Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II . Антагонистическая (вторичная) формация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Первая крупная форма антагонистического общества: а) азиатский способ производства; б) античный способ производства; в) феодальный способ производства. Так, при анализе исторических типов общества Маркс уделял внимание и цивилизационному аспекту, учтя азиатский способ производства, выражающий специфику восточного типа общества. 2. Вторая крупная форма антагонистического общества – капиталистический способ производства. III. Коммунистическая общественная формация (подлинная история человечества). Марксистский формационный подход к истории с последней четверти XIXв – до конца XXв. играл заметную роль в европейской философии истории наряду с другими концепциями. В советской литературе господствовала 5-членная периодизация: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. В XIX в. имела распространение концепция социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено эволюционное учение Ч. Дарвина. Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему Большой Эволюции, происходящей благодаря непрерывному взаимодействию в мире дифференциации и интеграции. Некоторые мыслители (революционеры-демократы) преувеличивали значение революционных скачков в прогрессе общества, роль личности в истории. Так, Н.К. Михайловский в историософии отдавал приоритет субъективному фактору, способностям личностей влиять на исторические события, вести за собой народ. В историософии высказывались мысли, отвергавшие логику исторического процесса. Указывалось, что в обществе, в отличие от природы, отсутствует повторяемость явлений, каждое из которых индивидуально. Следовательно, не может быть и общественно-исторических законов. Поэтому задачей ученого остаются описание исторических фактов и их оценка с помощью понятий «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость» и т. п. В работах философов баденской школы (Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др. - вторая половина ХIХ - начало XX в.) ценностный аспект истории, связанный с субъектом, выдвигался на первый план. Наблюдения некоторых мыслителей за ритмичностью истории обусловило развитие идей цикличности, размерности (100 и пр. циклы). И. Кант предположил, что разумность или закономерность истории, это в значительной мере вопрос ее масштаба. При малом масштабе на первый план выступают случайности. При крупном масштабе выявляются тенденции. В XX в. французский исследователь Ф. Бродель отметил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы (в 100 и более лет). Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал К.Н. Леонтъев (1831-1891). Он считал, что идея непрерывного поступательного движения общества противоречит основному принципу органического бытия, поскольку все созданное природой имеет определенный предел жизни, что идеалы прогресса, понимаемого как движение к всеобщему благу, иллюзорны. Эгалитарный (уравнительный) прогресс, по мнению Леонтьева, приводит к потере индивидуальности и к кризису культуры, основанной на своеобразии. Таким образом, уже к ХХ в. сложились разные историософские концепции, формационный и цивилизационный подходы к истории. Формационный подход (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов, советские историки и философы) базируется на идее поступательного, прогресса, закономерной, вполне предсказуемой смены общественно-экономических формаций. Цивилизационный подход (Вико, Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнби) учитывает специфику цивилизационного развития. В настоящее время актуальны идеи цикличности истории, сильны позиции сторонников социального круговорота (теории локальных цивилизаций). В связи с обострением глобальных проблем, распространяются идеи регресса – истории, идущей вспять, идеи социальной деградации и даже конца цивилизации. Все эти теории характеризуются некоторой односторонностью восприятия истории. Представление о цикле как о замкнутом круге недооценивает влияния распадающихся цивилизаций на формирование новых цивилизаций. Например, древнегреческая цивилизация оказала огромное культурное воздействие на древнеримскую, а последняя — на западноевропейскую; византийская цивилизация воздействовала на восточнославянскую и т.д. Исторический цикл незамкнут, он предполагает поступательность общего культурного, технологического развития общества. Методологическое значение цивилизационно-исторических концепций состоит в том, что они выявляют общие основания исторического развития – тип человека и тип культуры, образ жизни, включающие в себя как составные элементы характеристики формаций. Концепции линейного прогресса часто преувеличивают автоматизм восходящего развития, недооценивают роль повторяемости и случайности в развитии общества, факты застоя в развитии и социальных катастроф, множественность линий исторического развития, аспекты реальной истории. Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не всегда пригодна для объяснения истории восточного общества. Однако, методологическое значение формационного подхода заключается в том, что он позволяет выявлять закономерности развития социума, соотношение между общим и особенным, единством и многообразием в развитии общества. В рамках преодоления линейного подхода находятся социально-философские концепции XX в., основанные на различных критериях членения исторического процесса. Так, обновленная диалектико-материалистическая трактовка при определении исторических типов общества исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни, тип культуры и тип человека. Вычленяется доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Д. Белл (р. 1919) и др. ученые ХХ в., заложившие теорию «стадий цивилизации», подчеркивают, что примат экономических факторов характерен лишь для индустриального, но не постиндустриального общества. Белл расчленил исторический процесс по оси производства техники и выделил три типа общества – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В концепции П. Сорокина исторический процесс есть циклическое колебание, смена суперсистем культуры, совокупность социальных систем и личностей в их взаимодействии. С переходом от одной системы к другой трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы. В XX в. преодоление механистического видения мира связано с развитием синергетического подхода к изучению развития сложных социальных систем. Учитывается волнообразный характер эволюции общества. Циклически-волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых возможны варианты развития событий. Неопределенность (системный хаос) увеличивает степень свободы действий личностей и социальных групп. При этом хаос может способствовать новому витку развития, порождению более высоких форм порядка и организации. В представлении о волновом движении истории прошлая эпоха не исчезает бесследно. Она продолжается в новой эпохе в виде техники и технологии, культуры, мировоззрения людей, религиозного, политического, экономического выбора, сделанного в прошлом. Если в настоящей фазе истории восторжествовал один вариант развития, то в другой фазе, когда условия и вектор развития изменится, несостоявшиеся альтернативы могут осуществиться, хотя и в измененном виде. Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций. Анализ показывает, что формационный подход, в конечном счете, является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация – этосовокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций, социальных и политических институтов. Через понятия быт, менталитет, культуру быта, образ жизни, лежащие в основе цивилизации, происходит сближение концепций цивилизации и формации. В целом, развитие общества – это сложный процесс, в котором переплетаются цивилизационные и формационные аспекты. Цивилизационно-формационный подход к истории позволяет увидеть общество в культурно-историческом срезе, с учетом цивилизационно-исторической специфики, укладов в материальной, социальной, политической, духовной жизни людей разных исторических эпох. В понятии «историческая эпоха» фиксируются формационные (например, эпохи феодализма) характеристики и состояния (переходные, революционные и т. п.), а также определяющие для нее социально-экономические, культурные компоненты, выражающие своеобразие того или иного периода (например, Возрождения, Просвещения). В понятии «эпоха» присутствуют черты и цивилизации, и формации. Лекция 11 Тема 7 (7. 2) Социальная философия
ПЛАН
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.011 с.) |