Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции науки в современном обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время наука пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними. Современная наука выполняет важные функции в обществе: традиционные объяснительную, познавательную, культурно-мировоззренческую, образовательную функции, а так же социально преобразовательную, прогностическую функции, усиливающуюся функцию непосредственной производительной силы общества. Наука является важной частью отношенийлюдей. Особенно велика роль науки в образовании, так как содержание и направленность образования обусловливают научная картина мира, достижения и методы различных научных дисциплин. Наука является основой профессиональной подготовки специалистов, способных решать разные проблемы производственной и общественной жизни. Совершенствование образования и науки, расширение наукоемких технологий способствует развитию народов. М. Вебер считал, что наука разрабатывает, во-первых, «технику овладения жизнью», во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т. е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Достижения и методы науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные и политические институты, систему культурно-мировоззренческих установок определяет развитие общества. Большое значение наука имеет в становлении современной экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики знаний. В решении этих проблем объединяются функции науки как системы знаний, как деятельности и как социального института. Важной функцией науки является описание, объяснение ипредсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. По своей сущности наука, отмечал Н. А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. И.П. Павлов также утверждал, что наука – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. В настоящее время значительно возросла зависимость перспектив существования человека на Земле от научных прогнозов природных и социальных процессов. В условиях современного экологического кризиса наука ведет поиск путей решения экологических проблем, рационального использования природных ресурсов, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также исследует возможности и предлагает рекомендации гармоничного устойчивого (коэволюционного) взаимодействия общества и природы. Характерная черта современной жизни — усиление взаимодействия науки, техники и производства. Внаш информационный векнаукачасто обгоняет развитие техники, становится ведущей силой материального производства и прогресса прогресса. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства – индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, непосредственной производительной силой общества. Благодаря более мощным средствам научных исследований и «социальным заказам» на научные разработки стало возможным изучение более сложных объектов, которые представляют собой уникальные исторически развивающиеся системы, включающие в себя человека. Их изучение ведётся в рамках комплексных программ, которые сводят в единую систему теоретические и экспериментальные, прикладные и фундаментальные исследования. При этом вступают во взаимодействие картины мира, формирующиеся в разных науках. При комплексных, междисциплинарных исследованиях науке становится по силам познание таких системных свойств сложных объектов, которые при узко-дисциплинарном подходе могут быть вообще не обнаружены. Возрастание роли науки в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма (от латинского scientia — наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью одной науки можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В противоположность сциентизму возник антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике: науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль и в современном мире. Нельзя слишком абсолютизировать науку. Нельзя и недооценивать, а тем более отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, видеть противоречия в процессе ее развития. В развитии науки наблюдаются противоречия. Исследования, проводимые на переднем крае науки, слабо популяризируются, поскольку высокие абстракции и терминалогия недоступны для обыденного сознания широкой публики. В итоге распространяется вненаучное знание (оккультизм, магия, астрология, парапсихология, мистика и т.п.), заполняя вакуум в духовных поисках людей. Известный ученый-постпозитивист Пол Фейерабенд, уважая «большую науку», тем не менее, рекомендует «поставить науку на ее место» как интересную, но не единственную форму познания, обладающую большими преимуществами, но не лишенную и многих недостатков. Именно потому, что наука в наше время стала слишком влиятельной силой, опасно абсолютизировать ее роль в обществе. В современной науке особую остроту обрели этические вопросы, проблемы социальной ответственности ученых, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученых с обществом. Итак, наука играет определяющую роль в развитии общества, проникая все сферы жизни, обусловливая прогресс человечества и многие угрозы ему. Поэтому необходимо плодотворное сотрудничество между наукой и иными формами мировоззрениями в интересах всей культуры в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.007 с.) |