Исторические типы мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы мировоззрения



 

Человеческое мировоззрение исторически развивается в связи с потребностями человека и общества. К выделению форм и типов мировоззрения существуют разные подходы. Например, марксизм предлагает такие критерии определения мировоззрения, как тип общественно-экономической формации и способ духовного освоения реальности. В культурно-психологическом аспекте можно выделить художественно-образный уровень мировоззрения, представленный в искусстве и понятийно-рациональный, который выражается в знаковой форме.

На базе художественно-образного духовного освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение. На базе же рационально-понятийного уровня формируются философская и научная формы мировоззрения.

В истории человечества обычно выделяют 4 исторические формы (типы) мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

Первый тип – мифологическое мировоззрение – сформировался на ранних стадиях развития общества и явился первой попыткой человека объяснить происхождение и устройство мира и свое место в нем.

Мифология (от греч. mythos — повествование, сказание) — фантастическое, основанное на воображении представление действительности в виде чувственно-наглядных образов. Для мифологии было характерно эмоционально-чувственное, образное и антропоморфное (уподобляемое человеку) осмысление мира, оживотворение сил природы.

Мифологическому мировоззрению присущ синкретизм (слитность, нерасчленность знания) объективного и субъективного, мира реального и вымышленного. В мифах разных народов в образной форме представлены в неразрывной связи элементы искусства и жизненных наблюдений, что давало возможность человеку адаптироваться к миру и выработать оптимальную форму собственного жизненного устройства;

Для мифологии характерна символичность, т. е. использование условных знаков для обозначения материальных и духовных предметов.

В мифах проявляется единство диахроничности и синхроничности, т. е. совмещение двух временных аспектов — повествования о прошлом (диахронического аспекта) и объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронического аспекта).

У народов с развитыми мифологическими системами важную роль играли мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы).

Мифы утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения. Оправдание сути вещей в мифах обычно превалирует над их объяснением. Содержание мифа не нуждается в доказательствах, а принимается на веру. Мифологическое постижение мира часто основывается на вере в сверхъестественное и близко к религиозному мировоззрению. Границы древних мифов и первобытных религий чрезвычайно размыты, например, в анимизме — одушевлении стихий и предметов, тотемизме — представление о фантастических связях животных и человека и фетишизме — наделении вещей сверхъестественными свойствами.

Мифология как тип мировоззрения оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества, на религию, искусство и науку, запечатлелась в преданиях, поговорках, приметах, метафорах и выражениях типа «Танталовы муки», «Сизифов труд», «Нить Ариадны» и др.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа; или religare — связывать, соединять) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование священного, сверхъестественного. Сверхъестественное, священное, с точки зрения религиозного мировоззрения, является для человека безусловной ценностью.

Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения и его главный признак. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный (профанный) и «небесный» (сакральный), постигаемый через веру и внутреннее переживание связи с Абсолютом.

Религия является сложной мировоззренческой системой. Выделяются следующие особенности религиозного мировоззрения:

Религия основана на убеждении в существовании Бога, явлений, обладающих сверхъестественными свойствами (стихии, земля, солнце, время и др.). В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения — высшее трансцендентальное духовное начало или единый Бог.

Религиозному мировоззрению присуще убеждение в реальности контакта с высшими началами. Культовые действия (обряды, посты, молитвы, жертвы, праздники и т. д.) являются каналами и средствами связи с Божеством, которое воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы.

Религия предполагает чувство зависимости от объектов религиозного поклонения. Общение человека с Богом «неравноправно». Зависимость выражается в чувстве страха, вынуждающего к покорности, в просветленном смирении, духовном возрастании в результате осознания собственного несовершенства и стремления к нравственному идеалу (святости).

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции нравственной деятельности. Она культивир ует общечеловечески е моральны е норм ы и ценност и, оказывает положительное влияние на упорядочение нравов. Через систему культовых действий она существенно влияет на повседневную жизнь. С помощью освоения вероучения структурируется мировоззрение и религия заставляет человека задуматься об основах и смысле собственной жизни.

Религиозное мировоззрение имеет два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоционально-чувственное отношение к миру и культовые практики, а также рационально оформленное сознание, предполагающее освоение содержания вероучения. Высший уровень религиозного мировоззрения представлен в теологии (богословии), учениях отцов церкви или религиозных мыслителей. Теология базируется на священных текстах (Ведах, Библии, Коране и др.), принимаемых как божественное откровение. Религии присуща вера в знание, возведение знания в культ. Религия является массовым сознанием.

Философия изначально развивалась как элитарно-профессиональное знание. Главное отличие мифолого-религиозного и философского стиля мышления — в способе отношения к знанию (мудрости) и формам его постижения. Философия как тип мировоззрения построена на рационально м объяснении мира. Представления о природе, обществе, человеке становятся в ней предметом теоретического рассмотрения (сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения) и аргументации.

Дофилософские типы мировоззрения трактовали мудрость как некую высшую силу, постигнуть которую было привилегией немногих. Носители знания в древних культурах — оракулы, пифии, жрецы, прорицатели — особые касты, почитались как обладатели высшей тайны, и были окружены ореолом таинственности. Хранителями знания, основанного на опыте, связанного с повседневностью, были народные мудрецы (знахари).

С прогрессом общества возникла потребность в более глубоком рациональном понимании мира, деятельности и сознания человека. Это обусловило появление мыслителей нового типа — философов,рационально и критически рассматривавших и объяснявших мир.

Характерными чертами философии являются рефлексивность, рациональность, критичность, доказательность, что предполагало достаточно высокий уровень развития культуры человека и общества.

Философия возникла в эпоху Осевого времени (VI – V вв. до н.э.) связи с переходом к независимому от внешнего авторитета размышлению о мире и о человеческой судьбе, когда ищущий и вопрошающий человеческий разум сам стал восприниматься как авторитет.

Специфика философского знания заключается в самом способе философского рассуждения – рефлексии. Сущность философии состоит не в претензиях на обладание вечной и абсолютной истиной, а в самом поиске этой истины человеком. Философия антидогматична. Вся ее проблематика сосредоточилась вокруг самосознания человека в различных культурно-исторических системах. Любая проблема становится философской лишь тогда, когда она формулируется как соотнесенная с «Я», становясь способом рационального самоопределения человека в мире.

Философская рефлексия разрушает мифологический синкретизм, разделяет сферу предметов и сферу смысловых значений предметов (знаний о предметах). Именно сфера смысла (умопостигаемое) является предметом философии –умозрительного знания. Философская рефлексия сформировала концептуальный каркас человеческого мышления. С помощью философии люди перешли от мифологических метафор, аналогий и смыслообразов к понятиям и категориям, которые организуют и упорядочивают человеческое мышление.

Философия способствовала развитию научного мировоззрения.

Философия и наука как типы мировоззрения исторически тесно взаимосвязаны. Философия выступила в качестве первой гипотезы человеческого мышления. Многие науки выросли из философии. Но научное знание специфично отличается от философского. Наука — это форма мышления и сфера деятельности, направленная на предметное постижение мира, получение и систематизацию объективных знаний о действительности, выявление закономерностей.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества, изучают фрагмент бытия (физика, химия, экономика, юриспруденция и пр.). Философию же интересует мир в целом, универсум.

Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. независимо от человека.Ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах. Закон земного тяготения, система Менделеева, все законы науки объективны. Их действие не зависит от мнений и личности ученого. Наука видит реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, подчиненных закономерности. Результаты научных исследований можно экспериментально многократно проверить.

В философии же имеют значение ценностные аспекты. Она обсуждает социальные последствия научных открытий, утверждая абсолютную ценность жизнь человека. Философские теории нельзя проверить при помощи эксперимента, они зависимы от личности мыслителя.

Наука отвечает на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа: «Как?», «Почему?», «Что?» (например, «Как развивается человек?»). Философское знание – проблемно-альтернативное. Философия пытается ответить на вопросы, на которые не существует конкретного способа получения ответа, например, «В чем смысл жизни?» и т.п. На этот вопрос нельзя найти ответ в научной лаборатории. Философия занимается проблемами, которые в принципе нельзя разрешить ни в науке, ни в теологии. На любой фундаментальный вопрос философия дает множество разных, часто противоречивых ответов разных авторов.

Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию». В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Философствующий разум отрицает догматы. Философия выносит на суд разума, рациональной критики все, включая свои собственные, идеи. Главное орудие философии – открытие и критическая обкатка истины. Как рефлексия философия дает науке ее самосознание. Довести мышление до рефлексии позволяет поднять его на уровень идеи, ясно и связно представляемой – для себя и для других.

Философия выполняет эвристическую функцию по отношению к научному познанию. Наука выдвигает и опровергает гипотезы и теории. Философия выполняет функцию контроля над достижениями науки (естествознания, физики и др.), исследуя критерии научности, рациональности и социальной значимости новейших научных и технологических разработок. Философия осмысливает научные открытия. Включает их в контекст научного знания и тем самым определяет их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук (Аристотель, Спиноза, Гегель). Философия возлагает на себя ответственность за науку перед человечеством.

Философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. С помощью категорий философия формирует обобщенный теоретический образ мира – универсума. Гегель назвал философию духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи. Философия координирует, сводит воедино различные отрасли знания, преодолевает разобщенность естественных и гуманитарных наук, содействует установлению связей между наукой, искусством и моралью.

Итак, каждый исторический тип мировоззрения задает обобщенную модель взаимодействия человека и мира.

Мировоззренческая модель представляет собой единство духовного и предметно-практического отношения человека к миру и характеризуется большим разнообразием способов своего выражения: обыденный язык и художественные образы, научные определения и нравственные принципы, религиозные каноны, технолого-инструментальные методы и т. д. Задачей философии является логическое структурирование культуры и выражение всеобщих мировоззренческих принципов в логико-понятийной форме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.017 с.)