II . Антагонистическая (вторичная) формация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Антагонистическая (вторичная) формация.



1. Первая крупная форма антагонистического общества:

а) азиатский способ производства;

б) античный способ производства;

в) феодальный способ производства.

Так, при анализе исторических типов общества Маркс уделял внимание и цивилизационному аспекту, учтя азиатский способ производства, выражающий специфику восточного типа общества.

2. Вторая крупная форма антагонистического общества – капиталистический способ производства.

III. Коммунистическая общественная формация (подлинная история человечества).

Марксистский формационный подход к истории с последней четверти XIXв – до конца XXв. играл заметную роль в европейской философии истории наряду с другими концепциями. В советской литературе господствовала 5-членная периодизация: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического.

В XIX в. имела распространение концепция социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено эволюционное учение Ч. Дарвина. Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему Большой Эволюции, происходящей благодаря непрерывному взаимодействию в мире дифференциации и интеграции.

Некоторые мыслители (революционеры-демократы) преувеличивали значение революционных скачков в прогрессе общества, роль личности в истории. Так, Н.К. Михайловский в историософии отдавал приоритет субъективному фактору, способностям личностей влиять на исторические события, вести за собой народ.

В историософии высказывались мысли, отвергавшие логику исторического процесса. Указывалось, что в обществе, в отличие от природы, отсутствует повторяемость явлений, каждое из которых индивидуально. Следовательно, не может быть и общественно-исторических законов. Поэтому задачей ученого остаются описание исторических фактов и их оценка с помощью понятий «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость» и т. п. В работах философов баденской школы (Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др. - вторая половина ХIХ - начало XX в.) ценностный аспект истории, связанный с субъектом, выдвигался на первый план.

Наблюдения некоторых мыслителей за ритмичностью истории обусловило развитие идей цикличности, размерности (100 и пр. циклы). И. Кант предположил, что разумность или закономерность истории, это в значительной мере вопрос ее масштаба. При малом масштабе на первый план выступают случайности. При крупном масштабе выявляются тенденции. В XX в. французский исследователь Ф. Бродель отметил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы (в 100 и более лет).

Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал К.Н. Леонтъев (1831-1891). Он считал, что идея непрерывного поступательного движения общества противоречит основному принципу органического бытия, поскольку все созданное природой имеет определенный предел жизни, что идеалы прогресса, понимаемого как движение к всеобщему благу, иллюзорны. Эгалитарный (уравнительный) прогресс, по мнению Леонтьева, приводит к потере индивидуальности и к кризису культуры, основанной на своеобразии.

Таким образом, уже к ХХ в. сложились разные историософские концепции, формационный и цивилизационный подходы к истории. Формационный подход (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов, советские историки и философы) базируется на идее поступательного, прогресса, закономерной, вполне предсказуемой смены общественно-экономических формаций. Цивилизационный подход (Вико, Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнби) учитывает специфику цивилизационного развития. В настоящее время актуальны идеи цикличности истории, сильны позиции сторонников социального круговорота (теории локальных цивилизаций). В связи с обострением глобальных проблем, распространяются идеи регресса – истории, идущей вспять, идеи социальной деградации и даже конца цивилизации. Все эти теории характеризуются некоторой односторонностью восприятия истории.

Представление о цикле как о замкнутом круге недооценивает влияния распадающихся цивилизаций на формирование новых цивилизаций. Например, древнегреческая цивилизация оказала огромное культурное воздействие на древнеримскую, а последняя — на западноевропейскую; византийская цивилизация воздействовала на восточнославянскую и т.д. Исторический цикл незамкнут, он предполагает поступательность общего культурного, технологического развития общества. Методологическое значение цивилизационно-исторических концепций состоит в том, что они выявляют общие основания исторического развития – тип человека и тип культуры, образ жизни, включающие в себя как составные элементы характеристики формаций.

Концепции линейного прогресса часто преувеличивают автоматизм восходящего развития, недооценивают роль повторяемости и случайности в развитии общества, факты застоя в развитии и социальных катастроф, множественность линий исторического развития, аспекты реальной истории. Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не всегда пригодна для объяснения истории восточного общества. Однако, методологическое значение формационного подхода заключается в том, что он позволяет выявлять закономерности развития социума, соотношение между общим и особенным, единством и многообразием в развитии общества.

В рамках преодоления линейного подхода находятся социально-философские концепции XX в., основанные на различных критериях членения исторического процесса. Так, обновленная диалектико-материалистическая трактовка при определении исторических типов общества исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни, тип культуры и тип человека. Вычленяется доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Д. Белл (р. 1919) и др. ученые ХХ в., заложившие теорию «стадий цивилизации», подчеркивают, что примат экономических факторов характерен лишь для индустриального, но не постиндустриального общества. Белл расчленил исторический процесс по оси производства техники и выделил три типа общества – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

В концепции П. Сорокина исторический процесс есть циклическое колебание, смена суперсистем культуры, совокупность социальных систем и личностей в их взаимодействии. С переходом от одной системы к другой трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы.

В XX в. преодоление механистического видения мира связано с развитием синергетического подхода к изучению развития сложных социальных систем. Учитывается волнообразный характер эволюции общества. Циклически-волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых возможны варианты развития событий. Неопределенность (системный хаос) увеличивает степень свободы действий личностей и социальных групп. При этом хаос может способствовать новому витку развития, порождению более высоких форм порядка и организации.

В представлении о волновом движении истории прошлая эпоха не исчезает бесследно. Она продолжается в новой эпохе в виде техники и технологии, культуры, мировоззрения людей, религиозного, политического, экономического выбора, сделанного в прошлом. Если в настоящей фазе истории восторжествовал один вариант развития, то в другой фазе, когда условия и вектор развития изменится, несостоявшиеся альтернативы могут осуществиться, хотя и в измененном виде.

Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций. Анализ показывает, что формационный подход, в конечном счете, является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация – этосовокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций, социальных и политических институтов. Через понятия быт, менталитет, культуру быта, образ жизни, лежащие в основе цивилизации, происходит сближение концепций цивилизации и формации.

В целом, развитие общества – это сложный процесс, в котором переплетаются цивилизационные и формационные аспекты. Цивилизационно-формационный подход к истории позволяет увидеть общество в культурно-историческом срезе, с учетом цивилизационно-исторической специфики, укладов в материальной, социальной, политической, духовной жизни людей разных исторических эпох. В понятии «историческая эпоха» фиксируются формационные (например, эпохи феодализма) характеристики и состояния (переходные, революционные и т. п.), а также определяющие для нее социально-экономические, культурные компоненты, выражающие своеобразие того или иного периода (например, Возрождения, Просвещения). В понятии «эпоха» присутствуют черты и цивилизации, и формации.


Лекция 11

Тема 7 (7. 2)   Социальная философия

 

 

ПЛАН

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.007 с.)