Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности античной философии

Поиск

 

На развитие античной философии большое влияние оказал характер древнегреческой цивилизации: полисная организация государства, демократия, гражданские традиции и диалогичность общественно-политической жизни, большая роль личностного начала, специфика мифологии и религии.

Античная философия прошла длинный путь становления. А.Ф. Лосев дал содержательную систему периодизации.

Космологический период. Натурфилософы ставили вопрос о возникновении и развитии космоса, о первоосновах и сущности бытия (VI - V в. до н. э.).

Антропологический период. Внимание философов (Сократ) переместилось с космологии на человека, моральную проблематику (V-IV в. до н. э.).

Период классики. Платон создал учение о духовной реальности – идеализм. Платон и Аристотель поставили проблемы генезиса и природы познания (IV в. до н. э.).

Эпоха эллинизма. Поиски смысла человеческого бытия в противоречивом мире (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, неоплатонизм) (III в. до н.э. – IV в. н.).

Сначала философская мысль была близка мифологии с ее образным миропониманием. Космос считался основой миропорядка. Около VI в. до н. э. возникло понятие «разум» и началось теоретическое осмысление мира.

Греческая натурфилософия (философия природы)выдвинула первую собственно философскую проблему – проблему первоначала мира, «архэ», из которого образуются все конкретные преходящие вещи. Архэ постигается только логическим мышлением. Милетская школа первоначало видела в образах одухотворенных материальных элементов, стихий: Фалес — воды, Анаксимен — воздуха, Анаксимандр — апейрона (неопределенного).

Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.), обсуждая проблему бытия, заложила основы онтологии. Парменид полагал, что бытие есть, а небытия нет, что чувства обманывают нас, и на самом деле не существует становления, разрушения, множества, существует лишь то, что мыслимо, т. е. единое. Зенон доказывал невозможность движения (апории Ахилл, Стрела).

Гераклит (544 – 483 гг. до н. э.) считал первоосновой бытия стихию огня. Он выдвинул идею становления, взаимопревращения вещей («все течет»), Основа единства мира – «Логос» — закон, определяющий миропорядок. Гераклит заложил основы диалектики как философского метода мышления[4].

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.), считавший основой всего корни вещей, высказал идеи о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) вслед за Левкиппом первичной субстанцией назвал атомы – мельчайшие, неделимые, вечные элементы. Разнообразие чувственного мира объясняется разнообразием форм атомов и способов их соединения. Атомы движутся в пустоте, благодаря своей силе тяжести. Демокрит признавал два начала мироздания – атомы (бытие) и пустоту (небытие).

Пифагор (576-496 гг. до н. э.), развивая натурфилософскую идею вечного и разумного первоначала, высказал мысль, что принципом, созидающим космос, являются числа. Их центр – единица. Материальный мир вещей и идеальный мир чисел – это диалектическое сочетание противоположностей чета и нечета. Пифагор заложил идею об интеллектуальном начале Космоса.

В целом, н атурфилософия ознаменовала становление философского мышления, стремившегося рационально, а не на основе мифологии, объяснить мир как возникший естественно-эволюционным путем.

На следующем этапе развития античной философии философский интерес сместился с проблематики Космоса на человека.

Софисты — Протагор (480-410 гг. до н. э.), Горгий (484-374 гг. до н. э.) и др. — обратились к проблеме самосознания человека, изучали человеческое мышление, язык, средства убеждения. Протагор обосновывал идею, что «Человек есть мера всех вещей».Софисты утверждали об относительности и субъективности знаний, истины, блага, ценностей, о «текучести» человеческого мышления. Они способствовали зарождению субъективной диалектики.

Взлет античной философской мысли связан с именем Сократа (470-399 гг. до н. э.). Он утверждал всеобщие основания ума и нравственности человека. Сократ заложил основы рефлексивного анализа явлений, создал особую форму диалектики с использованием иронии и майевтики, логической процедуры обобщения. Это позволяло правильно формулировать определения понятий. Сократ впервые осуществил рациональное обоснование морали.

Главный философский лозунг Сократа – «Познай самого себя». Познать самого себя, по мнению Сократа, значит найти и понять всеобщие нравственные качества, присущие всем людям. Условием счастья человека он считал жизнь в соответствии с принципами Блага, Истины, Справедливости, приобщение к которым возможно рационально-логическим способом.

Сократ стремился осмыслить понятия как таковые, вне их сиюминутного содержания. Красота, истина, справедливость как понятия отличны от красивых, истинных и справедливых поступков и вещей. Сократ выделил два уровня сознания: индивидуально-личностный и надындивидуальный. Именно надындивидуальный уровень гарантирует, что знание является истинным и всеобщим, мораль — общезначимой.

В ажными достижениями ранней классики явились 1) идея внеличностного бытия идеального, 2) различение смысла вещи (понятия) и самой вещи и 3) рациональное обоснование морали как синтеза научного знания (понятия) и практической нравственности (поступка).

Период зрелой классики представлен философией Платона (427 - 347 гг. до н. э.), основавшего объективный идеализм, и Аристотеля (384 - 322 до н. э.), заложившего фундамент научного мышления, основавшего логику и др. науки.

Платон высказал идею о независим бытии понятия (идеи) не только от конкретных явлений, но и от человеческого сознания вообще. Он отождествил «идею» и «бытие». Термин «идея» («эйдос») в переводе с греческого означает «вид», «образ». Идея есть видимая умом, сущность вещи, ее сверхчувственная причина и образец. Идея вечна, неизменна, самодостаточна, постигаема разумом. Чувственные вещи изменчивы и преходящи. Идеи первичны, они задают собой формы и способы проявления мира чувственного, который самостоятельно существовать не может и является лишь копией мира идей.

Мир идей иерархичен. Высшая идея – Благо – причина и цель бытия, постигаемая интеллектуальной интуицией, посредством анамнесиса (припоминания) усилиями души, вышедшей из мира идей и стремящейся опять к Благу[5].

Аристотель переориентировал философию на гносеологические проблемы. В отличие от Платона, он считал, что реально существуют лишь конкретные вещи – «субстанции». Всеобщее (идея, «форма») – это свойство субстанции, и самостоятельно существовать не может. Всеобщее – результат абстрагирующей способности разума, находящей в вещах общие признаки.

Аристотель ввел принцип становления в определение субстанции. Каждая конкретная вещь есть результат взаимодействия формы и материи, которые объективны и равно необходимы для ее существования. Форма – сущность субстанции, материя же – это пассивный материал, который оформлен извне.

Субстанции Аристотеля имеют иерархию. Нижний уровень – мир чистой потенциальности → неорганические вещества → растения → животные → человек → чистая актуальность. Первопринцип мира Нус (Ум) имеет жизненно-эстетический смысл, его функция — наполнение мира красотой. Нус деятелен, он мыслит, увеличивает красоту и разнообразие мира.

Аристотель рассматривал познавательный процесс как этапный, начинающийся с чувственного опыта и постепенно поднимающийся к рациональному познанию сущностиформы. Он разработал дедуктивный метод доказательного знания, построенный на систематическом исследовании предмета, и снял оппозицию чувственного и рационального в познании.

Развитие философской мысли в эпоху эллинизма и Римской империи характеризуется переосмыслением накопленных знаний, усилением религиозно-мистических влияний. Распространились учения стоиков, эпикурейцев, гностиков, скептиков, неоплатонизм.

Стоики (Зенон, Сенека, Эпиктет) считали, что мудрец должен следовать долгу, соблюдать внутреннюю свободу (автаркию), бесстрашие, бесстрастность сердца (апатию) для достижения внутренней гармонии и подлинного счастья в единстве с логосом (Единым).

Скептики (Пиррон, Секст Эмпирик) выдвинули сомнение как принцип мышления, говорили об относительности любого познания. Путь к гармонии они видели в достижении атараксии – безмятежности и апатии – невозмутимости.

Эпикурейцы (Эпикур, Филодем, Лукреций) видели цель философии в освобождении человека от страха смерти и боли. Благо, наслаждение они понимали как избавление от страданий, беспокойства души. Призывали жить добродетельно, тихо, вдали от политики и роскоши.

Неоплатонизм основал Плотин (204-270 гг. н. э.), систематизировавший в своем труде «Эннеады» идеи Платона, Аристотеля и стоиков. Согласно Плотину, первопричина бытия — Единое. Эманациями Единого являются космический ум (Нус) и мировая Душа, которая содержит в себе прообразы всего сущего (эйдосы) и является причиной всего сущего.

Душа человека стремится вернуться к своему изначальному состоянию слитности с божественным Единым. Постичь Единое можно не посредством формально-логического мышления, а мистическим путем внутреннего озарения на высшем уровне духовного опыта, когда в молитве открывается божественное.

Человеческий уровень «сознания» Плотин назвал рефлексией. Рефлексивный уровень многообразных мыслей и чувств несовершенен, не позволяет постичь Бога. Низший уровень духовного опыта – инстинкт и страсти – характеризует человека как телесно-греховное существо.

Философия поздней античности, сосредоточенная на анализе духовного мира человека и испытывавшая сильное влияние религиозных и мистических учений, стала основой для формирования средневекового теоцентризма.

В целом, а нтичная философия явилась формой рационально-теоретического знания. В ней были сформированы основы философской онтологии и гносеологии, наметились основные философские проблемы: 1) идея субстанции (Фалес и др.; 2) диалектика (Гераклит, Сократ и др.); 3) идея объективного идеального (Платон, Плотин); 4) снятие оппозиции чувственного и рационального в познании (Аристотель). Античная философия определила дальнейшее развитие европейской философской мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.008 с.)