Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии и его историческая динамикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин «философия» греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos (греч. – φιλία, лат. – philia — любовь, стремление, жажда, симпатия) и sophos (греч. – σοφία, лат — sophia – мудрость, знание). Краткая этимологическая расшифровка слова филосо́фия звучит как «любовь к мудрости» (др.-греч. φιλοσοφία) – любомудрие. Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор (580-500 гг. до н.э.), но поскольку он не оставил после себя сочинений, первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит, писавший, что «очень много должны знать мужи-философы». Гераклит при этом считал, что «многознание уму не научает», что знание еще не означает мудрости. Другой греческий философ, Демокрит, полагал, что быть мудрым значит правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать [1]. Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока. В качестве особой науки философию обосновал Платон. Первую попытку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристотель. Один из комментаторов Аристотеля – Андроник Родосский – для названия того, что следует после физики (знания о вещах) – умозрительно постигаемых начал всего существующего, – ввел термин метафизика. Сложилась традиция под метафизикой понимать философию в собственном смысле слова, изучающую не мир конечных вещей, чем занимаются специальные науки, а то, что лежит в его основе. По мнению Декарта, корнем древа знания (механики, медицины и этики) выступает метафизика (философия), выводимая из первопричин. Г. Гегель, критикуя «старую метафизику» как антидиалектику, придавал большое значение диалектическому пониманию проблем единства и целостности мира, месту и роли человека в универсуме. Наши знания можно условно разделить на три типа: 1. Обыденные знания – жизненный опыт и здравый смысл. 2. Предметно-научные знания – физика, химия, биология, математика. 3. Мировоззренческие – философия и т.п. Часто философы говорят о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете. Одним из фундаментальных вопросов философии является, например, вопрос: «Что такое философия?», наука ли она? Философия зарекомендовала себя как специфическая дисциплина – знание о взаимоотношениях мира и человека. Объект её исследования – это отношения мира и человека. Предметом философии чаще всего считаются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной, субъективной и объективной реальности. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов существования и изменения бытия и мышления, постигаемого Космоса и познающего духа. А поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, и концентрируют своё внимание на предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении». Гегель считал философию наукой о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Современные западные источники считают, преимущественно, что «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». В белорусской науке философию определяют как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». В постмодернистских концепциях сложилось и «практическое» понимание философии как занятия людей, называющих себя философами, или некий вид деятельности и её результат. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Круг проблем философии, а соответственно и предмет философии исторически изменялись с развитием общества. Можно, пожалуй, очертить предметную область философии. Первая философская проблема – это проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиска первоосновы всего сущего. «Философия – дочь своего времени», писал Л. Фейрбах, и в соответствии с эпохой формировались различные философские модели мира. Вторая философская проблема – это проблема человека, смысла существования человека в мире. Ее решали древневосточные мыслители, Сократ, Протагор, Августин, Декарт, Гегель, Фейербах, Маркс. Правда, марксисты рассматривали человека как совокупность общественных отношений. Ныне экзистенциалисты продолжают исследовать феномен существования человека в его единичной сущности. Третья философская проблема отношения человека и мира, – это проблема познаваемости мира, соотношения мнения и знания, возможностей и пределов познания, его механизма и тайн, критериев истины. Четвертая философская проблема – это решение субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрение человека в мире, в обществе. Это выразилось в поисках моделей идеального общества и государства, например, у Платона, Компанеллы, в марксистской концепции коммунизма. В философской герменевтике центральной является проблема понимания человека, диалога, текстов, коммуникации, эпохи. Итак, свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Все философские проблемы взаимосвязаны, хотя в разных философских системах может отдаваться приоритет какой-либо центральной теме: модели мира, познанию, человеку, социальным вопросам. И.Кант главными считал антропологические вопросы: 1) что я могу знать, 2) что я должен делать, 3) на что я могу надеяться и, в конечном счете, 4) что есть человек? Марксизм-ленинизм числу важнейших вопросов философии относил два: 1) «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?); и 2) «Вопрос о познаваемости мира», который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Итак, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия, познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия также трактуется как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания и т.п. Это вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание. Философия в предельно общих понятиях (универсалиях) стремится решать коренные мировоззренческие вопросы. В обыденном языке слово «философия» также может обозначать мировоззрение человека, его личные верования или этику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.011 с.) |