Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы научного исследования; формы научного знания
Большую роль в развитии современной науки играет философия и методология научного исследования. Философия разрабатывает общую картину мира (модели реальности, которые способствуют развитию частнонаучной методологии). Из философской методологии ученые-исследователи берут принципы, мировоззренческие и ценностные установки, знания об общих закономерностях самого процесса познания, критериях истинности, принципах верификации, опровержения, подтверждаемости, фальсификации знания. Метод – это способ, путь решения научной задачи, который опирается на совокупность имеющихся знаний и принципов, приемов и операций, соответствующих предмету и цели исследования. Главное предназначение метода заключается в обеспечении приращения знания. Метод важен для построения и обоснования научного знания. В своем сочинении «Об уме» К. Гельвеций определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. К. Маркс говорил, что не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. По мнению Л.Д. Ландау, метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым, еще более ценным открытиям. Методология науки — это учение о методах научно-познавательной деятельности,структуре и динамике научного познания. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, способы формирования нового знания в зависимости от исследуемого объекта, познавательных средств, целей и установок познающего субъекта. Методология выступает как самосознание науки, осознание путей эффективного решения познавательных задач. Выделяют общелогические методы познания, используемые как на уровне эмпирического, так и теоретического исследования. К общелогическим методам относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, моделирование, аналогия и др. Анализ — мысленное или фактическое разделение предмета на его составные элементы и их изучение относительно целого. Синтез – процесс реального или мысленного объединения различных частей, свойств, признаков предмета (полученных в результате анализа элементов) в единую систему в целях получения нового, целостного знания.
Индукция – метод восхождения мысли от единичных фактов и опыта к их обобщению в выводах, правилах. Эмпирико-индуктивный метод обосновал Ф. Бэкон. Дедукция – движение процесса познания от общего к единичному. Рационалистически-дедуктивная методология разработана Р. Декартом. К. Маркс, изучая капиталистический способ производства, применил аналитико-синтетический способ познания, в котором переплетаются индукция и дедукция. Сначала он мысленно расчленил предмет на отдельные стороны (производство, обращение, распределение) и изучил каждую из них. Затем, объединив уже исследованные стороны, он получил знание о капитализме в целом. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом такой деятельности мышления являются абстракции. Особенно велика роль абстракции при изучении общества, где сила абстракции, по мнению Маркса, заменяет микроскоп и все прочие приборы. Абстрагирование неких свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс. Обобщение – логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов («клен» – «дерево» – «растение» – «живой организм»). Предел обобщения – философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Аналогия (от греч. analogia — соразмерность) – прием познания, который на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Как правило, в науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта лидирующих наук. Например, физика XVII в. способствовала формированию аналогий в гуманитарном и биологическом знании. По аналогии с часовым механизмом рассматривался и человек. Моделирование – такой метод познания, при котором изучение оригинального объекта осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Различаются модели материальные и идеальные. Материальные модели (муляжи) – вещественное воспроизведение исследуемого объекта (например, модели различных органов и тканей живого организма). Идеальные модели – это математические формулы логические символы, знаки и т. д. В современном познании компьютер способен моделировать самые разные процессы (например, колебания рыночных цен, курсы валют, динамику народонаселения, химическую реакцию и т. д.).
К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, сравнение, описание, измерение и эксперимент. Наблюдение – это целенаправленное изучение объектов, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса). Наблюдение всегда организуется на основе определенной идеи, гипотезы, концепции, а отбираются только те его результаты (факты), которые либо подтверждают, либо опровергают исходные идеи. Интерпретация результатов наблюдения также осуществляется при помощи определенных теоретических положений. Измерение есть установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Сравнение – метод познания, заключающийся в выявлении сходства или различий в совокупности однородных объектов или таких же характеристик одного и того же объекта на разных ступенях его развития. Описание – это фиксирование данных наблюдения и эксперимента с помощью естественного и искусственного языков, или в форме схем, таблиц и т.д. Э ксперимент – это воспроизведение объекта в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно). К постановке эксперимента прибегают, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, естественным образом не всегда присущее ему. Воздействуя на предмет в специально подобранных (лабораторных) условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Как и наблюдение, научный эксперимент всегда направляется определенной идеей, гипотезой. В обществе применение эксперимента затруднено тем, что подвергаемые испытанию социальные объекты невозможно изолировать от других общественных явлений, что нарушает «чистоту» опыта. На теоретическом уровне исследования наряду с общелогическими методами используются специфические рациональные методы, позволяющие проникать в сущность изучаемых явлений. Один из таких методов – мысленный эксперимент, задача которого в построении абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности (в химии – это образы структуры вещества, в биологии – структуры клетки, ДНК, в математике — образ окружности и т.д.). В связи с математизацией науки все больше используются такие приемы теоретического познания, как идеализация и формализация. Идеализация – это метод мысленного конструирования идеальных объектов, не существующих в действительности и материальная форма реализации которых невозможна (идеальные типы М. Вебера в социологии, модель экономического развития, «идеальный газ», «параллельные линии» и др.). Метод формализации заключается в построении абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Формулы заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Это позволяет установить структуру и закономерности сферы реальности.
Аксиоматический метод – это способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся аксиомы – не требующие доказательства положения, а из них все остальные утверждения этой теории выводятся логически, посредством доказательств. Аксиоматический метод применяется, прежде всего, в математике, а в ходе математизации науки – в естествознании, экономических науках, социологии и т. д. Любая теоретическая система, доказывал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (логическая согласованность принимаемых в теории высказываний, соответствие законам формальной логики) и опытной экспериментальной проверяемости. Специфическим методом построения теоретических знаний в экспериментальных науках является гипотетико-дедуктивный метод, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Теоретическое познание, нацеленное на выявление существенных связей и зависимостей, постоянно обращается к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, выделяет главный аспект изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как он видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, взаимодействия и в результате проникает в сущность изучаемого объекта. Этот метод используется и в естественных, и в общественных науках. Познание движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному. Существуют объекты (например, становление Вселенной, возникновение человека и т. п.), которые не могут быть воспроизведены в опыте. Изучение сложных развивающихся систем предполагает использование исторического и логического методов исследования. Исторический метод основан на прослеживании истории реального процесса возникновения и развития объекта во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе общей исторической закономерности. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Без исследования генезиса невозможно понять характер геологических, исторических и других процессов. В наибольшей степени генезисно-исторический подход применим к обществу, в исследовании истории общественных слоев, государственных институтов, культур. Принцип историзма означает обусловленность настоящего и будущего прошлым; рассмотрение явлений как в контексте общего мирового развития, так и специфики той или иной страны.
Исторический метод органично перерастает в логический, который фиксирует объективную логику развития событий, отвлекаясь от конкретно-исторических особенностей. Основу логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к конкретной истории. В ходе логического анализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм. Развивающиеся системы характеризуются переходом от одного относительно устойчивого состояния к другому состоянию с новой организацией элементов и саморегуляцией. При переходе возникают состояния неустойчивости (точки бифуркации), когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Поэтому оказывается невозможным такой же однозначный просчёт и прогноз будущего состояния системы, какой применим к малым закрытым механическим системам. Приходится разрабатывать сценарии возможных линий развития системы в точках бифуркации. Реализация одной из множества возможностей ведёт к необратимым последствиям. Но объект с такими свойствами принципиально отличается от объектов, с которыми имело дело прежнее естествознание. Такой объект обладает свойствами тех систем, которые изучаются историческими и гуманитарными науками. Поэтому естествознание всё чаще обращается к методам исторической реконструкции, например, в современной космологии и астрофизике, которые стремятся воспроизвести этапы эволюции метагалактики как исторически развивающегося уникального объекта. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем требует перестройки идеалов и норм исследовательской деятельности. Так, меняются представления об эксперименте и его воспроизводимости применительно к развивающимся системам. Эмпирическое исследование уникальных развивающихся систем может осуществляться методом вычислительного эксперимента на компьютере и выявлять многообразие возможных структур, которые способна породить система. Среди объектов современной науки особое место занимают системы, включающие в себя человека, «человекоразмерные» комплексы. Таковы, например, медико-биологические, экологические объекты, в том числе биосфера в целом, объекты биотехнологии (в первую очередь генной инженерии), системы «человек–машина» и т.п. При их изучении необходимы ограничения и запреты на эксперименты, затрагивающие этические, гуманистические ценности. Исследование лишается своей ценностной нейтральности. Таким образом, современная цивилизация достигла такой стадии развития, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении направлений, методов и возможностей научных исследований.
Научные знания выступают в форме фактов, идей,проблем, гипотез, законов, принципов, теорий. Ф акт – основная форма эмпирического знания, истинность которого определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Нужно различать три основных значения понятия «факт» (от лат. Factum – сделанное, свершившееся). Во-первых, фактами называются наблюдаемые и описываемые фрагменты действительности, объективные события. Во-вторых, факты – это знания о каком-либо событии, явлении, достоверность которых доказана (синоним истины). В-третьих, факты существуют в форме предложений, в которых фиксируется эмпирическое знание, полученное в процессе наблюдений и экспериментов. Второе и третье значение выражается понятием «научный факт». Научным факт становится при условии включения его в логическую структуру конкретной системы знаний в качестве ее элемента. Идея – понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея – это мысль, достигшая высокой степени объективности и конкретности. Идея выступает в качестве принципа объяснения явлений. Проблема – поисковая форма научного знания, представляющая собой теоретически сформулированное противоречие, разрешение которого может быть достигнуто посредством познавательной деятельности, направленной на неизвестные стороны, свойства объекта или явления в целом. Проблемы возникают, по мнению К. Поппера, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Разрешение одной научной проблемы ведет к появлению новых проблем, ибо расширение круга знаний сопровождается увеличением области неизведанного. На это обратил внимание древнегреческий философ Зенон. Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Без постановки вопросов целенаправленный научный поиск невозможен, а без ответов на поставленные вопросы, без решений проблем наука останется лишь собранием предположений. Даже мнимые проблемы, основанные на ложных посылок, приводя к негативному результату, в конечном счете снимают тот или иной вопрос и способствуют научному прогрессу (например, отвергнутая проблема вечного двигателя способствовала утверждению идеи, что для получения движения нужна энергия). Гипотеза – это утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию. Теория – это целостная, внутренне дифференцированная система знания (наука), которая обобщенно отражает закономерности, сущностные характеристики и связи определенной области действительности. Исходные положения теории – аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем на основе принимаемых правил вывода и определения. Закон – форма знания, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении. Принцип – форма знаний, представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основные правила познавательной и практической деятельности. Среди методологических тенденций XX в. нужно выделить теории научных парадигм и синтагм Философское обоснование теории парадигм(от греч. – пример, образец) выдвинули в 1960-е годы американские философы науки Т. Кун и С. Тулмин. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху. В характеристику парадигмы входят: общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностные установки; общепринятые образцы, по которым «изготавливаются» научные описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем. Парадигма способна успешно решать типичные научные задачи в изолированных друг от друга областях (механике, физике, химии, астрономии и т. п.). Наука эволюционирует, пока не обнаруживаются факты, не поддающиеся объяснению с помощью теорий и гипотез, сложившихся на основе привычной парадигмы. Тогда наступает кризис, а затем и научная революция, вследствие которой старая парадигма заменяется новой (атомизм, Гелиоцентрическая система, квантовая теория, теория относительности Эйнштейна). Обнаружилось, что для разработки ряда теорий (например, искусственного интеллекта, компьютеров) необходимо в одном комплексе объединить разнородные знания, относящиеся к физике, химии, лингвистике, психологии, нейрофизиологии, социологии, логике, философии и т. д. Так приобретает актуальность синтагма (от греч. – соединенное). Это система знаний, построенная из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Итак, в науке важен правильный выбор методологии исследования. Это – залог истинности знания. На эмпирическом уровне познания происходит описание наблюдаемых явлений и экспериментальных данных, систематизация, классификация, обобщение фактов. Теоретическое познание основывается на эмпирических данных, фактах, обобщая которые, ученые постигают сущность, внутренние связи и закономерности исследуемых объектов.
Лекция 10 Тема 7 (7.1) Социальная философия
ПЛАН
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.024 с.) |