Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как сущностная характеристика природы человека

Поиск

 

Проблемам человеческой деятельности в философии отведен особый раздел – праксиология – наука о практической сфере бытия человека.

Деятельность – это активное, целенаправленное преобразование человеком объектов действительности и самого себя посредством труда и творчества. Это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Если животные приспосабливаются к окружающей среде в силу генетически заложенных программ жизнедеятельности, то человек посредством трудовой и творческой деятельности преобразует окружающий мир и самого себя, создавая тем самым «вторую природу», мир культуры.

Существуют различные классификации форм человеческой деятельности. Она делится на материальную, прежде всего трудовую, практическую и духовную. По реализуемым в ней целям выделяют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную) деятельность. В различных социогуманитарных науках глубоко изучается управленческая, политическая, научная, инновационная и другая деятельность людей.

Структура деятельности выглядит следующим образом: потребность — мотив — цель — средство действия — результат. Психологическое и социальное развитие возможно в условиях многообразной деятельности человека, в ходе которой происходит постепенное удовлетворение все более и более «высоких» человеческих потребностей.

Для практической деятельности характерны: а) открытость отношения к миру, способность вписаться в широкий контекст сущего; б) возможность освоения объективной реальности, развития новых способов и средств взаимодействия с нею, преодоление заданных человеку условий; в) создание системы искусственных средств преобразования действительности, которая развивается в процессе исторического развития человечества и транслируется от поколения к поколению; г) самосовершенствование человека как существа духовного. Обстоятельства, которые определяют жизнь людей, изменяются, прежде всего, людьми. Преобразуются не только условия жизни, но совершенствуются и сами люди в процессе трудовой, духовной, творческой, практически-критической, эволюционно-революционной деятельности.

В процессе жизнедеятельности человек должен учитывать объективные законы и социально-исторические условия бытия. Практика объективна как факт действительности. Однако, в созданных человеком предметах воплощается их творец (субъект), его умения, навыки, мастерство, знания, переживания, нравственно-эстетический мир, мировоззрение.

Важнейшей формой практической деятельности человека является труд. Он составляет ядро деятельностного отношения к действительности и определяет структуры повседневного человеческого опыта. Труд направлен на сознательное преобразование действительности, он имеет смысл и цель, обеспечивает практические потребности человека и определяет структуры повседневного опыта. Труд человека носит общественный, универсальный, соответствующий потребностям людей характер.

Структура трудовой деятельности, по Марксу, включает субъект и объект, цель, средства, предмет и продукт. Реальные цели деятельности определяются необходимостью удовлетворения потребностей, соотнесенных с имеющимися социокультурными условиями и возможностями. Постановка целей предполагает определение соответствующих путей их достижения с помощью средств деятельности. Продукт деятельности выступает как ее итог, «опредмеченная» цель.

Труд имеет объективно-субъективный характер, поскольку, во-первых, он влечет изменения в предмете, объекте труда, а во-вторых зависит от целеполагания, энергичной эмоционально-интеллектуальной деятельности и ценностных установок человека. В труде реализуются способности, индивидуальность, чувственность и рациональность личности.

Деятельность человека носит творческий характер. Творчество – это создание принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности, творческий акт всегда индивидуален и конкретен, в шедеврах творчества воплощается уникальный авторский опыт и мастерство.

В исторически развитой форме целесообразная трудовая и творческая деятельность человека предполагает такие звенья: отражение наличной объективной ситуации, ее анализ, оценку, т. е. информационно-познавательная деятельность (изучение объекта); идеально-конструктивная деятельность (выработка идеальной модели будущего результата), целеполагание; учет материальных и идеальных средств достижения цели на основе изучения объекта; целеисполнение, т. е. реально-конструктивная деятельность (практическое воплощение цели); результат деятельности, фигурирующий в материальной и духовной формах. Любое практическое действие предполагает побудительный мотив, т.е. потребности и интересы, осознание которых выражается в форме идеи. Реализация идеи предполагает волю и убежденность человека. Таким образом, преобразующая деятельность человека (практи ка) – это диалектическое единство объективного и субъективного, материального и идеального, сущего и должного.

4. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности

 

Природное и общественное в человеке слиты. Базовые характеристики человека – природность, социальность и духовность. Бытие человека в равной мере определяется и биологической и социально-культурной «программами».

Двуединство конкретного человеческого бытия выражается в понятиях «индивид» и «личность». Индивид – единичный представитель человеческого рода. Его специфика определяется физическими данными, психологическими индивидуальными задатками. Генетически заданные характеристики человека формируются в процессе индивидуального развития в социальной среде. Социальная сущность человека выражается понятием личности.

Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей (функций), образцов поведения и действий, его социального статуса. Личность социально активна, самостоятельна и ответственна в принятии решений, что проявляется через способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Включение человека в социальную среду, овладение им необходимыми навыками и знаниями происходит через общение. Особую роль при этом играет семья как первичная социализирующая ячейка, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. В семье человек приобретает первый опыт общения и отношений с людьми, понятия о ценностях.

Процесс социализации многомерен и противоречив. Это обусловлено сложной диалектикой взаимоотношения личности и общества. Социализация протекает в рамках социальных норм, выработанных данным обществом, социальных институтов и общностей. В ходе индивидуального освоения человеком социальных норм и правил происходит процесс его включения в сложный мир социальных ролей. Через социальные роли индивид включается в культуру, т. е. социализируется, становясь полноправным членом общества. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам социальных ролей определенные нормативные требования и осуществляет санкции (моральные, правовые) по отношению к конкретным типам социального поведения.

Большая роль в осуществлении социализации выполняют обычаи, традиции, религия, государственно-правовые нормы, язык. На их основе осуществляется воспитание, образование и деятельность человека.

Важнейшей формой социализации является образование. Образование – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Система образования формируется «образ» человека, востребованный социумом и культурой.

Наиболее значимые функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре, описывающие основные формы жизнедеятельности человека – это деятельность и коммуникация. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде благодаря активному взаимодействии (коммуникации, общению) с другими людьми.

Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. Благодаря социальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор социокультурных программ поведения, деятельности и общения, происходит формирование социальной позиции и выстраивание собственного статуса и роли в обществе.

Коммуникативное взаимодействие опосредовано целями коммуникации, материальными средствами передачи информации (аудиокоммуникация, видеокоммункация, СМИ, интернет) и другими факторами.

Основные социально значимые качества человека, к которым сводятся другие его личностные особенности – это автономность и самозаконность человеческой воли (способность к формированию нравственных принципов, регламентирующих поведение, свобода, ответственность), креативность (способность к творчеству и саморазвитию) и волевые характеристики (самодисциплина, целеустремленность и др.). И. Кант автономное поведение характеризовал так, что человек задает себе сам определенное правило поведения, ставит его выше своих меняющихся желаний, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться.

Проблема личности в философии теснейшим образом связана с проблемой свободы и ответственности. Моральная свобода как ценность обусловливает возможность самореализации. Вместе с тем свобода – условие проявления моральности человека, совершения им нравственных поступков. Нравственная свобода — это превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Нравственная ответственность – естественное следствие свободы выбора. Чем шире свобода, тем большую ответственность она предполагает.

Итак, для формирования личности огромное значение имеют воспитание, образование, условия социализации, коммуникация, общение. Личности – это автономный субъект общества, имеющий свою позицию в нем.

 

Проблема сознания

 

Сознание – это высший уровень духовной активности человека как мыслящего существа, его способность фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с внешними факторами. Сознание есть сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные составляющие.

Проблема сознания человека была поставлена еще в древности, когда люди начали осознавать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, возникло понятие о «духе» и «душе».

В эволюции взглядов на природу сознания сложились разные подходы.

1) Выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон, неоплатонизм и т.д.).

2) Материалистическая трактовка сознания (Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар, просветители Нового времени Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, и др. марксисты высказывали точку зрения, что сознание есть идеальное свойство человеческого мозга) как зависящего от тела человека и от воздействия окружающих его вещей.

3) Исследование сознания как идеального начала, проявление мирового духа, в контексте диалектики социально-исторического развития (Г. Гегель).

4) Признание сознания активной деятельной силой (В. Лейбниц, феноменология Э. Гуссерля и т.п.).

5) Подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Л. Фейербах).

6) Определение сознания как продукта физиологической деятельности мозга в вульгарном материализме (П. Ж. Кабанис, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

7) Осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм, марксизм – бытие определяет сознание).

8) Понимание сознания как духовного регулятива саморазвития материи в лице человека (космизм).

9) Естественнонаучные трактовки сознания в связи с деятельностью мозга как способности отражения высокоорганизованной материи. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И. Введенского показали связь физиологического и психического.

10) Существуют и материалистические представления, выводящие сознание за границы мозга, и рассматривающие его как некое полевое образование (торсионное поле, «информационный сгусток»). Некоторые исследователи (А.К. Манеев) представляют мозг как блок считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы – лептоны.

Сознание человека предстает как совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.

Через сознание человек выделяет себя из природы и из общества. Сознание позволяет нам вырабатывать обобщенные знания о мире; познавать и осознавать самих себя, позиционировать себя в мире; ставить цели и разрабатывать планы деятельности; регулировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Основные функции сознанияпознавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная, функция социальной памяти.

Носителями сознания выступают индивидуальные личности, этнические общности, социальные слои, человечество в целом. Существуют индивидуальное и общественное сознание, классовое, национальное, коллективное.

В индивидуальном сознании отражается личностное бытие, неповторимый духовный мир конкретного человека и сложные взаимодействия общественной среды, близкого окружения человека и самосознания.

В общественном сознании отражается социальное бытие людей, совокупность идей, теорий и взглядов, чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее.

Основными свойствами сознания человека, согласно современной науке, являются: идеальность, т.е. способность к мысленному воспроизведению вещей и анализу сущностных черт и связей действительности c помощью абстрактно-логического мышления; у ниверсальность, т. е. способность отражать любые свойства предметов познания; объективность в отражении вещей и процессов в сочетании с субъективностью их личностной интерпретаций; активность; интенциональность, т.е. направленность на предметы (предметность); способность целеполагания; творческий характер, проявляющийся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов; связь с языком, т.е. знаково-символический способ выражения; рефлективность, выражающаяся в способности к внутреннему диалогу, в самосознании;самопознание; связь сознания с мозгом как его материальным носителем; связь с бессознательным и подсознанием.

Человеческое сознание – это сложная многоуровневая система. В его структуре можно выделитьследующие уровни.

1. Чувственно-эмоциональный уровень связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий. Он характеризуется конкретностью (индивидуальностью) и строится как обратная реакция на воздействие внешней среды.

2. Абстрактно-дискурсивный уровень посредством понятий, суждений и умозаключений фиксирует те свойства действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом логических операций. Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность.

3. Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей. Особая роль отводится воле как способности сознания направлять поведение человека. Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, система.

Выделяются два типа сознанияобыденное и теоретическое.

Обыденное, стихийное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено, прежде всего, на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание не систематизировано. Это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии, осмыслению.

Теоретическое сознание или мышление способно постигать существенных связей и закономерностей действительности. Цель научного и философского мышления – выяснение истины. Мышление – это когнитивная деятельность по решению проблем. В отличие от спонтанной активности сознания (потока мыслей, чувств, ассоциаций) мышление целенаправленно (начинается с осознания задачи), а его результаты имеют идеально-всеобщий характер и выражаются в языке. Теоретические знания систематизированы, критически выверены, хранятся и передаются в знаковой форме — научных текстах, формулах, чертежах.

Мышление – это функциональное ядро сознания. В классической философии мышление связано с идеей разума, с логическими рассуждениями. В рациональном мышлении конкретизируются познавательные возможности сознания. Мышление есть сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, критическая их оценка, ориентация в мире, операции с предметами, числами и знаками (идеальными заместителями предметов), расчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя.

 


Лекция 8

Тема 6 (6. 1). Теория познания и философия науки

ПЛАН

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.014 с.)