Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные школы и направления философии древнего ВостокаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философские учения, возникшие в Индии и Китае в середине I тысячелетия до н.э., были одними из древнейших попыток объяснить мир. Индийская философия. Предфилософские взгляды индийцев отразились в Ведах и Упанишадах, Бхавадгите[2]. Основными были идеи о единстве Брахмана и Атмана, о карме, сансаре и перерождении. Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман, «Мировая душа», идентичная человеческой душе. Цель человеческой жизни – в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению Атмана от материальны оков. Сансара – цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека. В древнеиндийской культуре существовали ортодоксальные учения (нъяйя, вайшешика, санкхъя, йога, веданта, миманса), признающие авторитет Вед как откровение, и неортодоксальные системы (джайнизм, буддизм и чарвака-локаята), отрицающие единственность авторитета ведических текстов. Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.), на основе Упанишад развило учение о существовании души у всего живого: животных, насекомых и растений. Главная задача – достичь святости и совершенного знания, чтобы освободить душу от материи (тела) и страданий, вызванных этой связью. Философия буддизма восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.), названного Будда или «просветленный». Буддизм построен на признании «четырёх благородных истин»: 1) главным свойством жизни является страдание, 2) причиной страдания – желание, 3) преодоление желаний – путь к избавлению от страданий, 4) «истина пути» к прекращению страданий. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного «Я» через милосердные дела, нравственное совершенствование, медитацию, способствующую просветлению (бодхи), которое позволяет достичь нирваны. Неортодоксальная школа чарвака-локаята выразила материалистические взгляды на мир как существующий реально, независимо от богов. Мир познаваем с помощью органов чувств, опыта и разума. Он состоит из первоэлементов (воды, огня, воздуха, земли), которые в различных комбинациях образуют вещи. Чарваки отвергали бессмертие души, считая, что после смерти всё распадается на первоэлементы, в том числе и человек. Смысл жизни чарваки видели в наслаждении. Гедонизм в этике был связан с материализмом. Классические системы возникли в результате споров с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира. Наиболее ортодоксальной была Веданта, основанная на авторитете Вед и Упанишад, утверждавшая бога-творца мира, бессмертие души и её перевоплощение. Веданта требовала покорности учителю, владеющему божественными откровениями о жизни и боге. Ученики должны упражняться в размышлениях, пока и им не откроются истины, освобождающие от страданий. Миманса много внимания уделяла проблемам познания и логике. Источником знаний считались чувства, логический вывод, сравнение и авторитет священных книг. Санкхья учила, что мир возник сам по себе, имеет вещественное (Пракрити) и духовное (Пуруша– мировой дух) начала. Ньяйя, исследовала механизм, логику, познания, определяла правила дискуссии. Материалистическая ортодоксальная школа Вайшешика (философия различий) утверждала, что мир состоит из физических элементов, атомов, постигаемых не чувствами, а рационально. Адекватное познание – цель мышления, так как оно освобождает человека от страданий. Много внимания уделялось классификации и характеристике изучаемых объектов. Йога (сосредоточение) утверждала веру в Атман-Брахман, считая мир иллюзией, и призывала сосредоточиться на постижении бога, погрузиться в бесстрастное состояние, освободиться от чувств и страданий с помощью особых правил, предписаний и упражнений, открывающих путь к нирване. Итак, общая идея всех философских учений древней индии – выработка способов и средств избавления человека от страданий, от бесконечного материального перевоплощения и достижение успокоения – нирваны. Китайская философия тоже имеет давнюю традицию. Древняя мудрость бралась за основу. Авторские новации признавались только, если они укрепляли традиции. Китайцы поклонялись Небу (Тянь) как принципу мирового порядка (Ши-Цзин – канон стихов). Философия тяготела к светскому рационализму, проясняла нормы морали, этикета, разрабатывала эффективные методы управления государством. Даосизм, по преданию, был основан мудрецом Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.), который по легенде развивал в трактате «Дао дэ цзин» учение о «правильном пути и добродетели» – «дао». Дао – это естественный закон, которому подчиняется природа и человек. Дао неисчерпаемо, вечно, бестелесно и неопределённо – это первооснова, «мать всех вещей». Лао-цзы говорил о том, что в мире всё движется и изменяется, переходит в свою противоположность. Но люди не должны вмешиваться в естественный ход событий. Людям следует придерживаться принципа «недеяния» (у-вэй), то есть избегать произвольной целеполагающей активности. В даосизме была создана «Доктрина об обретении бессмертия». Рассматривая человека как единое целое, даосы разработали практики, способствующие обретению «одухотворенного» тела. Гармонизация тела достигалась с помощью медитации, дыхательного и гимнастического тренинга, диет. Они призывали к смирению и состраданию. Конфуцианство основано мыслителем Кун-Фу-цзы (Конфуцием, 551-479 гг. до н.э.) Идеи Конфуция были собраны его учениками в книге «Беседы и суждения» – «Лунь юй». Конфуций исследовал отношения человека, семьи и государства, которые имеют различные уровни в зависимости от степеней родства и социальных ролей. «Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер». Прочное государство основывается на прочной семье. Важным представлялось самосовершенствование человека, праведная жизнь, в чем правитель должен быть примером. Конфуцианский идеал человека характеризуется человечностью, порядочностью, знанием приличий, мудростью, лояльностью. Конфуций предлагал людям придерживаться золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Конфуцианцы почитали небо, традиции, историю, в которой находили образцы поведения для настоящей жизни (трактат Ли-Цзи). Легизм – «школа почитателей закона» (конец VIII-VII в. до н. э.)[3]. Высшей ценностью легисты считали сильное государство, задача которого состоит в ослаблении народа. Они утверждали принцип единого юридического закона как основы государства, установленного единовластным правителем. В отличие от традиции, закон не имеет священного характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Соблюдение законов должно обеспечиваться суровой системой наказаний. Легисты предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности. Итак, общей основой всех китайских философских учений явились почитание традиций, властей, культ предков, культ Неба как принципа порядка. В целом, идеалом человеческой жизни в восточной философии выступали приверженность традициям, связь с религией, пассивное отношение к преобразованию внешнего мира, нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, идея самосовершенствования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.008 с.) |