты поля статора, поступает одновременно на регулятор ЭДС (РЭ) и систему управления тиристорами АИН. РЭ осуществляет требуемое соотношение (7.3), вырабатывая сигнал
1 ления тиристорами выпрямителя. В системах регулирования ско- рости дополнительно применяют обратные связи по току статора и скорости вращения АД и, соответственно, внешние контуры тока и скорости (на рис. 7.11 они не показаны). На рис. 7.12 приведена функциональная схема асинхронного электропривода с частотно-токовым управлением. ~
Рис. 7.12. Система частотно-токового управления
СУИМ является двухконтурной: внутренний контур – контур регулирования тока статора, внешний – контур регулирования
1 задания час- тоты тока статора, пропорциональный ошибке регулирования ско- рости. На вход функционального преобразователя ФП подается
1 и сигнала датчика скорости U дс, пропорционального скорости АД. Таким образом, на входе ФП формируется сигнал, пропорциональный абсолютному скольжению:
- U дс = k 1w1 - k 2w = ks a. (7.5) На практике нелинейную функцию функционального преоб- разователя ФП линеаризуют. Тогда электромагнитный момент электродвигателя [11–13]
M = m Y s a
) i 1 = K s a.
(7.6) Сравнивая выражения (7.5) и (7.6), можно заключить, что вы- ходной сигнал ФП может служить заданием тока статора или мо- мента. На рис. 7.12 этот сигнал обозначен U зт. Раздельное управление током и частотой поля статора регуля- торами тока и скорости обеспечивает простоту настройки СУИМ и высокое качество переходных процессов в электроприводе. Сис- тема частотно-токового управления применяется преимуществен- но в станочном электроприводе. На рис. 7.13 приведена упрощенная функциональная схема асинхронного электропривода с векторным управлением. Обозна- чения блоков на схеме следующие: АИН с ШИМ – автономный инвертор напряжения с широтно- импульсной модуляцией; БРП – блок регулирования переменных; БЗП – блок задания переменных; БВП – блок вычислений переменных. Существует достаточно большое число вариантов исполне- ния частотно-регулируемых преобразователей частоты (ЧРП), реализующих векторное управление [13]. Впервые такая система была разработана свыше 30 лет назад и получила название «Трансвектор». Векторное управление – это управление во вращающейся сис- теме координат, где скорость поля статора равна скорости вра- щающейся системы координат, т.е. ω K = ω0. Задающими воздейст- виями СУИМ являются заданная частота вращения ω* и потоко-
ротора. – +
C Рис. 7.13. Функциональная схема асинхронного электропривода с векторным управлением
В системах векторного управления осуществляется независи- мое регулирование проекций тока статора i 1 d и i 1 q , определяющих электромагнитный момент и магнитный поток АД, на оси d и q подвижной системы координат. Для этого в системе осуществля- ется двукратное преобразование координат – из неподвижной сис- темы координат в осях a и b (токи фаз А и В) во вращающуюся систему координат в осях d, q и обратно (преобразователи БВП и БЗП) и регулирование составляющих тока по замкнутому конту- ру во вращающейся системе (блок БРП). В этих преобразованиях обычно вектор потокосцепления ротора Y r из осей d или q. направляют по одной В одних модификациях ЧРП скорость вращения ротора w оп- ределяют косвенно на основе математической модели реального времени (w '), в других – с использованием встроенного частотно- импульсного датчика (энкодера). Для осуществления перехода из одной системы координат в другую необходимо в каждый момент времени определять угол между системами координат (неподвижной и вращающейся). Существует несколько способов определения этого угла: – используют датчики Холла, которые устанавливаются в расточку статора под углом 90° относительно друг друга, с их помощью определяют величину главного магнитного потока в зазоре; – используют измерительные обмотки, измеряющие Е 1 и Е 2; – косвенно определяют составляющие магнитного потока при помощи вычислительных устройств или математической модели АД. На основе составляющих фазных токов на выходе получают проекции вектора потокосцепления статора Y r a и Y r b на оси a и b. Среди отечественных частотно-регулируемых электроприво- дов широко применяются электроприводы серии АТ фирмы «Три- ол», среди зарубежных – электроприводы фирм Siemens, Danfoss, Schneider Electric и др. Электроприводы в общем случае обеспечивают выполнение следующих функций: – предоставление информации о координатах состояния элек- тропривода: I, M, P, w и др.; – выбор источника управления: местное или дистанционное; – программирование в режимах оффлайн и онлайн (реальном времени); – программирование таких задающих сигналов, как темпы разгона и торможения или формирование S -рампы (ЗИ второго рода); – программирование параметров сигналов датчиков обрат- ной связи в форме тока (0–5, 0–20, 4–20 мА) или напряжения (0–1, 0–10 В); – программирование внешнего технологического контура ре- гулирования с ПИД-регулятором; –
сти U = const; f – программирование параметров номинального режима и предельных значений координат; – программирование пуска, торможения и отключения приво- да с дублированием релейного или звукового сигнала; – программирование режима динамического торможения для электроприводов с динамическим торможением; – программирование параметров локальной сети при работе в составе промышленной сети и др. Наибольший экономический эффект дает применение ЧРП в системах тепло- и водоснабжения, вентиляции и кондициониро- вания, где их применение стало фактически стандартом. Наиболь- шая экономия электроэнергии достигается в случае переменной нагрузки, т.е. работы электродвигателя как с полной, так и с не- полной нагрузкой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.13 (0.007 с.) |