Понятие техники и технологии, их роль в жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие техники и технологии, их роль в жизни общества



 

Важнейшую сферу социума и человеческой культуры представляют техника и технология. Термин «техника» (греч. и лат techne – искусство, мастерство) – многозначен. Античное понятие techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо.

Понятие техника охватывает: 1) совокупность специальных устройств (приборов, инструментов, орудий, машин, средств передвижения и коммуникации, комплекс инструментов); 2) искусственную среду, созданную в результате человеческого творчества; 3) совокупность человеческих умений, навыков и способностей (техника ремесла, творчества, искусства, пения, живописи, программирования, вождения машины и т. п.).

Техника в первом смысле выступает как средство производства материальных благ и его продукт, как важнейший элемент производительных сил. В технике воплощены, с одной стороны, свойства природных объектов и материальной среды, а с другой – нейрофизиологические, психологические, социальные и культурные особенности человека.

Технику породило противоречие между относительной физической слабостью человека и необходимостью преобразовывать природу соответственно возрастающим и усложняющимся потребностям общества. Человечество сейчас живет в «техносфере», в «технизированных» пространстве и времени.

В истории философии сложились разные трактовки техники и ее роли в человеческой жизни. От Аристотеля пошла идея о нейтральности техники – небольшой области творчества по созданию орудий труда – по отношению к формам бытия человека в культуре, ее асоциальности.

Постепенно возрастание роли техники в общественной практике к Новому времени обусловило формирование в 17-18 вв. особой системы технических знаний (технологии), развитие системы инженерного образования.

Дальнейшая индустриализация, углубление разделения труда, расширение мирового рынка, развитие коммуникаций (транспорт, связь), рост политической нестабильности, противоречивое влияние технического прогресса на общество (безработица, отчуждение) способствовали в 19 в. расширению слоя инженерно-технической интеллигенции, занимающейся исследованием природы техники и ее влияния на социум. Стал складываться комплекс специальных технических наук. Усилилось внимание к технике в обществознании и философии.

В марксизме, например, техника получила статус активного элемента научно-технического прогресса. Экономические эпохи – формации – различаются по уровню производства, качеству техники. Научно-технический прогресс определяет ход истории.

В современной философии существуют концепции «технологического детерминизма» и «антитехницизма». Техницизм предлагает рассматривать технику как объективную реальность, развивающуюся быстрыми темпами по своим законам, и способную изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Технологический детерминизм утверждает, что залог социально-экономического развития – в достижениях техники и технологической системе производства. В динамике общества решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага. Для техницизма характерно стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.

Антитехницизм рассматривает технику как орудие подчинения человека государственной машине, лишения его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Акцентируется внимание на негативных последствиях технического прогресса. Феномен техники антитехницисты объясняют чрезмерной рационализацией мира и считают самой опасной для человека формой детерминизма. В 1930-е гг. О. Шпенглер в книге «Человек и техника» отметил, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение людей, делая их объектом бездуховных манипуляций. По мнению антитехницистов, необходимо преодолеть узкие рамки технологического детерминизма и задуматься о перспективах социального развития.

Общая философская посылка обеих концепций – признание неразрешимости противоречия между человеком, притязающим на индивидуальность и технологией, уничтожающей свободу и индивидуальность. В обеих концепциях отражается реальное противоречие между человечеством, с одной стороны, и современными техническими средствами – с другой.

Под воздействием современной научной революции расширяется фронт наук, ориентированных на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты и др. На ускорение технического прогресса влияют экономика и организация производства, социальные исследования, производственная эстетика или теория дизайна, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: атомная энергетика, химия синтетических материалов и другие. Наука революционизирует технику, а техника стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые задачи, и обеспечивает ее оборудованием.

Роль техники в жизни общества постоянно возрастает. Технологии вторгаются в естественные природные процессы и изменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды обитания искусственными. К концу ХХ в. созданная человеком техносфера стала сопоставимой с биосферой Земли. Масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу.

Под влиянием техногенных факторов и технократического сознания стала разрушаться и гибнуть среда обитания живого на Земле. Экологические проблемы приобрели глобальное измерение. Возникли проблемы выбора направлений развития техники и технологии, необходимости учета экологических и социальных последствий технического развития.

Развитие техники, несмотря на серьезные издержки, стало практическим инструментом экономической политики, обусловило быстрые темпы развития рада стран, способствовали повышению экономической эффективности производства, насыщению рынка товарами, улучшению качества жизни большинства населения, развитию образования и науки.

Таким образом, техника, является не только символом отчуждения, но и приносит многие блага людям, создает условия, позволяющие многократно умножать способности человека. Совершенствование и экологизация технологий со временем способна гуманизировать взаимоотношения социума и природы. Поэтому поступательное развитие общества состоит не в отказе от ценностей научной рациональности и экономической эффективности, а в придании науке и технике человеческого измерения. Гуманизация научно-технического прогресса выдвигается ныне в качестве исторически важной, общепланетарной задачи. Это ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя гуманистические ориентиры и ценности.

Философия культуры

 

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественно-природными причинами. Слово культура, начиная с античности, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова культура – поклонение, почитание. Оно отражает связь с религиозными культами и высшее, надбиологическое, духовное начало, ценности человека.

Термин культура обозначает всю сумму достижений и институтов, отличающих жизнь человеческого общества от жизни природы, животного мира. Культура способствует защите человека от природной стихии и урегулированию отношений между людьми.

Сложились разные подходы к исследованию культуры, которые охватывают различные аспекты.

1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей.

2. Социологический подход рассматривает культуру в качестве социального института, который транслирует всю совокупность правил и норм человеческой деятельности.

3. Семиотический подход представляет культуру как систему знаков. В качестве универсальной знаковой системы выступает язык, который организует социальное пространство и формирует устойчивое мировоззрение.

4. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества.

В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая модель (Вольтер, Руссо, Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы – 2-я природа.

В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождался от власти природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте).

В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида и общества, а как создание необходимых материальных условий для их всестороннего развития. Марксистское понимание культуры вскрывает прежде всего материальные, объективные закономерности ее развития.

Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове. Культура рассматривается в контексте субъективности, связанной с индивидуальностью человеческого сознания, постижением смысла и тайн бытия, загадок собственной души, стремлением оставить на земле плоды своей деятельности и т. д. Культура, в этом аспекте, представляет субъективно-личностное измерение исторического процесса.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, отвергая определяющую значимость материальных оснований культуры, отождествляют ее с понятием общества, цивилизации. По мнению Питирима Сорокина, общество составляет часть культуры. Основными же культурными системами выступают религия, философия, наука и искусство. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. П. Сорокин и А. Тойнби, рассуждая о движущих силах культуры, выделяли в качестве ее активного элемента «интеллектуальную элиту».

По мнению Сорокина, кризис культуры – это и есть цивилизация. Кризис – это утилитарный подход. Культ наслаждений, власть денег, моральный нигилизм, культ силы и насилия. Выход – в религиозно-нравственном возрождении через мученичество и альтруистическую любовь.

С точки зрения современного американского исследователя Маршала Маклюэна динамика культуры зависит от коммуникационных технологий. Он выделяет четыре эпохи в развитии культуры

1. Эпоха дописьменного варварства. Магический мир слуха.

2. Тысячелетие фонетического письма. Глаз в дополнение к слуху. Утрата сплоченности общества, утрата идивидуальности.

3. Гутенбергова галактика – печатная информация.. Информационный взрыв, отрыв от традиции, индивидуальное постижение истины.

4. Галактика Маркони – электронная цивилизация. Виртуальная среда существования, глобальная деревня, всеобщая связь и осведомленность.

Культура – это многоуровневое образование. Различают типы культуры: элитарная, массовая, субкультура, маргинальная, базовая культура.

Элитарная культура – это культуротворчество, профессиональное производство текста, создание канала «вечного».

Массовая культура – продукт широкого потребления – заполнение досуга, снятие напряжения, отвлечение людей от социальной активности и создание конформистских настроений.

Маргинальная культура – это конгломерат культурных ценностей промежуточных, пограничных слоев в результате миграций, этнокультурных и религиозных взаимодействий. Субкультуру представляют панки, рокеры, рэперы, эмо, готы и т.п. движения.

Базовая культура – это вся большая совокупность многообразных локальных культур, отличающихся профессиональными, религиозными, языковыми признаками, что обеспечивает динамику культуры в целом.

Культура обуславливает строение и функционирование общества, она носит открытый характер, отражает те изменения, которые происходят в жизни того или иного народа. Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности.

Понятие культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений для создания новых ценностей. Материальная и духовная стороны теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, границы между ними являются подвижными.

Материальная культура – это совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и ее результаты. Производство создает не только материальные условия для прогрессивного развития общества, но и духовные ценности, обеспечивающие процесс его активной творческой деятельности, мобильности и динамичности.

В процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Первыми деяниями культуры, по мнению 3. Фрейда, были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ, регламентация повседневного поведения. Постепенный переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему актуализировал культуру процесса производства. Изготовление орудий труда приобрело значение социальной потребности. Для обеспечения технологической деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений – межэтнических, экономических, социальных, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности. Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком своего места в мире и отношения к нему, осознания человеком целей и смысла жизни.

Духовная культура – это ценностная сфера сознания, в которую входят воспитание, образование и просвещение, наука, философия, религия, культура общения, дискуссий и т.д.. Подуровнями единой культуры являются физическая, экологическая, художественная культуры. В культуре выражен надбиологический характер бытия человека и общества.

Различаются «живая» культура – система ценностей, создаваемых в каждый момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная социальная память. Это открытия в науке и технике, творения архитектуры и скульптуры, произведения литературы, живописи, музыки, народного творчества и т.д.

Через культурные традиции происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Культура выполняет коммунитарную функцию, обеспечивает социальное взаимодействия. Информативная функция культуры заключается в том, что она не только передает социальный опыт в пределах одного общества, но и содействует освоению ценностей других народов. Само развитие культуры во многом обусловлено коммуникацией с другими культурными системами.

Человекотворческая функция культуры проявляется в том, человек развивается под воздействием культурных ценностей и становится их носителем. В культуре есть механизмы (право, мораль, этикет), которые обеспечивают регуляцию поведения людей. Система ценностей способствует сохранению целостности этноса, его социальной и культурной жизни.

Культура способствует адаптации, приспособлению общества к изменениям в жизни, в мире, и взаимодействию с другими цивилизациями и культурами. Она аккумулирует общечеловеческие ценности, охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, объединяет социальную, экономическую, политическую, духовную подсистемы общества.

Именно духовная культура (мораль, искусство, наука, религия, традиции и обычаи и др.) формируют мировоззренческие ориентиры, как отдельного человека, так и целого общества. Мораль выступает одним из способов регламентации отношений между людьми через совокупность нравственных норм, принципов и правил поведения. Древнейшей формой освоения человеком действительности является искусство. Именно в этой сфере индивид развивается как субъект и объект культуры, выявляются его умения, мастерство, эстетическое сознание, уникальность. Органической частью культуры является религия как форма общественного сознания, в которой воплощаются важнейшие социальные и моральные ценности.

В целом культура – это способ социальной жизни, исторически определенный уровень развития общества и человека, включающий в себя онтологическую (очеловеченный мир), праксиологическую (следствие творческой деятельности людей), гносеологическую (характеризует духовное, научно-познавательное освоение человеком мира), аксиологическую (система ценностей) и философско-антропологическую (уровень зрелости человека, проявление его сущностных сил и исторического предназначения) стороны.

 


[1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. – С.309.

[2] Веды состоят из четырех отдельных корпусов: «Ригведа» (сборник гимнов), «Самаведа» (сборник песнопений), «Яджурведа» (сборник жертвенных формул), «Атхарваведа» (сборник заклинаний).

[3] Теоретики легизма Гуань Чжун (кон. VIII-VII в. до н. э.), Цзы Чань (VI в. до н. э.), Ли Кэ (IV в. до н. э.), Шан Ян (IV в. до н. э.)/

[4] Источник движения вещей: противоречие, пронизывающее весь космос. Единство противоположностей, не исключающих друг друга выражает различные стороны предметов. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом. Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего». Античные философы. Свидетельства, фрагменты, тексты. Изд-во Киев, 1955.

[5] Благо есть: 1) всеобщая причина бытия (ничем не обусловлено, но все обусловливает; ничем не порождено, но все порождает), 2) основная цель (Благо равнозначно счастью), 3) формой постижения Блага является разум. Миру истинного бытия, т. е. миру идей, противостоит мир небытия, материи - хоры. Чувственный мир есть своеобразная «середина», «порождение», он одновременно причастен и к миру идей, и к хоре. Это противоречивый мир противоположностей: вечности и становления, абсолютности и относительности.

[6] Креационизм от латин. «креацио» – «выделяю из себя», творю. Согласно Августину, ангелы, человеческие души, четыре элемента мира (земля, вода, огонь, воздух) и небесные светила созданы сразу в готовом виде. В противовес господствующей идее сотворения мира из ничего, шотландский монах И. С. Эриугена (810-877) в сочинении «О разделении природы» утверждал, что Бог не творит мир по своей воле, а спонтанно прорастает, изливается в него по внутренней необходимости своего естества.

[7] от гр. eschatos — последний + logos — учение, религиозное учение о «конце света».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.034 с.)