Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура мировоззрения

Поиск

Мировоззрение – это картина мира в сознании человека и своего места в мире. Это, по сути, общественное сознание, воплощающееся в отдельном человеке как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и представлений о мире. Мировоззрение необходимо человеку для организации своей деятельности, стратегии поведения, общения, для определения своего места в мире, линии жизни. Человеку важно соотносить свое личностное бытие с системой ценностей, искать смысл своего бытия в мире, опору своим убеждениям. В основе мировоззрения стоит вопрос об отношении человека к миру, о месте человека в мире.

Мировоззрение обусловлено объективными (природными и социокультурными) и субъективными факторами жизни индивида, социальных групп, наций. Выделяют такие ступени мировоззренческого освоения мира, как мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира. Мир дается человеку в форме образов, организующих личный человеческий опыт.

Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве всех его сторон, давать ему определенную интерпретацию.

Миропонимание – высшая ступень развития мировоззрения со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем. Миропонимание построено на рациональном постижении мира.

Рациональное и критическое мировоззрение есть наиболее глубокий уровень постижения мира. Его источниками являются мышление, интеллект, рассудок и разум индивида. Отношения мира и человека в нем оформляются в виде наиболее общих понятий — категорий, а также в обоснованиях и доказательствах. Миропонимание опирается на знание законов функционирования и развития объективных и субъективных процессов. Однако между мироощущением, мировосприятием, миропредставлением и миропониманием нет жестких границ, поскольку взаимоотношения конкретного человека и мира всегда представлены в сложном и часто противоречивом единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней постижения мира. В реальных измерениях мировоззрения все эти три ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, формируя целостный образ мира и места в нем человека.

В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели сформировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Существует два основных пути формирования мировоззрения: стихийный и сознательный.

Житейское (стихийное) мироощущение и мировосприятие, основаны на здравом смысле и содержат в себе предрассудки и мифологические элементы. Это мировоззрение поверхностно и фрагментарно. Не проникает в суть явлений. Но позволяет человеку приспосабливаться к жизни, обстоятельствам. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, обладает глубиной проникновения в суть вещей, систематичностью, обоснованностью. «Сознательное» мировоззрение включает в себя: некую целостную модель всего сущего; осознание человеком своего «я», своей роли в обществе и в мире в целом, целей и смысла жизни; жизненную стратегию и программу поведения.

Как сложное духовное образование мировоззрение имеет познавательную, аксиологическую, праксиологическую стороны. В мировоззрении в интегративном виде представлены: знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции, убеждения, сформировавшиеся на основе познания и оценок действительности, и превращающиеся (через волю) в поступки. Из знаний, ценностей, убеждений и других элементов, а также из отношений между ними складывается структура мировоззрения.

Компонентами познавательной стороны мировоззрения являются натуралистический и гуманитарный. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, о Космосе и т.п. Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения – это осознание человеком своей природы, своего места в «мире людей». Сюда относятся социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды людей.

Сами по себе знания вне системы ценностей и убеждений не обеспечивают целостного мировоззрения. Известный философ А.Ф. Лосев писал: «Если человек имеет только знания и ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет». В иерархии высших ценностей, наряду с знанием, равнозначно с ним выступает и система жизненных ценностей, установок и устремлений человека, его убеждения. Мировоззрение выступает как цельная система нравственных, эстетических, социально-политических и других ценностей. Аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определенной степени праксиологична.

Назначение праксиологической стороны мировоззрения – обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Праксиологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека такова: знание - ценности - убеждения – воля к действию.

Итак, мировоззрение — это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение придает истории человечества смысл, помогает человеку ориентироваться в совокупности бытия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.007 с.)