Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия; основные достижения философии марксизма

Поиск

 

Немецкая классическая философия конца XVIII – середины XIX веков развивалась под влиянием идей рационализма и Просвещения, Французской революции и её критики. В философии оформилось несколько концепций.

Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724–1804).

Субъективный идеализм Иоганна Фихте (1762–1814).

Объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775–1854).

Абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831).

Антропологический материализм Людвига Фейербаха (1804 – 1872).

Иммануил Кант — родоначальник немецкой классической философии – свои идеи изложил в «Критике чистого разума» (1781 г.), о проблемах познания, «Критике практического разума» (1788 г.), о морали и «Критике способности суждения» (1790 г.) об эстетическом вкусе и искусстве.

И. Кант совершил переворот в гносеологии, придя к выводу, что главная ее проблема не в предмете познания (мире), а в способе познания и способностях познающего субъекта. Кант определил познание как активную деятельность, протекающую по своим законам. Исследуя познавательные способности, он высказал идею, что в сознании каждого человека заложены доопытные, априорные положения, обусловливающие всякое знание. Априорную основу сознания людей Кант назвал трансцендентальным сознанием. Учение о нем – и есть «трансцендентальный идеализм».

В структуре познавательного процесса, Кант выделил три уровня: чувственность, рассудок и разум. Чувственное (апостериорное, послеопытное) знание хаотично, упорядочивается с помощью априорных форм чувственного созерцания, например, пространства и времени. Второй уровень – это рассудочный анализ, рефлексивное мышление на основе исходных, априорно данных рассудку понятий, категорий, систематизирующих знания. Априорное знание более достоверно. Высший уровень познания – это чистый разум, оперирующий идеями: психологической (о душе), космологической (о природе) и теологической (о боге).

Однако, всеобщие формы рассудка (категории) принадлежат не объективной реальности, а познавательной деятельности человека. Познание не отражает объективный мир, а конструирует его. Можно познать лишь явления (феномены, «вещи для нас») а сущность мира, объективная реальность («вещь в себе», ноумен) недоступна человеческому познанию.

Поскольку «чистый» (теоретический) разум не может постичь мир «вещей в себе», то человек должен уповать на «практический» разум, знание о нравственности. Как существо нравственное, человек подчинён не природной необходимости, а чувству внутреннего долженствования, личному убеждению, категорическому императиву – безусловному нравственному требованию: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого только как к цели и никогда как к средству.

Кант выявил важную проблему познания – различие вещи (ноумена) и многообразно трактуемого культурного смысла вещи (феномена).

И.Г. Фихте, стараясь преодолеть гносеологическую установку И. Канта о непознаваемости «вещи-в-себе», сформулировал принципы субъективного идеализма. В качестве исходного принципа своей философии Фихте ввел понятие субъекта («Я») – активно действующего самосознания. Он утверждал, философия должна исходить не из бытия, а из действия.

В книге «Наукоучение» Фихте дал анализ движения познающей человеческой мысли, которое осуществляется в виде диалектической триады: вначале «Я» полагает себя самого (тезис) и «Не - Я» (антитезис), а затем охватывает в интеллектуальном созерцании (в рефлексии своей деятельности) «Я» и «Не-Я» (синтез). Сознание у Фихте порождает себя. В акте самосознания человеческий дух освобождается от ограничений чувственности, обретает свободу. Самоопределение индивида, достигаемое актом самосознания – это задача, которую призван решать человек всей своей жизнью. Свобода реализуется в деятельности, благодаря которой человек творит мир. Прогресс человеческого рода зависит от развития науки.

Ф. Шеллинг, пытаясь решить дилемму Канта, обратился к ее объективной стороне – философии природы. Главная цель философии — объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. Шеллинг дал объяснение природы с позиций объективного идеализма. Природа, по Шеллингу, есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего, охватывающее все. Она есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Вопрос единства противоположностей приводит его к концепции философии тождества, в которой абсолют действует как точка безразличности противоположностей.

Ф. Шеллинг утверждал принцип историзма. Главной проблемой человечества и главным предметом философии он назвал проблему свободы. Стремление к свободе заложено в природе человека. Главная цель исторического процесса – это утверждение правового строя в мировом масштабе. Однако в жизни при столкновении свободы с действительностью возникает отчуждение – противоположный результат. Так, идеалы революции превращаются в насилие, еще большее подавление свободы. В итоге философ пришел к выводу, что в истории царит произвол.

Идея тождества противоположностей Шеллинга повлияла на становление абсолютного идеализмаГ.В.Ф. ГегеляНаука логики», «Феноменология духа»). Гегель строил свою глобальную философскую систему на идеях рационализма и активно-творческого отношения человека к миру. Придерживаясь принципа историзма как исследовательской позиции, он учел все достижения науки и искусства, весь социально-политический опыт истории.

Онтология и гносеология Гегеля основана на идее саморазвития и самопознания абсолютного духа. Такая трактовка мирового процесса позволила снять противостояние субъекта и объекта познания, т. е. кантовских ноумена и феномена. Гегель целью своей философии сделал обоснование тезиса о тождестве субъекта и объекта познания.

Гегель впервые раскрыл диалектикуразвития как перехода явления из одного качественного состояния в другое в результате выявления и разрешения противоречий, в том числе и посредством скачков, когда эволюционное развитие сменяется революционным. При этом Гегель понимал развитие как саморазвитие абсолютной идеи в области бытия. Он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса бесконечного движения, изменения и взаимоперехода понятий (категорий) «качество», «количество», «мера», «противоречие», «отрицание». Природа же рассматривалась Гегелем как «инобытие» активного духа, идеи.

В диалектическом саморазвитии мирового разума Гегель выделил три его ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух — это индивидуальное сознание человека, которое, в свою очередь, имеет несколько уровней: сознание, самосознание, разум. Вершиной проявления разума является добродетель, нравственные основания жизни.

Следующий «шаг» в саморазвитии мирового разума — это объективный дух, существующий в формах реальной истории. Исчерпав свои возможности в сфере реальной истории, мировой разум завершает и постигает себя в высшей сфере абсолютного духа. Абсолютный дух существует в общественно-исторических формах искусства, религии и философии. Совершенной формой абсолютного духа является философия.

Гегель завершил классическую традицию европейской философии. Он создал целостную систему диалектики. Но развитие мира, по Гегелю, есть чисто логический процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа, а не объективной действительности.

Оппозицией идеалистическому направлению немецкой классической философии было материалистическое учениеЛ. Фейербаха. Он утверждал, что мир материален, природа существует независимо от сознания и никем не сотворена. Формы существования материи – время и пространство. Всё в мире причинно обусловлено. Фейербах доказывал, что материальный мир познаваем посредством чувств, которые выражают связь человека с природой и миром, и разума, синтезирующего информацию.

Критикуя религию («Сущность христианства» и др.), Фейербах, говорил, что Бог – это объективированная проекция человеческого духа, возникшая в результате бессилия людей перед стихией и их стремления получить надежду и утешение в бедах. Польза религии только в том, что она соединяет людей в обществе.

Фейербах считал, что философия должна быть сосредоточена на проблеме человека. Он выступал против раздвоения человека на телесную и духовную сущности, полагая, что человек есть единство души и тела. Психика зависит от телесной организации, а мышление – от мозга. Люди (мужчины и женщины) – природные существа, которыми движет стремление к любви и счастью. Таким образом, Л. Фейербах развил важные идеи философской антропологии и диалогического философствования.

В целом, немецкая классическая философия довела до логического предела принципы классического рационализма. На ее основе развивались идеи марксизма, неокантианства, неогегельянства. Она вызвала к жизни в качестве реакции неклассические философские концепции XIX и XX вв.

Классическая философия основывалась на вере в разум, научно-технический прогресс, гуманизм. Однако, промышленная революция, развитие капитализма способствовали росту социальной напряженности, повышению социальной активности населения, социальным движениям. Под воздействием политических, социально-экономических процессов, развития естествознания, началась трансформация мировоззрения людей.

В европейской философской мысли в противовес идеализму развивался механистический материализм. В полемике с механистическим материализмом возник диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Его источниками были классическая философия Гегеля, ее критика Марксом, идеи классической политической экономии и утопического социализма. Отношение к предшествующей философской традиции Маркс выразил заявлением, что до его времени «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Маркс и Энгельс, осмысливая социально-экономические проблемы эпохи, разработали диалектико-материалистическое понимание общества. Исторический процесс рассматривали как зависящий от экономических условий. Маркс и Энгельс создали учение об общественно-экономической формации, разработали категорию общественного прогресса, определили значение субъективного и объективного фактров в истории, роль личности и народа. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали идеи научного социализма. Энгельс ввёл в историософию категорию «исторического материализма», создал учение о государстве. Маркс разработал учение о человеке, показал общественную сущность личности и её социальную активность, роль социальной среды в жизни конкретного индивида и всего человечества.

Марксистские идеи получили развитие в России и Беларуси в конце XIX – начале XX в. в трудах Г. В. Плеханова, «легальных марксистов» (П. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др.) и Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870—1924). В трудах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Развитие капитализма в России» и др. Ленин изложил свои философские идеи о материи и сознании, ввел в социальную философию учения о стадии империализма в капиталистической формации, о революционной ситуации, окультурной революции (осуществление всеобщей грамотности) после завоевания пролетариатом власти и т.д.

В целом марксистская философия была одним из ведущих учений ХХ в. и базой для ряда социальных и общественно-политических движений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.012 с.)