Автоматизация процессов управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизация процессов управления



Автоматизация процессов управления – это использование технических средств и систем для организации управления силами и средствами при подготовке
и ведении действий. Основными автоматизируемыми процессами являются:

сбор информации об обстановке и о своих силах и средствах;

обработка, оформление, размножение и наглядное отображение информации;

производство различных оперативных, технических и других расчётов;

передача информации в вышестоящие, подчинённые и  взаимодействующие органы управления.

Автоматизация управления расширяет информационное поле, на базе которого оценивается складывающаяся обстановка и принимаются решения на применение сил и средств; уменьшает отставание информации от фактического развития событий;
количественно и качественно обогащает набор алгоритмов работы органов управления; сокращает трудозатраты основных должностных лиц на вспомогательные процессы; способствует повышению готовности и эффективности действий сил.

Автоматизированная система управления (АСУ) – совокупность математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. АСУ состоит из основы и функциональной части. В основу входят информационное, техническое и математическое обеспечение. К функциональной части относят набор взаимосвязанных программ, автоматизирующих конкретные функции управления (планирование, контроль и др.). Различают АСУ объектами (технологическими процессами – АСУТП, предприятием – АСУП, отраслью – ОАСУ) и функциональными автоматизированными системами (например, проектирования, расчетов, материально-технического и др. обеспечения).[62]

Таким образом, АСУ – это организационная техническая система, обеспечивающая выборку решений на основании автоматизации процессов в различных сферах деятельности. В этих определениях подчеркивается что АСУ – это не какая-то часть системы управления, а это и есть система управления, только она автоматизированная. Основная задача АСУ – обеспечить оптимальное функционирование объекта управления как единого целого, за счет правильного выбора целей и путей их достижения, наилучшего распределения заданий и обеспечения их четкого выполнения.

Автоматизация процессов управления представляет собой один из подходов
к решению задачи управления на основе использования информационных технологий (ИТ). Существуют три различных способа применения информационных технологий, определяющих уровень автоматизации процессов управления.

Первый способ – выполнение отдельных видов работ. Применяется для подготовки текстовых или графических документов, выполнения специальных вычислений при подготовке данных, необходимых для принятия решения.

Второй способ – внедрение в систему управления автономных информационно-справочных и расчётных программных комплексов. Автономность в данном
случае означает, что эти программные средства работают независимо друг от друга
и не связаны между собою по используемым данным. Этот способ более дорогой
в сравнении с первым, требует несколько большего времени на создание, позволяет быстро получить эффект от внедрения ИТ за счёт сокращения трудозатрат на хранение и поиск необходимой информации.

Указанные два способа улучшают процессы управления, обеспечивая автоматизированное выполнение необходимых процедур обработки информации. Однако эти способы не меняют систему управления в целом и сохраняют прежние методы работы, формы используемых документов и информационные процессы.

Третий способ – это принципиальное изменение существующей структуры управления путём внедрения новых автоматизированных систем (АС), специально разработанных на базе систем искусственного интеллекта, предназначенных для
эффективного выполнения управленческих функций на основе комплексной автоматизации технологических процессов сбора, хранения, обработки и передачи данных. Этот способ предполагает разработку перспективных АС, требует больших усилий со стороны персонала органа управления и более высокой квалификации разработчиков. Однако, благодаря повышению оперативности обработки информации, этот способ даёт наибольшую эффективность.

Необходимо иметь в виду, что все три способа использования ИТ
в деятельности органов управления не только возможны, но и целесообразны.

Любая система управления, в том числе автоматизированная, не может работать без информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды,
о принятых управляющих воздействиях и результатах их выполнения. Подсистема информационного обеспечения (ИО) предназначена для своевременного получения системой управления необходимых сведений.

Информационное обеспечение АС определяется как совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объёмам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при её функционировании[63]. Средства хранения и доступа относятся к программному (системы управления базами данных, базами знаний) или техническому (накопители информации и т.п.) обеспечению АС. Вся информация, необходимая для функционирования комплексов средств автоматизации в АС управления, должна быть представлена
в форме данных. Данные – это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для вычислительной обработки.

В числе основных свойств АС следует назвать: совместимость, адаптивность, надёжность, живучесть, эффективность.

Совместимость АС – комплексное свойство двух или более систем, характеризуемое их способностью взаимодействовать при функционировании. Выделяют техническую, программную, информационную, организационную совместимость.

Адаптивность АС – способность системы изменяться при сохранении своих эксплуатационных показателей в заданных пределах.

Надёжность АС – комплексное свойство АС, характеризующее способность АС выполнять свои функции в заданных режимах и условиях эксплуатации.

Живучесть (защищенность) АС – свойство выполнять установленный объём функций в условиях воздействий внешней среды и отказов компонентов системы в заданных пределах.

Эффективность АС – свойство системы, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при её создании. Эффективность выражается числовыми показателями эффективности. Эффективность системы связана с обеспечением возможности качественного выполнения установленных функций с наименьшими затратами. В качестве возможных источников повышения эффективности автоматизации процессов управления назвать следующие:

освобождение должностных лиц управления от рутинной работы с электронными (бумажными) документами;

увеличение достоверности и полноты используемых данных, упорядочивания потоков и многократности использования первичной информации;

сокращение времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации для принятия решений;

улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта.

Оценивается эффективность с помощью критериев эффективности, т.е. измеряемых количественно показателей, характеризующих функционирование системы. Эффективность функционирования автоматизированных систем управления действиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций целесообразно увязывать со снижением возможных социально-экономических и политических последствий ЧС в результате повышения качества управленческих решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.008 с.)