Философская мысль в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль в Беларуси



 

Формирование русской и белорусской философии во многом определялось культурно-историческиим фоном, сочетанием разных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, европейского и византийского интуитивно-созерцательного, включенного в наше самосознание через православие.

Вплоть до второй половины XIX в. отечественная философская мысль развивалась преимущественно в философско-литературных кружках вне институтов науки и образования, была растворена в религиозной, политической, художественной литературе. А.Ф. Лосев отмечал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. Любые идеи оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» для решения социальных проблем. Вследствие этого те учения, которые хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали на злобу дня, имели широкую известность. В то же время глубокие философские концепции, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федорова были известны лишь специалистам.

Самостоятельный этап развития русской философии начался с постановки П.Я. Чаадаевым (1794—1856) в «Философических письмах» (1829 – 1830 гг.) вопроса об исторической судьбе России в русле мировой цивилизации. Идеи Чаадаева вызвали острую дискуссию о судьбах и месте России в мировой истории между славянофилами и западниками. Лидеры славянофильства — А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др. – обосновывали самобытность пути развития и особую миссию России. ЗападникиК.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский и др., — основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежными для России те же исторические пути, которыми шла Западная Европа.

Русская философия XIX в. включала различные идеалистические и материалистические концепции, тяготевшие к социально-политической, этической и духовной проблематике. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А. Бакунинобосновали концепции «русского социализма» как синтез западной социалистической идеи и славянофильской концепции общинного образа жизни в России. При этом Герцен критиковал уравнительные коммунистические утопии. Чернышевский обосновывал этику «разумного эгоизма» и эстетику революционного демократизма. Бакунин проповедовал идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом.

Русская религиозная философия наиболее ярко представлена оригинальной системой великого русского мыслителя В.С. Соловьева (1853— 1900) — философией всеединства, сформулированной в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра», «Духовные основы жизни» и др. В.С. Соловьев построил систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, истины, добра и красоты. Знание о реальном мире дает наука, об идеальном мире - философия, о Боге – вера.

Одним из видных представителей «нового религиозного сознания» экзистенциалистского направления XX в. был Н.А. Бердяев (1874— 1948). В работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание» и др. он изложил свой философский персонализм. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Вместо истинной духовной культуры люди создали механическую культуру, антирелигиозную и античеловечную. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и вся современная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом уровне к «вечной правде христианства».

Особым духовным феноменом к. ХIХ – нач. ХХ в. стал русский космизм. Космисты высказали идеи о человечестве как органичной части космоса, незавершенности развития мира и человека, о возможности человеческого участия в космической эволюции, о преображении мира в результате человеческого теургического творчества, о вечности жизни. Выделение глобально-экологической проблемы способствовало созданию В.И. Вернадским учения о ноосфере и утверждению В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским, А.П. Чижевским антропного принципа науки.

В XX в. в эмигрантской среде возникло евразийство историософская концепция, теоретики которой Н.С. Трубецкой, Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсавин и др. исторические возможности России связывали с материально-природными факторами, спецификой «место развития», каковым стала Евразия, «континент-океан» с огромным пространством без естественных границ, находящийся под постоянным давлением воинственных кочевников с юго-востока и варваров с запада. Культурное развитие народа имеет свое основание в географической и этнографической целостности.

Для Беларуси характерен интенсивный процесс взаимодействия культур, восприятие духовного опыта и философских учений западноевропейской и русской культур.

Становление философии в Беларуси – это сложный процесс, обусловленный спецификой развития белорусской культуры, постоянной прерывностью духовно-мыслительных традиций, влиянием идеологического противостояния Запада и Востока. Долгое время в Беларуси философские идеи были встроены в религиозное мировоззрение (Реформация), служили решению религиозных задач (Контрреформация); или сочетались с идеями становления государственности и национального возрождения; или облекались в форму революционных идей освобождения угнетенных (народничество и марксизм).

Возникают трудности при определении национально-культурной принадлежности мыслителей. Часто в понятие «Философия Беларуси» включается весь комплекс идей, сложившихся на исторической территории Беларуси и оказавший влияние на историю ее культуры и мысли, независимо от языка и национальности, религии.

Развитие культуры Беларуси можно условно разделить на несколько периодов, характеризующихся попеременным влиянием восточной (российской) и западноевропейской культур.

1. Зарождение и распространение философских идей в русле христианского богословия (Х – XV вв.), связанное с деятельностью христианских просветителей Ефросиньи Полоцкой, Климента Смолятича (Послание к Фоме»), Кирилла Туровского («Слово о премудрости») и др.

Климент Смолятич (ХII в.), высказал в письме смоленскому священнику Фоме идею о рациональном исследовании Священного Писания.

С середины XIII в. белорусская философская мысль развивалась в русле культуры ВКЛ и испытывала католическое влияние.

2. Развитие восточнославянской философской мысли в контексте европейской культуры Возрождения и реформации (ХVI – ХVII века) (Ф. Скорина, С. Будны и др.). Однако, белорусский гуманизм рассматривал свободу и творчество в связи с идеей социального служения, просветительской деятельностью. Просветители и первопечатники стремились сделать культурно-исторические ценности достоянием всего народа и потому излагали свои идеи ясным, простым, доходчивым языком.

Отечественные мыслители эпохи реформации решали проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, этико-правовых форм регуляции общественных отношений и др. Видным представителем эпохи был Франциск Скорина, осуществивший первое светское издание Библии на русском языке, стремясь приобщить соотечественников к Слову Божьему, евангельским нравственным понятиям и духовности. Ф. Скорина подчеркивал роль разума и логики в познании.

Видный идеолог реформации Сымон Будный издал в 1562 г. на белорусском языке «Катехизис» и «Оправдания грешного человека перед Богом». Он говорил о двойственной природе человека, состоящего из грешного тела, распадающегося после смерти, и души, теряющей свое индивидуально-личностное содержание после смерти. В силу этого человек может преодолеть грех только праведной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей.

3. Развитие схоластической философии в контексте контрреформации и барокко (ХVII – п. п. ХVIII в.). Философская мысль была под влиянием католических орденов и строилась вокруг проблем выбора пути развития общества в условиях межконфессиональных противоречий.

Один из ярких мыслителей эпохи – это Симеон Полоцкий (1629—1680), автор сочинений «Вертоград многоцветный», «Рифмологион», рассматривая разум в единстве с моралью, ошибки разума называл грехами. Симеон Полоцкий пропагандировал светское образование, славянскую культуру. В России он основал Славяно-греко-латинскую академию.

4. Распространение философии Просвещения и романтизма (в.п. ХVIII – п. п. ХIХ в.). Вхождение Беларуси в состав Российской империи положило начало развития духовной жизни под воздействием русской культуры. Но, с другой стороны, – способствовало развитию национального самосознания и идей этнокультурного самоопределения (кружки филоматов, филоретов»). В. Дунин-Марцинкевич (1808-1884) утверждал идею национально-культурной самобытности белорусов, стремился показать необходимость социальной гармонии, консолидации общества и решения социальных проблем средствами просвещения и сглаживания противоречий.

5. Во второй половине ХIХ в. под влиянием этнографических исследований философская мысль сосредоточилась на национально-культурного проблематике. Идеология западноруссизма была обоснована известным ученым профессором М.О. Кояловичем, отстаивавшим общерусские корни белорусов и не видевшим перспектив самостоятельного государственного развития белорусов. Ф. Богушевич (1840 – 1900) отстаивал право белорусского народа на самостоятельное национально-культурное развитие, считал, что просветительская деятельность интеллигенции должна способствовать борьбе народа за лучшую жизнь.

В 1880-е гг. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксистской философии о революционном преобразовании общества.

6. С 1920 - 1980 гг. эволюция философской мысли Беларуси протекала в контексте марксистской советской философии. Проблемы национального самосознания заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923), автора книги «Адвечным шляхам: Дасьледз ін ы беларускага светапогляду» (1921 г.), который анализировал воздействие «культурных типов» Востока и Запада на Беларусь. По мнению И. Абдираловича, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. Абдиралович выдвинул идею национального возрождения в результате самостоятельного, ответственного социокультурного творчества и духовного развития народа как творца своей исторической судьбы.

После революции 1917 г. центрами развития философской мысли становятся Белгосуниверситет, Коммунистический университет, Инбелкульт (с 1929 г. – Академия наук). Там работали известные профессора Б.Э. Быковский, С.Я. Вольфсон и др. В 1923 г. было организовано марксистское товарищество, а в 1927 г. – товарищество историков-марксистов. В 1921 г. издан первый учебник по диалектическому материализму С.Я. Вольфсона, выдержавший потом 7 изданий.

Развитие философии в Беларуси происходило в рамках марксизма-ленинизма. 1920-30-е гг. характеризуются интересом к анализу отношений Философии и конкретных наук, разработками проблем категориального аппарата и методов философской науки. В философских разработках, посвященных проблемам социального развития, преобладал классовый подход. Сказывалась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных возможностей.

В 50-80-х гг. в белорусской философии разрабатывались проблемы диалектики, логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимали вопросы истории философии. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных С. Будному, М. Смотрицкому, Л. Филипповичу, К. Нарбуту и др. В 70-е и 80-е гг. появились оригинальные исследования Н. Жукова, В. Степина А. Михайлова, Е. Бабосова, работы профессора Н.И. Крюковского по эстетике (Основные эстетические категории, М., 1974, «Человек прекрасный» Мн., 1981).

7. Конец ХХ в. связан с включением белорусской мысли в мировой общефилософский процесс. В 1990-е гг. информатизация, проблемы математических наук нашли отражение в трудах Н. Жукова. Академик Е. Бабосов на основе большого фактического материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века — аварией на Чернобыльской АЭС, исследовал теорию и практику катастроф, различные проблемы социальной философии, конфликтологии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы национально-культурному развитию.

Белорусские ученые приняли участие в создании многотомного международного проекта «Гуманитарная энциклопедия», а также «Новейшего философского словаря», «Всемирной энциклопедии», «Истории философии» (2002), «Социология» (2003) и др.

В настоящее время отечественная философская наука имеет переходный характер. Сейчас актуальны проблемы осмысления 1) процессов глобализации в современном мире, 2) перспектив устойчивого развития общества и природы, 3) проблем национально-культурной самобытности белорусов в контексте мировой цивилизации, 3) поиски духовных основ гражданской консолидации общества на основе общечеловеческих духовных ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.01 с.)