Немецкая классическая философия; основные достижения философии марксизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия; основные достижения философии марксизма.



 

Классическая и неклассическая философия.

 

Философская мысль в Беларуси.

 

Основные понятия: утопизм, рационализм, эмпиризм, Просвещение, естественные права человека, общественный договор, классическая философия, критическая философия И. Канта, диалектическая философия Г. Гегеля, марксизм, неклассическая философия, иррационализм, национальное самосознание, персонализм, кзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

 

Литература

 

1. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. – СПб., 1999.

3. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. –Т.1.

4. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

5. История западноевропейской философии: учебное пособие. – М., 1998.

6. История философии. Запад – Россия – Восток. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. — Кн. 1 – 4. — М., 1995-1999.

7. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2000.

9. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.

10. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон,1996.

11. Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры Беларуси / А.С. Майхрович. – Минск, 1992.

12. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д., 1998.

13. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

14. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

15. Старостенко, В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X-XVII вв.: Учеб. пособ. / В.В. Старостенко. – Могилев, 2005.

16. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1965. – Т. 21.


Философия Нового времени

 

Для культуры Нового времени был характерен наукоцентризм. В становлении классической науки большую роль сыграли идея Н. Кузанского о бесконечности Вселенной, астрономические открытия Н. Коперника (1473-1543 гг.), Г. Галилея (1564-1642 гг.), И. Кеплера (1571-1630 гг.), открытие системы кровообращения У. Гарвеем (1578-1657 гг.), закона всемирного тяготения И. Ньютоном (1642-1727 гг.).

Утвердилась научная картина мира. Распространилось мнение, что все явления мира взаимосвязаны и доступны научному познанию. Философское мышление развивалось под влиянием математизированного естествознания и механицизма. Наука превратилась в автономную сферу культуры.

В рамках наукоцентризма природа понималась как самостоятельная механистически организованная материальная сфера бытия. Жюльен Ламетри (1709—1751) в работе «Человек-машина» описал организм человека как машину, наподобие часового механизма. Духовная деятельность человека определяется его телесной организацией.

Рационализм, идеи Просвещения и культ разума господствовали в культуре. Просветители Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), Вольтер (Ф.М. Аруэ, 1694-1778), К. Гельвеций (1715—1771), критиковали социально-политические устои общества, официальную церковь, прославляли индивидуальную свободу и способность к рациональному решению любых вопросов. Общественные учреждения выводились из человеческой природы. Одновременно подчеркивались роль среды в формировании человека и необходимость такого ее преобразования, чтобы она воспитывала у индивидов подлинно человеческие качества.

Быстрый рост знаний о мире способствовал просветительской вере в прогресс и развитию техногенной цивилизации. Развитие капитализма обусловило распространение либеральных идей о свободе предпринимательства и торговли, о приоритете прав личности по отношению к государству. Просветители (Томас Гоббс, Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье (1698-1755, «О духе законов»), Жан Жак Руссо (1712-1778, «Об общественном договоре») во Франции) сформулировали идеи естественных прав человека, общественного договора, принцип народного суверенитета, закреплявший права народа в организации власти, принцип разделения властей (судебной, исполнительной и законодательной) с целью исключения злоупотреблений.

Философия сосредоточилась на гносеологических вопросах, исследовании познавательных возможностей человеческого разума. Усилилось внимание к методам познания. Возникла идея, что недостаточно иметь хороший разум, но важно правильно применятьего. Возникли оппозиционные друг другу методологии познания – эмпиризм (утверждавший преобладающую роль опытного познания) и рационализм (отстаивавший преимущества разума в познании).

Родоначальником эмпирико-индуктивной методологии считается английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Отрицая схоластику, он придерживался идеи «двойственной истины», т.е. что наука изучает природу, а теология – Бога. Высшей задачей философии Бэкон считал установление причинно-следственных связей между явлениями природы. В работе «Новый Органон» он усовершенствовал индуктивный метод, учитывал роль и опыта и разума в познании.

Рене Декарт (1596—1650) создал рационалистически-дедуктивную методологию. Онтология Декарта дуалистична. Основанием мира он считал две субстанции: мыслящую (душу) и протяженную (материю). Человека Декарт представлял как соединение тела и души, материальной и духовной субстанций, а животных – как живые механизмы.

Главную роль в познании Декарт отводил рациональному мышлению. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей, которые априорны (доопытны). Это – идеи Бога, фигур, чисел и т.п. Только идея бога является готовой истиной, остальные – всего лишь предрасположенность души к истинам. В труде «Рассуждения о методе» Декарт обосновал умозрительно-дедуктивный метод как способ получения истинного знания, сформулировал принцип всеобщего методического сомнения как критической установки, позволяющей исключить ложные мнения. Он считал, что можно сомневаться во всём, кроме существования самого сомнения и, следовательно, мышления. Отсюда знаменитое выражение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito ergo sum»). Знание, независящее от чувственного восприятия, Декарт назвал рефлексивным или чистым мышлением и считал его главным основанием научного знания.

Томас Гоббс (1588-1679) создал методологию, основанную на принципах эмпиризма, механицизма и материализма. В сочинении «Левиафан» Гоббс изложил свое учение о государстве как средстве умиротворения общественных сил путем заключения общественного договора об учреждении власти, которая заботится о безопасности граждан, препятствуя войне всех против всех. Гоббс сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обязанностях гражданина (в труде: «Философские элементы учения о гражданине»).

Дж. Локк (1632—1704), развивая методологию эмпиризма в работе «Опыт о человеческом разуме», утверждал, что любое знание основывается на чувственном опыте. Локк подверг критике положение о врожденных идеях (морали, веры и т.п.), предшествующих опытному знанию. Локк был приверженцем теории «tabula rasa», согласно которой разум человека – это чистая доска, заполняющаяся «письменами» в процессе его жизни.

В философско-политическом учении Локк утверждал идею о прирожденных «естественных» правах человека, которые обязательно должны быть гарантированы государством: право на жизнь, право на свободу и право на собственность. На идее неотъемлемых прав человек а и поныне основывается политико-правовое устройство любого гражданского общества.

Выразителем рационалистско-материалистической концепции был Бенедикт Спиноза (1632-1677). В труде «Этика» он, критикуя дуализм Р. Декарта, утверждал, что существует только одна субстанция – природа, которая не нуждается ни в чём и ни в ком для своего существования; она – причина самой себя. Она вечна и бесконечна, проявляется через свои атрибуты, из которых человек познаёт только два: протяжение и мышление. Отдельные вещи – это видоизменения или модусы субстанции. Человека Спиноза рассматривал как существо, в котором модусу протяжения (телу) соответствует модус мышления (душа).

Чувственное познание Спиноза считал низшей ступенью познания, не раскрывающей сущность вещей. Вторая ступень – рассудочное знание, основано на доказательстве, а потому более достоверно. Третий, высший, вид знания – это истина, постигаемая с помощью интеллектуальной интуиции.

Спиноза создал рационалистическое учение о свободе как о «познанной необходимости». Чем шире познание, тем больше свободы.

ВильгельмЛейбниц (1646-1716 гг.) в труде «Монадология» развил рационалистическое учение о множестве «единиц бытия», названных им «монадами». Монады существуют в отношениях предустановленной гармонии. В них происходит непрерывное изменение, которое вызывается силой представления – перцепцией. Поэтому вся природа одушевлена. Однако сознанием обладают не все монады, а только люди, наделенные апперцепцией (т.е. самосознанием), или рефлексией.

Лейбниц соединил рационализм с эмпиризмом, отмечая, что «в уме нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях, за исключением самого ума». Врожденные идеи существуют как задатки ума, возможности, которые нужно реализовать. Лейбниц учил о двух видах истины: истинах факта (истинах случайных) и истинах разума (истинах необходимых). Истины факта нуждаются в обосновании опытом, опираются на закон достаточного основания. Истины разума отыскиваются с помощью мышления. Они имеют характер необходимый и всеобщий.

Итак, для философии Нового времени характерны наукоцентризм, рационализм, разграничение областей веры и знания (теория двойственной истины), философское оформление субъект-объектной парадигмы мышления, постановка проблем метода и обоснования достоверности знания, идея господства человека над природой на основе достижений науки, механико-рационалистическая понимание природы, параллелизм в концептуальном развитии науки, философии и искусства. Так оформилась научная картина мира Нового времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.009 с.)