Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема бытия в философии хх–хх I вв.
Философское учение о бытии всего существующего, о сущности и всеобщих принципах организации бытия называется онтологией (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – учение). Как особый раздел философского знания онтология была выделена лишь в 1613 г. Р. Гоклениусом. Онтологический анализ мира проводится с помощью системы философских категорий, главными из которых выступают бытие и небытие. Проявления бытия – это природная, социальная и духовная реальности. Основным предметом онтологии является бытие – всеобщее свойство существования вещей и явлений. Впервые термин «бытие» в философию ввел Парменид. Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо. Оно есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенная в Логосе – космическом Разуме, через который раскрывается содержание мира для человека. Категория «бытие» фиксирует все, что есть, существует в данный момент в мире независимо от того, знаем мы об этом или нет. В понятии бытия исчезают все конкретные различия вещей, остается лишь одно свойство – существование. Категория «небытие» отражает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Сложились различные философские концепции бытия. Вопрос о сущности, единстве и множественности мира является традиционным для философии. В новоевропейской философии XVII–XVIII в. сложились три подхода: 1) монистический – представление о единстве мира и Бога через категорию субстанции в учении Б. Спинозы; 2) дуалистический – противопоставление физически-протяженного и идеально-мыслящего миров в концепции Р. Декарта; 3) плюралистический – идея множественности миров как автономных сущностей бытия, монад в учении Г. Лейбница. В философии предлагаются разные идеи об устройстве бытия: дуалистическое противопоставление двух начал: атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона, формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. Религия разделяет мир на посюсторонний и потусторонний, земной и трансцендентный. В истории философи имели место различные трактовки вопроса о том, что полагать реально существующим, а что иллюзорным бытием.
В процессе эволюции представлений о бытии сложились субстанциальный и атрибутивный подходы к пониманию бытия. Субстанциальная концепция бытия исходит из представления об автономной субстанции, являющейся основой (архэ) всего бытия. В философии выделяются два подхода к пониманию первоначала – идеалистический (объективный идеализм) и материалистический. Объективный идеализм отождествляет бытие с духовной субстанцией. У пифагорейцев архэ связывается с числом. Платон видел истинное бытие в идеях. Аристотель связывал бытие с формой. В Средние века истинное бытие отождествлялось с Богом. Г. Лейбниц назвал первоосновой бытия монады. Г. Гегель основой бытия провозгласил абсолютную идею, мировой дух как подлинное бытие в противоположность иллюзорному материальному бытию. Материалистическая версия утверждает наличие материального элемента или субстанции, которая служит онтологической основой для возникновения всех существующих вещей: вода, огнь, земля и воздух – в натурфилософии, атомы – в теории Левкиппа и Демокрита, семена вещей у Анаксагора, корни вещей у Эмпедокла, материя у Аристотеля и в новоевропейской и современной философии и др. Классическая философия преимущественное внимание уделяла изучению природы и соответствующих ей форм бытия и их познания. Объективистские концепции бытия (Гегеля, Маркса и др.) отдают приоритет объективному бытию (миру) и объективному познанию мира, каков он есть. Атрибутивная концепция бытие рассматривает как зависимое от человеческого восприятия и познания (софисты, Кант, экзистенциализм). Так, например, в учениях Р. Декарта и И. Канта бытие вещи – это её свойство существовать в связи с человеческим сознанием, быть воспринимаемыми. Человеческое сознание понимается как исходная реальность, данная нам в актах мышления. Эта субъективно-идеалистическая концепция бытия связана с антропологическим объяснением мира через человека. На самом деле, мир – это соединение объективного и субъективного. В совокупную реальность бытия входят и материальный мир, и духовное, идеальное бытие. Мысли тоже «действительны», поскольку существуют.
Различают виды бытия – объективную и субъективную реальности. Объективная реальность охватывает все, что существует вне и независимо от сознания. Она предпослана сознанию и действию людей. Субъективная реальность – это сознание, мышление, духовный мир человека. В постклассической философии в XX в. центральной проблемой стало бытие человека и его духовный опыт. Широкое распространение получила антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. Бытие стало пониматься как человекоразмерное, определяемое человеческими способностями воспринимать и действовать. Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется поразительное соответствие физиологического устройства человека физическим параметрам и константам, лежащим в основе мироздания. Отсюда делается вывод, что развитие Вселенной было заранее предопределено так, чтобы привести к появлению человека. Отмечая динамичность, противоречивость всего происходящего, философия давно подошла к диалектическому пониманию бытия, которое позволяет охватить всю совокупность его характеристик. Так, ещё Аристотель рассматривал бытие через возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Гераклит и Гегель, в разные времена, раскрывая диалектику бытия преходящих вещей, показывали, что бытие данной вещи уступает место ее небытию, что не означает прекращение бытия природы в целом. Абсолютного небытия нет, есть относительное небытие. В философии Постмодерна актуализировалась гераклитовская версия изменчивости бытия (все течет, изменяется). Возникла синергетическая концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости – устойчивости, дезорганизации - организации, беспорядка - порядка (теории А. М. Жаботинского, Б. П. Белоусова, И. Пригожина и др.). В синергетике важнейшей характеристикой природы и общества объявляется неопределенность. Самодвижение материи трактуется как возникновение порядка из хаоса. Сейчас вероятностно-неопределенные характеристики, идеи о невозможности однозначно предсказывать результат, перенесены на общество. В целом категория бытия характеризуется рядом черт: 1. «Полагание (существование, бытийствование) вещей» здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами. 2. Единство многообразного мира, независимо от того, материальны или идеальны явления мира. Бытие выражается в противоречии конечного и бесконечного, общего и отдельного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д. 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированности мира породили понятие пространства. В качестве уровней бытия выделяются актуальное и потенциальное бытие. Актуальное – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие – это возможность его реализации в зависимости от условий.
Можно выделить разные сферы бытия, отличающиеся качественным своеобразием и имеющие специфику своего изучения. 1) Система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещей (тел), явлений, процессов, образующих физический мир, природу и задающих сферу материального. 2) Бытие человека как сложный синтез биологического и психологического, материального и разумного, идеального. 3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяют индивидуализированное бытие (сознание, духовный мир индивида) и объективированное бытие (язык, идеалы, нормы, ценности, произведения искусства и другие интеллектуальные творения человечества) духовное. 4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) и бытие общества (социум). Итак, бытие включает в себя все сущее: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.006 с.) |