Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура мировоззренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение – это картина мира в сознании человека и своего места в мире. Это, по сути, общественное сознание, воплощающееся в отдельном человеке как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и представлений о мире. Мировоззрение необходимо человеку для организации своей деятельности, стратегии поведения, общения, для определения своего места в мире, линии жизни. Человеку важно соотносить свое личностное бытие с системой ценностей, искать смысл своего бытия в мире, опору своим убеждениям. В основе мировоззрения стоит вопрос об отношении человека к миру, о месте человека в мире. Мировоззрение обусловлено объективными (природными и социокультурными) и субъективными факторами жизни индивида, социальных групп, наций. Выделяют такие ступени мировоззренческого освоения мира, как мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира. Мир дается человеку в форме образов, организующих личный человеческий опыт. Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве всех его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Миропонимание – высшая ступень развития мировоззрения со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем. Миропонимание построено на рациональном постижении мира. Рациональное и критическое мировоззрение есть наиболее глубокий уровень постижения мира. Его источниками являются мышление, интеллект, рассудок и разум индивида. Отношения мира и человека в нем оформляются в виде наиболее общих понятий — категорий, а также в обоснованиях и доказательствах. Миропонимание опирается на знание законов функционирования и развития объективных и субъективных процессов. Однако между мироощущением, мировосприятием, миропредставлением и миропониманием нет жестких границ, поскольку взаимоотношения конкретного человека и мира всегда представлены в сложном и часто противоречивом единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней постижения мира. В реальных измерениях мировоззрения все эти три ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, формируя целостный образ мира и места в нем человека. В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели сформировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Существует два основных пути формирования мировоззрения: стихийный и сознательный. Житейское (стихийное) мироощущение и мировосприятие, основаны на здравом смысле и содержат в себе предрассудки и мифологические элементы. Это мировоззрение поверхностно и фрагментарно. Не проникает в суть явлений. Но позволяет человеку приспосабливаться к жизни, обстоятельствам. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, обладает глубиной проникновения в суть вещей, систематичностью, обоснованностью. «Сознательное» мировоззрение включает в себя: некую целостную модель всего сущего; осознание человеком своего «я», своей роли в обществе и в мире в целом, целей и смысла жизни; жизненную стратегию и программу поведения. Как сложное духовное образование мировоззрение имеет познавательную, аксиологическую, праксиологическую стороны. В мировоззрении в интегративном виде представлены: знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции, убеждения, сформировавшиеся на основе познания и оценок действительности, и превращающиеся (через волю) в поступки. Из знаний, ценностей, убеждений и других элементов, а также из отношений между ними складывается структура мировоззрения. Компонентами познавательной стороны мировоззрения являются натуралистический и гуманитарный. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, о Космосе и т.п. Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения – это осознание человеком своей природы, своего места в «мире людей». Сюда относятся социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды людей. Сами по себе знания вне системы ценностей и убеждений не обеспечивают целостного мировоззрения. Известный философ А.Ф. Лосев писал: «Если человек имеет только знания и ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет». В иерархии высших ценностей, наряду с знанием, равнозначно с ним выступает и система жизненных ценностей, установок и устремлений человека, его убеждения. Мировоззрение выступает как цельная система нравственных, эстетических, социально-политических и других ценностей. Аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определенной степени праксиологична. Назначение праксиологической стороны мировоззрения – обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Праксиологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека такова: знание - ценности - убеждения – воля к действию. Итак, мировоззрение — это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение придает истории человечества смысл, помогает человеку ориентироваться в совокупности бытия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.007 с.) |