Предмет философии и его историческая динамика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии и его историческая динамика



Термин «философия» греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos (греч. – φιλία, лат. – philia — любовь, стремление, жажда, симпатия) и sophos (греч. – σοφία, лат — sophia – мудрость, знание). Краткая этимологическая расшифровка слова филосо́фия звучит как «любовь к мудрости» (др.-греч. φιλοσοφία) – любомудрие.

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор (580-500 гг. до н.э.), но поскольку он не оставил после себя сочинений, первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит, писавший, что «очень много должны знать мужи-философы». Гераклит при этом считал, что «многознание уму не научает», что знание еще не означает мудрости. Другой греческий философ, Демокрит, полагал, что быть мудрым значит правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать [1]. Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока. В качестве особой науки философию обосновал Платон. Первую попытку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристотель.

Один из комментаторов Аристотеля – Андроник Родосский – для названия того, что следует после физики (знания о вещах) – умозрительно постигаемых начал всего существующего, – ввел термин метафизика. Сложилась традиция под метафизикой понимать философию в собственном смысле слова, изучающую не мир конечных вещей, чем занимаются специальные науки, а то, что лежит в его основе. По мнению Декарта, корнем древа знания (механики, медицины и этики) выступает метафизика (философия), выводимая из первопричин.

Г. Гегель, критикуя «старую метафизику» как антидиалектику, придавал большое значение диалектическому пониманию проблем единства и целостности мира, месту и роли человека в универсуме.

Наши знания можно условно разделить на три типа:

1. Обыденные знания – жизненный опыт и здравый смысл.

2. Предметно-научные знания – физика, химия, биология, математика.

3. Мировоззренческие – философия и т.п.

Часто философы говорят о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете. Одним из фундаментальных вопросов философии является, например, вопрос: «Что такое философия?», наука ли она?

Философия зарекомендовала себя как специфическая дисциплиназнание о взаимоотношениях мира и человека. Объект её исследования – это отношения мира и человека. Предметом философии чаще всего считаются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной, субъективной и объективной реальности.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов существования и изменения бытия и мышления, постигаемого Космоса и познающего духа. А поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, и концентрируют своё внимание на предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении». Гегель считал философию наукой о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём».

В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».

Современные западные источники считают, преимущественно, что «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». В белорусской науке философию определяют как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях».

В постмодернистских концепциях сложилось и «практическое» понимание философии как занятия людей, называющих себя философами, или некий вид деятельности и её результат.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Круг проблем философии, а соответственно и предмет философии исторически изменялись с развитием общества. Можно, пожалуй, очертить предметную область философии.

Первая философская проблема – это проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиска первоосновы всего сущего. «Философия – дочь своего времени», писал Л. Фейрбах, и в соответствии с эпохой формировались различные философские модели мира.

Вторая философская проблема – это проблема человека, смысла существования человека в мире. Ее решали древневосточные мыслители, Сократ, Протагор, Августин, Декарт, Гегель, Фейербах, Маркс. Правда, марксисты рассматривали человека как совокупность общественных отношений. Ныне экзистенциалисты продолжают исследовать феномен существования человека в его единичной сущности.

Третья философская проблема отношения человека и мира, – это проблема познаваемости мира, соотношения мнения и знания, возможностей и пределов познания, его механизма и тайн, критериев истины.

Четвертая философская проблема – это решение субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрение человека в мире, в обществе. Это выразилось в поисках моделей идеального общества и государства, например, у Платона, Компанеллы, в марксистской концепции коммунизма. В философской герменевтике центральной является проблема понимания человека, диалога, текстов, коммуникации, эпохи.

Итак, свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Все философские проблемы взаимосвязаны, хотя в разных философских системах может отдаваться приоритет какой-либо центральной теме: модели мира, познанию, человеку, социальным вопросам. И.Кант главными считал антропологические вопросы: 1) что я могу знать, 2) что я должен делать, 3) на что я могу надеяться и, в конечном счете, 4) что есть человек? Марксизм-ленинизм числу важнейших вопросов философии относил два: 1) «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?); и 2) «Вопрос о познаваемости мира», который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Итак, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия, познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия также трактуется как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания и т.п. Это вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание. Философия в предельно общих понятиях (универсалиях) стремится решать коренные мировоззренческие вопросы. В обыденном языке слово «философия» также может обозначать мировоззрение человека, его личные верования или этику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.005 с.)