Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность как сущностная характеристика природы человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемам человеческой деятельности в философии отведен особый раздел – праксиология – наука о практической сфере бытия человека. Деятельность – это активное, целенаправленное преобразование человеком объектов действительности и самого себя посредством труда и творчества. Это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Если животные приспосабливаются к окружающей среде в силу генетически заложенных программ жизнедеятельности, то человек посредством трудовой и творческой деятельности преобразует окружающий мир и самого себя, создавая тем самым «вторую природу», мир культуры. Существуют различные классификации форм человеческой деятельности. Она делится на материальную, прежде всего трудовую, практическую и духовную. По реализуемым в ней целям выделяют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную) деятельность. В различных социогуманитарных науках глубоко изучается управленческая, политическая, научная, инновационная и другая деятельность людей. Структура деятельности выглядит следующим образом: потребность — мотив — цель — средство действия — результат. Психологическое и социальное развитие возможно в условиях многообразной деятельности человека, в ходе которой происходит постепенное удовлетворение все более и более «высоких» человеческих потребностей. Для практической деятельности характерны: а) открытость отношения к миру, способность вписаться в широкий контекст сущего; б) возможность освоения объективной реальности, развития новых способов и средств взаимодействия с нею, преодоление заданных человеку условий; в) создание системы искусственных средств преобразования действительности, которая развивается в процессе исторического развития человечества и транслируется от поколения к поколению; г) самосовершенствование человека как существа духовного. Обстоятельства, которые определяют жизнь людей, изменяются, прежде всего, людьми. Преобразуются не только условия жизни, но совершенствуются и сами люди в процессе трудовой, духовной, творческой, практически-критической, эволюционно-революционной деятельности. В процессе жизнедеятельности человек должен учитывать объективные законы и социально-исторические условия бытия. Практика объективна как факт действительности. Однако, в созданных человеком предметах воплощается их творец (субъект), его умения, навыки, мастерство, знания, переживания, нравственно-эстетический мир, мировоззрение. Важнейшей формой практической деятельности человека является труд. Он составляет ядро деятельностного отношения к действительности и определяет структуры повседневного человеческого опыта. Труд направлен на сознательное преобразование действительности, он имеет смысл и цель, обеспечивает практические потребности человека и определяет структуры повседневного опыта. Труд человека носит общественный, универсальный, соответствующий потребностям людей характер. Структура трудовой деятельности, по Марксу, включает субъект и объект, цель, средства, предмет и продукт. Реальные цели деятельности определяются необходимостью удовлетворения потребностей, соотнесенных с имеющимися социокультурными условиями и возможностями. Постановка целей предполагает определение соответствующих путей их достижения с помощью средств деятельности. Продукт деятельности выступает как ее итог, «опредмеченная» цель. Труд имеет объективно-субъективный характер, поскольку, во-первых, он влечет изменения в предмете, объекте труда, а во-вторых зависит от целеполагания, энергичной эмоционально-интеллектуальной деятельности и ценностных установок человека. В труде реализуются способности, индивидуальность, чувственность и рациональность личности. Деятельность человека носит творческий характер. Творчество – это создание принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности, творческий акт всегда индивидуален и конкретен, в шедеврах творчества воплощается уникальный авторский опыт и мастерство. В исторически развитой форме целесообразная трудовая и творческая деятельность человека предполагает такие звенья: отражение наличной объективной ситуации, ее анализ, оценку, т. е. информационно-познавательная деятельность (изучение объекта); идеально-конструктивная деятельность (выработка идеальной модели будущего результата), целеполагание; учет материальных и идеальных средств достижения цели на основе изучения объекта; целеисполнение, т. е. реально-конструктивная деятельность (практическое воплощение цели); результат деятельности, фигурирующий в материальной и духовной формах. Любое практическое действие предполагает побудительный мотив, т.е. потребности и интересы, осознание которых выражается в форме идеи. Реализация идеи предполагает волю и убежденность человека. Таким образом, преобразующая деятельность человека (практи ка) – это диалектическое единство объективного и субъективного, материального и идеального, сущего и должного. 4. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности
Природное и общественное в человеке слиты. Базовые характеристики человека – природность, социальность и духовность. Бытие человека в равной мере определяется и биологической и социально-культурной «программами». Двуединство конкретного человеческого бытия выражается в понятиях «индивид» и «личность». Индивид – единичный представитель человеческого рода. Его специфика определяется физическими данными, психологическими индивидуальными задатками. Генетически заданные характеристики человека формируются в процессе индивидуального развития в социальной среде. Социальная сущность человека выражается понятием личности. Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей (функций), образцов поведения и действий, его социального статуса. Личность социально активна, самостоятельна и ответственна в принятии решений, что проявляется через способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Включение человека в социальную среду, овладение им необходимыми навыками и знаниями происходит через общение. Особую роль при этом играет семья как первичная социализирующая ячейка, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. В семье человек приобретает первый опыт общения и отношений с людьми, понятия о ценностях. Процесс социализации многомерен и противоречив. Это обусловлено сложной диалектикой взаимоотношения личности и общества. Социализация протекает в рамках социальных норм, выработанных данным обществом, социальных институтов и общностей. В ходе индивидуального освоения человеком социальных норм и правил происходит процесс его включения в сложный мир социальных ролей. Через социальные роли индивид включается в культуру, т. е. социализируется, становясь полноправным членом общества. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам социальных ролей определенные нормативные требования и осуществляет санкции (моральные, правовые) по отношению к конкретным типам социального поведения. Большая роль в осуществлении социализации выполняют обычаи, традиции, религия, государственно-правовые нормы, язык. На их основе осуществляется воспитание, образование и деятельность человека. Важнейшей формой социализации является образование. Образование – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Система образования формируется «образ» человека, востребованный социумом и культурой. Наиболее значимые функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре, описывающие основные формы жизнедеятельности человека – это деятельность и коммуникация. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде благодаря активному взаимодействии (коммуникации, общению) с другими людьми. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. Благодаря социальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор социокультурных программ поведения, деятельности и общения, происходит формирование социальной позиции и выстраивание собственного статуса и роли в обществе. Коммуникативное взаимодействие опосредовано целями коммуникации, материальными средствами передачи информации (аудиокоммуникация, видеокоммункация, СМИ, интернет) и другими факторами. Основные социально значимые качества человека, к которым сводятся другие его личностные особенности – это автономность и самозаконность человеческой воли (способность к формированию нравственных принципов, регламентирующих поведение, свобода, ответственность), креативность (способность к творчеству и саморазвитию) и волевые характеристики (самодисциплина, целеустремленность и др.). И. Кант автономное поведение характеризовал так, что человек задает себе сам определенное правило поведения, ставит его выше своих меняющихся желаний, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Проблема личности в философии теснейшим образом связана с проблемой свободы и ответственности. Моральная свобода как ценность обусловливает возможность самореализации. Вместе с тем свобода – условие проявления моральности человека, совершения им нравственных поступков. Нравственная свобода — это превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Нравственная ответственность – естественное следствие свободы выбора. Чем шире свобода, тем большую ответственность она предполагает. Итак, для формирования личности огромное значение имеют воспитание, образование, условия социализации, коммуникация, общение. Личности – это автономный субъект общества, имеющий свою позицию в нем.
Проблема сознания
Сознание – это высший уровень духовной активности человека как мыслящего существа, его способность фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с внешними факторами. Сознание есть сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные составляющие. Проблема сознания человека была поставлена еще в древности, когда люди начали осознавать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, возникло понятие о «духе» и «душе». В эволюции взглядов на природу сознания сложились разные подходы. 1) Выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон, неоплатонизм и т.д.). 2) Материалистическая трактовка сознания (Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар, просветители Нового времени Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, и др. марксисты высказывали точку зрения, что сознание есть идеальное свойство человеческого мозга) как зависящего от тела человека и от воздействия окружающих его вещей. 3) Исследование сознания как идеального начала, проявление мирового духа, в контексте диалектики социально-исторического развития (Г. Гегель). 4) Признание сознания активной деятельной силой (В. Лейбниц, феноменология Э. Гуссерля и т.п.). 5) Подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Л. Фейербах). 6) Определение сознания как продукта физиологической деятельности мозга в вульгарном материализме (П. Ж. Кабанис, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). 7) Осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм, марксизм – бытие определяет сознание). 8) Понимание сознания как духовного регулятива саморазвития материи в лице человека (космизм). 9) Естественнонаучные трактовки сознания в связи с деятельностью мозга как способности отражения высокоорганизованной материи. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И. Введенского показали связь физиологического и психического. 10) Существуют и материалистические представления, выводящие сознание за границы мозга, и рассматривающие его как некое полевое образование (торсионное поле, «информационный сгусток»). Некоторые исследователи (А.К. Манеев) представляют мозг как блок считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы – лептоны. Сознание человека предстает как совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя. Через сознание человек выделяет себя из природы и из общества. Сознание позволяет нам вырабатывать обобщенные знания о мире; познавать и осознавать самих себя, позиционировать себя в мире; ставить цели и разрабатывать планы деятельности; регулировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Основные функции сознания – познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная, функция социальной памяти. Носителями сознания выступают индивидуальные личности, этнические общности, социальные слои, человечество в целом. Существуют индивидуальное и общественное сознание, классовое, национальное, коллективное. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие, неповторимый духовный мир конкретного человека и сложные взаимодействия общественной среды, близкого окружения человека и самосознания. В общественном сознании отражается социальное бытие людей, совокупность идей, теорий и взглядов, чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Основными свойствами сознания человека, согласно современной науке, являются: идеальность, т.е. способность к мысленному воспроизведению вещей и анализу сущностных черт и связей действительности c помощью абстрактно-логического мышления; у ниверсальность, т. е. способность отражать любые свойства предметов познания; объективность в отражении вещей и процессов в сочетании с субъективностью их личностной интерпретаций; активность; интенциональность, т.е. направленность на предметы (предметность); способность целеполагания; творческий характер, проявляющийся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов; связь с языком, т.е. знаково-символический способ выражения; рефлективность, выражающаяся в способности к внутреннему диалогу, в самосознании;самопознание; связь сознания с мозгом как его материальным носителем; связь с бессознательным и подсознанием. Человеческое сознание – это сложная многоуровневая система. В его структуре можно выделитьследующие уровни. 1. Чувственно-эмоциональный уровень связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий. Он характеризуется конкретностью (индивидуальностью) и строится как обратная реакция на воздействие внешней среды. 2. Абстрактно-дискурсивный уровень посредством понятий, суждений и умозаключений фиксирует те свойства действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом логических операций. Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность. 3. Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей. Особая роль отводится воле как способности сознания направлять поведение человека. Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, система. Выделяются два типа сознания – обыденное и теоретическое. Обыденное, стихийное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено, прежде всего, на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание не систематизировано. Это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии, осмыслению. Теоретическое сознание или мышление способно постигать существенных связей и закономерностей действительности. Цель научного и философского мышления – выяснение истины. Мышление – это когнитивная деятельность по решению проблем. В отличие от спонтанной активности сознания (потока мыслей, чувств, ассоциаций) мышление целенаправленно (начинается с осознания задачи), а его результаты имеют идеально-всеобщий характер и выражаются в языке. Теоретические знания систематизированы, критически выверены, хранятся и передаются в знаковой форме — научных текстах, формулах, чертежах. Мышление – это функциональное ядро сознания. В классической философии мышление связано с идеей разума, с логическими рассуждениями. В рациональном мышлении конкретизируются познавательные возможности сознания. Мышление есть сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, критическая их оценка, ориентация в мире, операции с предметами, числами и знаками (идеальными заместителями предметов), расчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д. Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя.
Лекция 8 Тема 6 (6. 1). Теория познания и философия науки ПЛАН
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.014 с.) |