Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических аспектов философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических аспектов философии



 

Философия охватывает большой круг проблем, касающихся действительности вообще, бытия в целом, человеческой жизни, познания, ценностей. Причем онтологический, гносеологический, антропологический и аксиологический аспекты в философии тесно взаимосвязаны.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Он выделял теоретическую часть философии – учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую – учение о человеческой деятельности; поэтическую – учение о творчестве. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику (учение о человеке, о пути его к осмыслению жизни). Учение Авиценны состоит из физики (знаний о природе), логики (о методах познания природы и человека) и метафизики. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», познавательной, практической и эстетической. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа. Последняя включала науки о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии. Ф. Шлегель (1772-1829) определил пять основных видов философии: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм.

В любых своих проявлениях философия учит «целостному мышлению», интегральной интерпретации всех сторон сущего, всех аспектов человеческого бытия, познания, отношения. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования идеалов, норм и культурных (моральных, эстетических, научных) ценностей.

Философия – внутренне расчлененное образование, состоящее из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин: онтологии (учении о бытии), гносеологии (эпистемологии, или теории познания), аксиологии (теория ценностей), праксиология (учение о деятельности). К важным, исторически сложившимся разделам философии относятся логика, диалектика, этика, эстетика, антропология, социальная философия, философии науки, истории, религии и т. д.

Непосредственно на «мир как целое» выходит онтология. Онтология — учение о бытии, философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?» т.п. Но это не отменяет установки на исследование целого и в случае других философских дисциплин. Социальная философия, скажем, изучает тенденции исторического процесса (куда идет история?), парадигмы, т. е. модели-образцы, общественного бытия людей.

Гносеология исследует познание как целостность, его природу, истоки, пределы, основания, пути, возможности. Философия познания ставит вопросы: «возможно ли познание?», «как мы знаем то, что знаем?». Близки к гносеологии логика и методология познания. Логика — философская дисциплина о формах правильного рассуждения, отвечающая на вопрос: «каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».Важную роль в познании играют философии и методологии специальных наук: права, истории, математики, физики, философская антропология, философия языка и философская герменевтика и пр., которые рассматривают отдельные сферы познания.

Аксиология является учением о природе и взаимосвязи человеческих ценностей. Особое место среди философских наук, в которых проявляется связь онтологических, гносеологических и аксиологических проблем, занимает практическая философия или праксиология — философская дисциплина о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиологиятеория ценностей, которая теснейшим образом связана с философскими дисциплинами этикой и эстетикой. О взаимосвязи таких важных для человечества в онтологическом плане ценностей как истина, добро и красота говорится в разных философских учениях всех времен и цивилизаций. Особо, например, подчеркивал важность этой связи великий русский философ В.С. Соловьев.

Этика — философия морали. В центре внимания ее – добро. В этике ставятся вопросы о соотношении добра и зла, об отличии между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, «абсолютны или относительны ценности?», «как правильно жить?». В соответствии с кругом рассматриваемых проблем этика делится на более узкие дисциплины: метаэтика, юридическая, медицинская и др. этики.

Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и др. аспектах бытия, или наука о специфике целостного чувственного познания, как и задумал ее основатель – А. Баумгартен. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «в чем специфика образного восприятия?». С эстетикой непосредственно связаны философия и практика искусства, литература, культурология, практическая деятельность человека и т.д.

Философское познание представляет собой синтез человеческих знаний. Он осуществляется через категории, общие понятия, позволяющие исследовать и постигать весь универсум и человеческое бытие. Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Философия проникает в различные сферы бытия и человеческого существования – мораль, искусство, религию, науку и др. В этой взаимосвязи проявляется один из специфических аспектов философского знания. Философия как особая система научного знания призвана предлагать общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска решений и доказательств конкретными науками.

Итак, в любых своих проявлениях философия учит «целостному мышлению», интегральной интерпретации всех сторон сущего и всех аспектов человеческого бытия. Флософия – это учение о первопричинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях бытия человека в мире. В данном определении мы имеем триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Конечные причины человеческого бытия выводят нас на природу и единство мира; предельные основания обеспечивают целостность мира познания; трансцендентные возвышения завершают и тем самым тоже приводят к единству нормы, ценности и идеалы человеческого бытия.

Итак, философия как специфическая система научного знания, связанная с различными другими сферами бытия и сознания человека (со специальными науками, с искусством, религий, моралью, повседневностью), играет неоценимую духовнообразующую роль. Она способствует расширению интеллектуальной сферы человечества, развитию человеческого самосознания в его высшем, родовом аспекте, культивирует человеческие ценности, духовно консолидирует общество.


Лекция 3

Тема 3 (3.1) Исторические типы классической философии

 

ПЛАН

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.)