Раздел I . Философия в исторической динамике культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I . Философия в исторической динамике культуры



Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Лекция 1

Тема 1. (1.1). Введение в учебную дисциплину «Философия»

ПЛАН

 

Предмет философии и его историческая динамика.

 

Роль философии в жизни человека и общества.

 

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

 

Основные понятия: философия, философское знание, философское мышление, философские категории, рефлексия, мудрость, язык философии.

 

Литература

 

1 Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2 Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 1 том - 832 с., 2 том - 784 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-222-07261-4

3 Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

4 Мамардашвили М. К. Философия — это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992. — С. 57-71.

5 Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. — М.: МПСИ, 2009.

6 Сычев А.А. Основы философии. — М., 2010.

7 Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с. — (Мир энциклопедий).

8 Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

9 Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

10 Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

11 Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

12 Философия: уч. пособ. / Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн.: В. шк., 2012 + CDR.

13 Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

14 Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

15 Чуешов, В.И. Введение в современную философию / В.И. Чуешов. – Минск, 1998.

16 Яскевич, Я.С. Философия: конспект лекций/ Я.С. Яскевич. – Мн., 2011.

17 Ясперс К. Введение в философию. — Минск, 2000.


Лекция 2

Тема 2 (1.2) Философия как социокультурный феномен

ПЛАН

Понятие и структура мировоззрения.

 

Исторические типы мировоззрения.

 

Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических аспектов философии.

 

Основные понятия: мировоззрение, исторический тип мировоззрения, мифология, религия, знания, ценности, убеждения, мышление, аксиология, категории, рефлексия.

 

Литература

 

  1. Анохина, В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В.В. Анохина. – Минск, 2006.
  2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.
  3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.
  4. Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. — М.: МПСИ, 2009.
  5. Сычев А.А. Основы философии. — М., 2010.
  6. Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с. — (Мир энциклопедий).
  7. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
  8. Философия: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.
  9. Философия: учеб. пособ./ Я. С. Яскевич [и др.]: под общ.ред. Я.С. Яскевич. – Минск: Выш. Шк., 2012. – 474 с. + эл. Опт. Диск (CD-R).
  10. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.
  11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
  12. Чуешов В.И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах/ В.И. Чуешов, И.И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 365 с.

Лекция 3

Тема 3 (3.1) Исторические типы классической философии

 

ПЛАН

 

 

Основные школы и направления философии древнего Востока.

 

Особенности античной философии.

 

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

 

Особенности философии эпохи Возрождения.

 

Основные понятия: традиционализм, конфуцианство, даосизм, легизм, античная философия, космологизм, досократики, атомизм, скептики, эпикурейцы, стоики, киники, пифагорейцы, платонизм, неоплатонизм, апологетика, патристика, универсалии, номинализм, реализм, схоластика, теоцентризм, креационизм, символизм, провиденциализм, эсхатологизм, возрождение (ренессанс), гуманизм, антропоцентризм.

 

Литература

 

1. Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. Комплекс / В.В.Анохина. – Минск, 2006.

2. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

3. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М., 1972.

4. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.

5. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1982.

6. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. – М., 1992.

7. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1979.

8. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

9. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

10. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

11. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.

12. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991.

 


Лекция 4

Тема 4 (3. 2) Основные этапы развития философской мысли

ПЛАН

 

 

Философия Нового времени.

 

Литература

 

1. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. – СПб., 1999.

3. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. –Т.1.

4. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

5. История западноевропейской философии: учебное пособие. – М., 1998.

6. История философии. Запад – Россия – Восток. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. — Кн. 1 – 4. — М., 1995-1999.

7. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2000.

9. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.

10. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон,1996.

11. Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры Беларуси / А.С. Майхрович. – Минск, 1992.

12. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д., 1998.

13. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

14. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

15. Старостенко, В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X-XVII вв.: Учеб. пособ. / В.В. Старостенко. – Могилев, 2005.

16. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1965. – Т. 21.


Философия Нового времени

 

Для культуры Нового времени был характерен наукоцентризм. В становлении классической науки большую роль сыграли идея Н. Кузанского о бесконечности Вселенной, астрономические открытия Н. Коперника (1473-1543 гг.), Г. Галилея (1564-1642 гг.), И. Кеплера (1571-1630 гг.), открытие системы кровообращения У. Гарвеем (1578-1657 гг.), закона всемирного тяготения И. Ньютоном (1642-1727 гг.).

Утвердилась научная картина мира. Распространилось мнение, что все явления мира взаимосвязаны и доступны научному познанию. Философское мышление развивалось под влиянием математизированного естествознания и механицизма. Наука превратилась в автономную сферу культуры.

В рамках наукоцентризма природа понималась как самостоятельная механистически организованная материальная сфера бытия. Жюльен Ламетри (1709—1751) в работе «Человек-машина» описал организм человека как машину, наподобие часового механизма. Духовная деятельность человека определяется его телесной организацией.

Рационализм, идеи Просвещения и культ разума господствовали в культуре. Просветители Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), Вольтер (Ф.М. Аруэ, 1694-1778), К. Гельвеций (1715—1771), критиковали социально-политические устои общества, официальную церковь, прославляли индивидуальную свободу и способность к рациональному решению любых вопросов. Общественные учреждения выводились из человеческой природы. Одновременно подчеркивались роль среды в формировании человека и необходимость такого ее преобразования, чтобы она воспитывала у индивидов подлинно человеческие качества.

Быстрый рост знаний о мире способствовал просветительской вере в прогресс и развитию техногенной цивилизации. Развитие капитализма обусловило распространение либеральных идей о свободе предпринимательства и торговли, о приоритете прав личности по отношению к государству. Просветители (Томас Гоббс, Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье (1698-1755, «О духе законов»), Жан Жак Руссо (1712-1778, «Об общественном договоре») во Франции) сформулировали идеи естественных прав человека, общественного договора, принцип народного суверенитета, закреплявший права народа в организации власти, принцип разделения властей (судебной, исполнительной и законодательной) с целью исключения злоупотреблений.

Философия сосредоточилась на гносеологических вопросах, исследовании познавательных возможностей человеческого разума. Усилилось внимание к методам познания. Возникла идея, что недостаточно иметь хороший разум, но важно правильно применятьего. Возникли оппозиционные друг другу методологии познания – эмпиризм (утверждавший преобладающую роль опытного познания) и рационализм (отстаивавший преимущества разума в познании).

Родоначальником эмпирико-индуктивной методологии считается английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Отрицая схоластику, он придерживался идеи «двойственной истины», т.е. что наука изучает природу, а теология – Бога. Высшей задачей философии Бэкон считал установление причинно-следственных связей между явлениями природы. В работе «Новый Органон» он усовершенствовал индуктивный метод, учитывал роль и опыта и разума в познании.

Рене Декарт (1596—1650) создал рационалистически-дедуктивную методологию. Онтология Декарта дуалистична. Основанием мира он считал две субстанции: мыслящую (душу) и протяженную (материю). Человека Декарт представлял как соединение тела и души, материальной и духовной субстанций, а животных – как живые механизмы.

Главную роль в познании Декарт отводил рациональному мышлению. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей, которые априорны (доопытны). Это – идеи Бога, фигур, чисел и т.п. Только идея бога является готовой истиной, остальные – всего лишь предрасположенность души к истинам. В труде «Рассуждения о методе» Декарт обосновал умозрительно-дедуктивный метод как способ получения истинного знания, сформулировал принцип всеобщего методического сомнения как критической установки, позволяющей исключить ложные мнения. Он считал, что можно сомневаться во всём, кроме существования самого сомнения и, следовательно, мышления. Отсюда знаменитое выражение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito ergo sum»). Знание, независящее от чувственного восприятия, Декарт назвал рефлексивным или чистым мышлением и считал его главным основанием научного знания.

Томас Гоббс (1588-1679) создал методологию, основанную на принципах эмпиризма, механицизма и материализма. В сочинении «Левиафан» Гоббс изложил свое учение о государстве как средстве умиротворения общественных сил путем заключения общественного договора об учреждении власти, которая заботится о безопасности граждан, препятствуя войне всех против всех. Гоббс сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обязанностях гражданина (в труде: «Философские элементы учения о гражданине»).

Дж. Локк (1632—1704), развивая методологию эмпиризма в работе «Опыт о человеческом разуме», утверждал, что любое знание основывается на чувственном опыте. Локк подверг критике положение о врожденных идеях (морали, веры и т.п.), предшествующих опытному знанию. Локк был приверженцем теории «tabula rasa», согласно которой разум человека – это чистая доска, заполняющаяся «письменами» в процессе его жизни.

В философско-политическом учении Локк утверждал идею о прирожденных «естественных» правах человека, которые обязательно должны быть гарантированы государством: право на жизнь, право на свободу и право на собственность. На идее неотъемлемых прав человек а и поныне основывается политико-правовое устройство любого гражданского общества.

Выразителем рационалистско-материалистической концепции был Бенедикт Спиноза (1632-1677). В труде «Этика» он, критикуя дуализм Р. Декарта, утверждал, что существует только одна субстанция – природа, которая не нуждается ни в чём и ни в ком для своего существования; она – причина самой себя. Она вечна и бесконечна, проявляется через свои атрибуты, из которых человек познаёт только два: протяжение и мышление. Отдельные вещи – это видоизменения или модусы субстанции. Человека Спиноза рассматривал как существо, в котором модусу протяжения (телу) соответствует модус мышления (душа).

Чувственное познание Спиноза считал низшей ступенью познания, не раскрывающей сущность вещей. Вторая ступень – рассудочное знание, основано на доказательстве, а потому более достоверно. Третий, высший, вид знания – это истина, постигаемая с помощью интеллектуальной интуиции.

Спиноза создал рационалистическое учение о свободе как о «познанной необходимости». Чем шире познание, тем больше свободы.

ВильгельмЛейбниц (1646-1716 гг.) в труде «Монадология» развил рационалистическое учение о множестве «единиц бытия», названных им «монадами». Монады существуют в отношениях предустановленной гармонии. В них происходит непрерывное изменение, которое вызывается силой представления – перцепцией. Поэтому вся природа одушевлена. Однако сознанием обладают не все монады, а только люди, наделенные апперцепцией (т.е. самосознанием), или рефлексией.

Лейбниц соединил рационализм с эмпиризмом, отмечая, что «в уме нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях, за исключением самого ума». Врожденные идеи существуют как задатки ума, возможности, которые нужно реализовать. Лейбниц учил о двух видах истины: истинах факта (истинах случайных) и истинах разума (истинах необходимых). Истины факта нуждаются в обосновании опытом, опираются на закон достаточного основания. Истины разума отыскиваются с помощью мышления. Они имеют характер необходимый и всеобщий.

Итак, для философии Нового времени характерны наукоцентризм, рационализм, разграничение областей веры и знания (теория двойственной истины), философское оформление субъект-объектной парадигмы мышления, постановка проблем метода и обоснования достоверности знания, идея господства человека над природой на основе достижений науки, механико-рационалистическая понимание природы, параллелизм в концептуальном развитии науки, философии и искусства. Так оформилась научная картина мира Нового времени.

 

Лекция 5

Тема 4 (4.1) Философия бытия

ПЛАН

 

Литература

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1976. – Т.1.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 1989.

3. Вязовкин, В.С. Бытие и мышление / В.С. Вязовкин, Т.М. Тузова. – Минск, 2000.

4. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, А.С Лосев. – М.,2000.

5. Лобанов, С.Д. Бытие и реальность / C.Д. Лобанов. – М., 1999.

6. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев.– М.,1990.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

8. Основы онтологии: учеб. пособие для студентов философских факультетов. – СПб., 1997.

9. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд-во "Феникс", 1997.

10. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

11. Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Кн. Дом. 2003.— 1280 с. - (Мир энциклопедий).

12. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. С. 330.

13. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

14. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн., 2007.

15. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

16. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.


1. Основные философские концепции бытия;

Лекция 6

Тема 4 (4. 2) Философия бытия

ПЛАН

 

Литература

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1976. – Т.1.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 1989.

3. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А.Водопьянов, В.С. Крисаченко. – Минск, 1993.

4. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, А.С Лосев. – М.,2000.

5. Зеленков, А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А.И. Зеленков, П.А. Водопьянов. – Минск, 1987.

6. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В.Ильенков // Философия и культура. – М.,1991.

7. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П.Огурцов. – М., 1995.

8. Лобанов, С.Д. Бытие и реальность / C.Д. Лобанов. – М., 1999.

9. Медоуз, Д.Х. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рендерс. – М., 1994.

10. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев.– М.,1990.

11. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.

12. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.

13. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

14. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

15. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн., 2007.


ЛЕКЦИЯ № 7

 

Тема 5 Философская антропология

ПЛАН

 

Проблема сознания.

 

Основные понятия: антропология, биосоциальная природа человека, деятельность, коммуникация, практика, праксиология, социализация, субъектвность, сознание, индивидуальное и общественное сознание, отражение, мышление, знания, интеллект, эмоции, память, воля, воображение, самосознание, бессознательное, социокультурная размерность сознания, чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой, рационально-дискурсивный уровни сознания.

Литература

1. Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. – М., 1988.

2. Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991.

3. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург; Бишкек, 1997.

4. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М., 1995.

5. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 1997.

6. Леонтьев А.Л. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: «Смысл», «Академия», 2005, - 352, с.

7. Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.

8. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб.,1997.

9. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М.,1994.

10. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. – М., 1991.

11. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

12. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. – М., 1992.

13. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

14. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991. XIX век.– М.,1995.

15. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.


Проблема сознания

 

Сознание – это высший уровень духовной активности человека как мыслящего существа, его способность фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с внешними факторами. Сознание есть сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные составляющие.

Проблема сознания человека была поставлена еще в древности, когда люди начали осознавать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, возникло понятие о «духе» и «душе».

В эволюции взглядов на природу сознания сложились разные подходы.

1) Выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон, неоплатонизм и т.д.).

2) Материалистическая трактовка сознания (Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар, просветители Нового времени Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, и др. марксисты высказывали точку зрения, что сознание есть идеальное свойство человеческого мозга) как зависящего от тела человека и от воздействия окружающих его вещей.

3) Исследование сознания как идеального начала, проявление мирового духа, в контексте диалектики социально-исторического развития (Г. Гегель).

4) Признание сознания активной деятельной силой (В. Лейбниц, феноменология Э. Гуссерля и т.п.).

5) Подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Л. Фейербах).

6) Определение сознания как продукта физиологической деятельности мозга в вульгарном материализме (П. Ж. Кабанис, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

7) Осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм, марксизм – бытие определяет сознание).

8) Понимание сознания как духовного регулятива саморазвития материи в лице человека (космизм).

9) Естественнонаучные трактовки сознания в связи с деятельностью мозга как способности отражения высокоорганизованной материи. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И. Введенского показали связь физиологического и психического.

10) Существуют и материалистические представления, выводящие сознание за границы мозга, и рассматривающие его как некое полевое образование (торсионное поле, «информационный сгусток»). Некоторые исследователи (А.К. Манеев) представляют мозг как блок считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы – лептоны.

Сознание человека предстает как совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.

Через сознание человек выделяет себя из природы и из общества. Сознание позволяет нам вырабатывать обобщенные знания о мире; познавать и осознавать самих себя, позиционировать себя в мире; ставить цели и разрабатывать планы деятельности; регулировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Основные функции сознанияпознавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная, функция социальной памяти.

Носителями сознания выступают индивидуальные личности, этнические общности, социальные слои, человечество в целом. Существуют индивидуальное и общественное сознание, классовое, национальное, коллективное.

В индивидуальном сознании отражается личностное бытие, неповторимый духовный мир конкретного человека и сложные взаимодействия общественной среды, близкого окружения человека и самосознания.

В общественном сознании отражается социальное бытие людей, совокупность идей, теорий и взглядов, чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее.

Основными свойствами сознания человека, согласно современной науке, являются: идеальность, т.е. способность к мысленному воспроизведению вещей и анализу сущностных черт и связей действительности c помощью абстрактно-логического мышления; у ниверсальность, т. е. способность отражать любые свойства предметов познания; объективность в отражении вещей и процессов в сочетании с субъективностью их личностной интерпретаций; активность; интенциональность, т.е. направленность на предметы (предметность); способность целеполагания; творческий характер, проявляющийся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов; связь с языком, т.е. знаково-символический способ выражения; рефлективность, выражающаяся в способности к внутреннему диалогу, в самосознании;самопознание; связь сознания с мозгом как его материальным носителем; связь с бессознательным и подсознанием.

Человеческое сознание – это сложная многоуровневая система. В его структуре можно выделитьследующие уровни.

1. Чувственно-эмоциональный уровень связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий. Он характеризуется конкретностью (индивидуальностью) и строится как обратная реакция на воздействие внешней среды.

2. Абстрактно-дискурсивный уровень посредством понятий, суждений и умозаключений фиксирует те свойства действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом логических операций. Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность.

3. Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей. Особая роль отводится воле как способности сознания направлять поведение человека. Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, система.

Выделяются два типа сознанияобыденное и теоретическое.

Обыденное, стихийное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено, прежде всего, на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание не систематизировано. Это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии, осмыслению.

Теоретическое сознание или мышление способно постигать существенных связей и закономерностей действительности. Цель научного и философского мышления – выяснение истины. Мышление – это когнитивная деятельность по решению проблем. В отличие от спонтанной активности сознания (потока мыслей, чувств, ассоциаций) мышление целенаправленно (начинается с осознания задачи), а его результаты имеют идеально-всеобщий характер и выражаются в языке. Теоретические знания систематизированы, критически выверены, хранятся и передаются в знаковой форме — научных текстах, формулах, чертежах.

Мышление – это функциональное ядро сознания. В классической философии мышление связано с идеей разума, с логическими рассуждениями. В рациональном мышлении конкретизируются познавательные возможности сознания. Мышление есть сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, критическая их оценка, ориентация в мире, операции с предметами, числами и знаками (идеальными заместителями предметов), расчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя.

 


Лекция 8

Тема 6 (6. 1). Теория познания и философия науки

ПЛАН

 

Литература

 

1. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В.Ильин. – М., 1993.

2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М., 2005.

3. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки: учебное пособие /В.К. Лукашевич.– Минск, 2006.

4. Микешина, Л.А. Философия познания: Полемические главы / Л.А. Микешина. – М., 2002.

5. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.

6. Познание в социальном контексте. – М., 1994.

7. Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987.

8. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.

9. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б.Рассел. – Киев, 1997.

10. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.

11. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. – М., 1992.

12. Филатов В.П. Наука и мир человека / В.П. Филатов. – М., 1990.

13. Философия и методология науки: учебное пособие / А.И. Зеленков [и др.]; под. ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007.

14. Фролов, И. Т. Этика науки / И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. – М., 1986.

15. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – Киев, 1996.

16. Яскевич, Я. С. Философия и методология науки / Я.С.Яскевич, В.К. Лукашевич. – Мн., 2009.

17. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

18. Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с. — (Мир энциклопедий).


Лекция 9

 

Тема 6 (6. 2) Теория познания и философия науки

ПЛАН

 

Литература

 

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков. – Минск, 2004.

2. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М., 1956.

3. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – Спб., 1996.

4. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.

5. Познание в социальном контексте. – М., 1994.

6. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.

7. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.

8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. – М., 1992.

9. Филатов В.П. Наука и мир человека / В.П. Филатов. – М., 1990.

10. Философия и методология науки: учебное пособие / А.И. Зеленков [и др.]; под. ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007.

11. Философия науки: учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под. ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. – М., 2007.

12. Фролов, И. Т. Этика науки / И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. – М., 1986.

13. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

15. Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с. — (Мир энциклопедий).


Лекция 10

Тема 7 (7.1)   Социальная философия

 

ПЛАН

Литература

1. Барулин, В.С. Социальная философия: учебник / В.С. Барулин. – М., 1999.

2. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. Мн., 1997.

3. Бердяев, Н. А. Смысл истории. – М., 1990.

4. Гаджиев, К.С. Политическая философия / К.С. Гаджиев. – М., 1999.

5. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М., 2007.

6. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1995.

7. Данилов, А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма / А.Н. Данилов. – Мн., 2001.

8. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Собр.соч.: в 6 т. / В. Дильтей. – М., 2000. –Т. 1.

9. Коллингвуд, Дж. Р. Идея истории. Автобиография историка / Дж. Р. Коллингвуд. – М., 1982.

10. Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм. – М., 1993.

11. Панарин, А. С. Философия политики / А.С.Панарин. – М., 1999.

12. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. – М., 2001.

13. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М., 2002.

14. Философия истории / под ред. А.С. Панарина. – М., 1999.

15. Философия истории: антология. – М., 1995.

16. Шпенглер, О. Закат Европы: В 2 т. / О.Шпенглер.– М., 1993, 1998.

17. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – 1965. – Т.21.

18. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.


1. Понятие социальной реальности и общества;

Лекция 11

Тема 7 (7. 2)   Социальная философия

 

 

ПЛАН

 

 

Литература

1. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М., 1990.

2. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1995.

3. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Собр.соч.: в 6 т. / В. Дильтей. – М., 2000. –Т. 1.

4. История и философия культуры. – М., 1996.

5. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996.

6. Коллингвуд, Дж. Р. Идея истории. Автобиография историка / Дж. Р. Коллингвуд. – М., 1982.

7. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М.Лотман. – М., 1992.

8. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994.

9. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. – М., 2001.

10. Тавризян, Г. Техника, культура, человек / Г. Тавризян. – М.,1986.

11. Философия истории: антология. – М., 1995.

12. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

13. Франк, С. Л. Духовные основы общества /С.Л.Франк. – М., 1992.

14. Шпенглер, О. Закат Европы: В 2 т. / О.Шпенглер.– М., 1993, 1998.

15. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – 1965. – Т.21.


Философия культуры

 

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественно-природными причинами. Слово культура, начиная с античности, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова культура – поклонение, почитание. Оно отражает связь с религиозными культами и высшее, надбиологическое, духовное начало, ценности человека.

Т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.188 с.)