Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи философской антропологии в хх – хх I вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ситуация «антропологического кризиса», связанная с осмыслением опыта мировых войн, социальных проблем, проблем социоприродного взаимодействия в ХХ в. актуализировала проблему бытия и смертности не только отдельных индивидов, но и человечества как вида. Антропологический кризис способствовал антропологическому повороту в философии, результатом которого явилась попытка свести ряд онтологических проблем к проблеме человеческого существования. Главными проблемами философии человека с позиций неклассической философии должны стать вопросы непосредственного существования человека, его свободы и ответственности, проблемы взаимоотношения человека и общества, жизни и смерти, смысла жизни и т. д. В современной философской антропологии прослеживаются две основные парадигмы. Парадигма «жизни» восходит к Ф. Ницше и связана с выдвижением на первый план того обстоятельства, что человек есть витальное (природное) существо, а значит, составная часть жизненного, природного процесса. Парадигма «существования», или экзистенции к С. Кьеркегору, который обосновал тезис о человеке как «самости». Концептуальное оформление и развитие она получила в философии экзистенциализма. Попытку найти ответы на коренные вопросы человеческого бытия в их целостном концептуальном виде предприняла «новая философская антропология», возникшая в 20-х гг. XX в. в работах основоположника, по существу, всей неклассической философской антропологии М. Шелера («Положение человека в космосе» (1928), а также в работе А. Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940), «Первобытный человек и поздняя культура» (1956) и Г. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928). Представители философской антропологии Г. Плеснер, М. Шелер, А. Гелен выдвинули задачу синтеза философского и естественнонаучного подходов к анализу человека. Идейными источниками синтетической концепции стали философия жизни, психоанализ, культурно-мифологические концепции философии истории, зоопсихология, физическая антропология и др. Немецкий философ Макс Шелер (1874—1928) в статье «Человек и история» сделал программное для развития неклассической философской антропологии заявление: «На протяжении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематичным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно знает о том, что он этого не знает». По утверждению М. Шелера, в человеке как центре системы «человек-общество» пересекаются его различные связи с миром. Подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь как онтологическая характеристика целостного бытия человека. М. Шелер основную особенность человека видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью является святой. Арнольд Гелен (1904- 1976) высказал идею идея о биологической недостаточности человека, которая предопределяет его трудовую и творческую активность. Активная деятельность выступает в качестве компенсации биологической неполноценности человека. По сравнению с другими животными, человек биологически не привязан к жизни в определенной «экологической нише». Биологическое несовершенство человека компенсируется его универсальностью, способностью адаптировать природную среду к потребностям своей жизни и является одним из источников формирования нормативно-преемственного поведения, социального способа наследования информации (культуры). Культура компенсирует природные недостатки человека. Специфическая природа человека делает его открытым миру. Чтобы выжить, люди должны действовать, создавать социальные институты, организации, моральные нормы и культурные модели поведения. Гельмут Плеснер (1892 – 1985) обосновал антропологию как научно-философскую дисциплину, трактующую человека как эксцентрическое существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению, бесконечной духовно-психической трансформации. Весомый вклад в разработку философской антропологии внес также Эрнст Кассирер (1874-1945), обосновавший символическую концепцию, согласно которой человек – это животное, изобретшее символы, создавшее знаково-символическая реальность и живущее в ней. Основой символической сферы, по Кассиреру, является язык. с помощью языка из действительности выделяются те или иные объекты, процессы, имеющие значение или смысл. И. Хейзинга создал игровую модель антропосоциогенеза. Игровая концепция связывает происхождение человека и возникновение культуры с игрой. Феномены культурного творчества (право, искусство, наука) не могут быть сведены к трудовой деятельности, служащей механизмом обеспечения преимущественно физического выживания людей. Основа данных феноменов – стихия игры. Игра есть форма творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, так, играя, человечество вступило в историю. Антропологическая философия акцентируют внимание на субъективном, духовном мире человека. Предметом философского анализа стало выступать не бытие само по себе, а раскрытие смысла человеческого существования. Философия XX в., начиная с Э. Гуссерля, рассматривает человека в «жизненном» мире, повседневности, отрешенного от Универсума. М. Хайдеггер назвал способ повседневного человеческого бытия заботой, направленной на практические достижения повседневных целей. Пространство и время повседневности приобрели человекоразмерный характер. Проблемы индивидуального бытия человека в мире разрабатывались представителями феноменологии (Гуссерль), экзистенциализма (Бердяев, Хайдеггер, Сартр),психоанализа (Фрейд,Юнг, Адлер),неомарксизма (Фромм, Адорно, Маркузе), персонализма (Мунье). В рамках данных подходов внимание акцентируется на уникальности человеческого бытия, которое приобретает подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы, которая понимается как свобода выбора, свобода самоопределения. Это состояние инициирует основные проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни и смерти, стыда, любви, счастья, бога, вины, страха. Персонализм связан с обоснованием концепта об индивидуальной ответственности души за осуществляемый ею свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, образом и подобием которой она выступает. В контексте идей русского космизма (Чижевского, Вернадского, Федорова), глобального эволюционизма (Моисеева) и синергетики (Пригожина, Хакена) формируется представление о человеке как антропокосмическом существе, эволюция которого не только не завершена, но осуществляется в космопланетарных масштабах. В ХХ в. возникла так называемая уфологическая концепция о внеземном происхождении человека. В целом, в современной философии превалирует точка зрения, согласно которой человеческая сущность социоприродна и личностно воплощена, персонифицирована.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.01 с.) |