Диалектика как философская теория развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как философская теория развития



 

Диалектика старейшая философская теория развития. Первая идея диалектики принадлежит Гераклиту, утверждавшему о постоянном изменении и взаимосвязи всего сущего.

Понятие «диалектика» (переводится с греческого как «искусство вести беседу») впервые применил Сократ, назвав так свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных, суждений. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил, что цель знания – истина, а диалектика есть искусство различать истину и ложь. В Новое время диалектика обогатилась идеей исторического развития, выдвинутой Ф. Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода. Гегель заложил основы диалектической теории развития. Он разработал понятийный аппарат диалектики и создал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма. Им выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.

Материалистическая диалектика представлена в «Капитале» К. Маркса, в работах Ф. Энгельса («Анти-Дюринге», «Диалектике природы»). Диалектика рассматривается в марксизме в двух взаимосвязанных формах — объективной и субъективной. Объективная диалектика выражает развитие и связи бытия, а субъективная – диалектическое мышление, отражающее мир, бытие в сознании познающего субъекта (логика и гносеология).

Философская концепция диалектики включает в себя принципы, законы и категории, которые отражают развитие и связи реального мира.

Принципы (основы) – это теоретические положения, отражающие существенные черты действительности, фундаментальные основания бытия и познания. Основой диалектики являются принципы развития, всеобщей связи, детерминизма (причинности), системности, историзма. Содержание принципов раскрывается в системе законов и категорий диалектики.

Закон –это понятие, которое выражает внутренне устойчивые, существенные, необходимые, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Важнейшими являются три закона диалектики – 1) взаимного перехода количественных и качественных изменений, 2) единства и борьбы противоположностей, 3) отрицания отрицания.

Диалектические закономерности проявляются в категориальных связях. Категории диалектики, с одной стороны, показывают внутренние логические формы сознания, а с другой – в них отражаются наиболее общие и существенные свойства и отношения реальной действительности.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития, показывает, как осуществляются связи, изменения объекта, нарушающие его меру (норму качества и количества) и вызывающие переход явления в новое качество. Действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.

Качество философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом, и с изменением которой он превращается в нечто иное. Количество категория, которая характеризует темпы, степень развития, интенсивность процессов, измеримые математическими средствами. В процессе развития количественные изменения переходят в качественные различия (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений. Мера это предел, в котором сохраняется качественная определенность предмета. Мера – количественные границы существования данного качества.

Закон единства и борьбы (или – в новейшей интерпретации – взаимодействия) противоположностей показывает, что источником развития явлений (природных, социальных и духовных объектов) служат их внутренние противоречия. Закон раскрывается через категории противоположность, противоречие, тождество, различие, взаимодействие в сложных системах.

Противоречивое отношение между разными явлениями, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей. Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория тождество. Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей.

Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости черт старого. Основополагающей для данного закона является категория отрицания. Диалектическое отрицание носит всеобщий характер. Внутренняя противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому. Так, живая природа прошла длительный путь восходящего развития от простейших форм жизни до человека. В истории общества каждый новый социальный строй, отрицая старый, основывается на материальных и духовных достижениях предыдущей эпохи.

Наряду с принципами и законами, диалектика имеет категории, позволяющие выявить целостность, структурную организованность бытия, основные типы детерминации различных явлений, их взаимосвязь: единичное — особенное – общее, единичное – многое; часть – целое; система, структура, элемент, форма и содержание.

Единичное философская категория, выражающая своеобразие именно данного явления в отличие от других. Общее категория, отражающая однотипность явлений в некоторых отношениях, общие признаки, присущие единичным явлениям или всем предметам данного класса (деревья, цветы). Общее неотрывно от единичного, а их синтез составляет особенное, характеризующее связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга (берёза, ромашка).

Категории часть – целое выражают отношения и связи предметов, системность, структурность явлений. Частьэлемент целого, а элемент – это далее неразложимый компонент объекта. Целое – это сочетание часте й объекта. Это система, состоящая из элементов и имеющая свою структуру. Например, наука является системой знаний. Система общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, образующих определенную целостность, имеющую структуру и организацию. Так, структура экономической системы включает производственную, финансовую, торговую подсистемы.

Понятия форма и содержание позволяют осмысливать организацию бытия. Форма выражает упорядоченность, структуру,организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Содержание категория, обозначающая совокупность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий, определяющих сущность предмета, явления, процесса.

У содержания преобладает тенденция к изменению, у формы – к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии и форма по отношению к содержанию выполняет организующую функцию. При развитии содержания происходит или ломка старой формы, или перерождение, приспособление ее к новому содержанию.

Категории, выражающие преимущественно изменчивость бытия – это причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.

Причина философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, событие, процесс, называемое следствием. Следствие категория, описывающая явление, порожденное или измененное, результат действия причины.

Необходимость означает явление, однозначно предопределенное, предсказуемое на основе знания внутренних закономерных связей. Необходимость – это то, чего не может не быть. Случайность характеризует внешние, несущественные, единичные связи действительности, побочные возможности развития явления. Синергетический подход допускает, что случайность – это такая связь причины и следствия, при которой допускается возможность реализации любого из множества возможных следствий.

Возможность философская категория, выражающая совокупность предпосылок, которые при определенных условиях могут стать реальным бытием. Это тенденция, зародыш будущего. Действительность охватывает весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание). Действительность – это то, что в своем развитии раскрывается как необходимость, закономерность, реализованная возможность, конкретное актуальное бытие отдельного предмета. Динамика бытия предстает как непрерывный переход от возможности к действительности, а от последней – к новым возможностям, вытекающим из всего предшествующего развития. В любом явлении возможность и действительность совпадают: реализованная возможность есть действительность; последняя как предпосылка и основание для своих будущих воплощений есть возможность.

Человек, например, может достигать поставленных перед собой целей (профессии, положения), соразмеряя их с объективными возможностями и создавая в ходе практической деятельности такие условия, при которых реализуются желательные возможности и исключаются нежелательные.

Сущность и явление – понятия, отражающие взаимосвязь внешних, отдельных сторон явлений и их глубинной основы. Сущность философская категория, характеризующая главное содержание предмета, его внутренний смысл. Явление – это внешняя форма бытия сущности, ее явленность, обнаружение, видимость (например, видимое движение Солнца вокруг Земли).

Таким образом, диалектика позволяет глубоко и всесторонне исследовать многогранную и противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях и развитии посредством целостной, постоянно развивающейся и обогащающей свое содержание, системы принципов, законов и категорий.

В ХХ в. наметились два подхода к диалектике – скептический и оптимистический. Например, К. Поппер, говоря о пользе диалектики, предупреждал, что не следует превращать диалектический метод – всего лишь один из возможных способов мышления – в произвольную умозрительную схему. Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от «бетонного догматизма», может рассматриваться как частный случай.

В целом, диалектический метод не может претендовать на то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем, например, социальной реальности, данный метод, с учетом конкретных условий, в единстве с другими способами научного познания, является эффективным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.01 с.)