Возможная обстановка в очагах комбинированного поражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможная обстановка в очагах комбинированного поражения



Под очагом комбинированного поражения(ОКП) понимается территория,
в пределах которой в результате воздействия на человека различных видов современного оружия (огнестрельное, зажигательное, ядерное, химическое, биологическое
и др.) или аварии (катастрофы, стихийные бедствия) возникла сложная обстановка, требующая немедленного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также образовались комбинированные поражения людей, военной техники
и объектов[24].

В условиях массированного применения противником различных видов оружия массового поражения нередко будут возникать ОКП за счёт сочетания поражающих факторов ядерного взрыва, химического и биологического (бактериологического)
заражения. Могут иметь место сочетания разрушений, загрязнения радиоактивными, заражения химическими веществами и биологическими средствами. Наиболее вероятны сочетания радиоактивного загрязнения, воздействию которого в условиях применения ядерного оружия подвергаются огромные площади, химического и биологического заражения.

При наличии определённых условий, даже без применения противником химических и биологических средств, очаг ядерного поражения может превратиться
в ОКП. Это обусловлено возможностью возникновения в нём вторичных очагов поражения от аварийно химически опасных веществ и продуктов горения (окиси углерода, двуокиси углерода, продуктов горения органических материалов), а также биологических очагов при возникновении эпидемий инфекционных заболеваний. Так,
в зоне слабых разрушений, при возникновении пожаров содержание окиси углерода может достигать до 2 % (допустимое – 1 %), двуокиси углерода – до 4,8 % (допустимое – 3,5–4 %), снижение содержания кислорода в воздухе – до 13 % (для нормальной жизнедеятельности – не ниже 16 %, при этом серьёзное ухудшение состояния организма наступает при содержании кислорода до 10 %).

Тяжёлые последствия может вызвать применение ОВ в очаге ядерного поражения или в зоне заражения РВ в период развёртывания АСДНР и эвакуации населения из очага поражения. Люди, получившие комбинированные поражения (травмы, ожоги, облучение), дополнительно подвергаются воздействию отравляющих веществ, что может привести к смертельному исходу. Ещё более осложнится обстановка в очаге комбинированного поражения в случае применения противником биологических средств, действие которых может быть обнаружено через несколько суток, в лучшем случае – через несколько часов. Последствия воздействия радиоактивного облучения могут способствовать развитию инфекционных заболеваний, так как снижается сопротивляемость организма к этим заболеваниям.

Таким образом, ОКП – это не простое наложение одного очага на другой, а система сложного взаимодействия различных поражающих факторов, усложняющих обстановку и отягчающих их последствия.

Очаг комбинированного поражения характеризуется сочетанием различных видов поражений личного состава объекта и населения, наличием зон радиоактивного, химического, а иногда и биологического заражения и их размерами, различной степенью разрушения зданий, сооружений, оборудования и других средств производства. Одновременное или последовательное проявление разнообразных видов поражения
в ОКП, по-видимому, вызовет увеличение потерь населения, в значительной степени усложнит ведение АСДНР, потребует привлечения большого количества сил
и средств для их проведения.

Убежища надёжно защищают от всех поражающих факторов оружия массового поражения и других средств нападения противника. Во многих случаях в ОКП можно будет использовать также противорадиационные укрытия, но при этом всегда следует помнить, что они не защищают от паров и аэрозолей отравляющих веществ и биологических средств. Производственная деятельность в ОКП организуется таким образом, чтобы обеспечить безопасность рабочих и служащих предприятия. При этом
меры предосторожности определяют по наиболее опасному поражающему фактору.
В ОКП с зоной опасной мощности дозы излучения основная мера обеспечения безопасности людей – соблюдение режима радиационной защиты. В ОКП, где наиболее опасным поражающим фактором является химическое заражение, большее внимание при выполнении производственных работ и проведении АСДНР уделяется использованию средств индивидуальной и медицинской защиты. В этих условиях убежища, как правило, будут использоваться для отдыха людей, принятия ими пищи и для лечебных мероприятий. Правила поведения и действия населения в ОКП, в котором превалирует воздействие биологических средств, будут в основном такие же, как
и в обычном очаге биологического поражения, но осуществление их должно проводиться более строго, поскольку в условиях резко выраженного бактериологического фактора обычно резко понижается эффективность других мероприятий защиты.

2.4. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

Периодизация военных конфликтов, их классификация и характерные особенности связывают войны различных типов с уровнем развития оружия. На сегодняшний день в истории человечества войны разделены на шесть поколений. В войнах первого поколения использовалось холодное оружие. Эти войны относятся к рабовладельческому и феодальному периодам обществ. Формы и способы ведения войн второго поколения обусловлены результатом развития материального производства, появлением пороха и гладкоствольного оружия. Нарезное стрелковое оружие и нарезная артиллерия привели к появлению войн третьего поколения. Принятие на вооружение автоматического оружия, танков, боевых самолётов, появление новых транспортных средств, средств связи повлияли на становление и дальнейшее развитие и ныне не прекращающихся войн четвёртого поколения. Уже более 60 лет на нашей планете сохраняется опасность войны пятого поколения – ядерной. Во всех войнах доядерного периода главным объектом поражения непременно были вооружённые силы противоборствующих сторон, так как только после их разгрома можно было свергнуть политический строй противника и добиться победы. В ракетно-ядерный век всё резко изменилось,
и первоочередными объектами поражения могут стать одновременно не только вооружённые силы, но и практически вся территория страны и всё население воюющих сторон, а театром военных действий вся планета Земля. В войнах шестого поколения решающая роль будет принадлежать новым видам высокоточного оружия, по своей эффективности приближающегося к ядерному, но не имеющего отрицательных (прежде всего, экологических) последствий его применения.

В пространственном отношении вооружённую борьбу можно будет вести в любой точке Земли. Военные действия будут представлять собой совокупность одновременных и последовательных ударов преимущественно из воздушно-космической сферы, наносимых выборочно по разнесённым, наиболее важным военным целям и объектам экономики. Пространственная разнесённость ударов не означает их разрозненности: они будут наноситься по единому замыслу и плану, при необходимости – возможна корректировка их как во времени, так и по месту нанесения. Такая структура ударов приведёт к тому, что вооружённая борьба примет очаговый характер.
Перенос военных действий в воздушно-космическую сферу обусловит исчезновение сплошных фронтов на земле и появление в воздушном пространстве и космосе основных театров военных действий. Стороны будут стремиться достичь целей войны одним или несколькими ударами в ходе стратегической воздушно-космической операции, поэтому будущая война будет, скорее всего, скоротечной. Вооружённая борьба
в ней будет протекать по сценарию, навязанному сильнейшей стороной, т.е. той, которая лучше подготовится к войне и начнёт борьбу в выгодный момент внезапными действиями.

Принципиальным отличием войны будущего будет необязательность, а зачастую и ненужность, захвата территории противника и её удержания. Захват, по всей видимости, будет осуществляться тогда, когда выгоды от этого будут превышать боевые «затраты» или когда без этого невозможно достичь целей войны. При этом захват вряд ли будет тотальным, скорее всего, он ограничится важнейшими пунктами и районами.

Для противостояния массированному удару воздушно-космических средств противника надо иметь принципиально другие вооружённые силы. Они должны создаваться не на базе крупных сухопутных группировок, а на основе эффективной стратегической системы воздушно-космической обороны, способной отражать длительные массированные удары высокоточных средств противника, и при этом иметь достаточное количество собственных высокоточных средств поражения различной дальности действия, в том числе и построенных на новых физических принципах.

Такая тенденция в организации вооружённой борьбы в реальном масштабе времени обусловливает её новую характерную черту – управляемость. Управляемость вооружённой борьбы достигается через создание на её подготовительном этапе таких условий и преимуществ, когда одна сторона (агрессор) добивается полного и максимально безраздельного руководства ходом военных действий. На этом этапе парализуется или берётся рефлексивными методами под контроль государственное и военное управление, осуществляется дезорганизация действий на всех уровнях и подавляется воля противника к сопротивлению.

Другой принципиальной особенностью современных войн является их «гибридный» характер. Гибридная война – новое понятие в политической жизни планеты. Впервые появилось в военных документах США и Великобритании в начале ХХI века. Означает подчинение определённой территории с помощью информационных, электронных, кибернетических операций, в сочетании с действиями вооруженных сил, специальных служб и интенсивным экономическим давлением. Наиболее полно определение «Гибридной войны» дано в предисловии «Military Balance 2015» — ежегодного издания Лондонского Международного института стратегических исследований: «Использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы и получение психологических преимуществ, используемых в дипломатических действиях; масштабные и стремительные информационные, электронные и кибероперации; прикрытие
и сокрытие военных и разведывательных действий; в сочетании с экономическим давлением»[25]. Сочетание традиционных и гибридных методов уже сейчас является
характерной чертой любого современного вооруженного конфликта. При этом если вторые могут использоваться и без открытого применения военной силы, то классические боевые действия без гибридных – уже нет.

Отличительной особенностью такой войны является комплексное взаимосвязанное использование вооруженных и невооруженных форм борьбы – политической, экономической, психологической, информационно-сетевого противоборства и др. Что касается областей информационно-сетевого противоборства государств, то оно охватывает следующие пространства[26]:

географическое – установление контроля над территорией посредством глобальных (в том числе и космических) информационных и разведывательных систем, поощрение сепаратистских движений и террористической активности в различных формах на территории противника, вовлечение противника в конфликты малой интенсивности, а также организация волнений народных масс и «цветных» революций;

экономическое – навязывание противнику кабальных кредитов, введение эмбарго, организация экономических санкций и провокаций;

идеологическое – использование клеветы, искажения информации, подмена понятий, внесение ментальных вирусов и мифологем в сознание населения противника;

сетевое – организация хакерских атак и внесение компьютерных вирусов различного рода в вычислительные и коммуникационные системы и базы данных.

Эффективность информационно-сетевого воздействия на население и органы государственного управления обусловлена следующими факторами:

развитие средств вычислительной техники и социальных сетей в глобальных коммуникациях сделало их движущей силой трансформации общества;

успехи психологии в области изучения поведения людей и управления их мотивациями позволили оказывать не только заданное воздействие на большие социальные группы, но переформатировать сознание целых народов.

Целью информационно-сетевого вторжения является установление контроля над стратегически важными ресурсами страны-противника. При этом «передача» этого контроля агрессору осуществляется элитой страны-жертвы совершенно добровольно, поскольку это воспринимается ею не как вторжение, а как путь к восходящему развитию. В таких выгодных условиях противнику, если он не капитулирует, наносится сокрушительное поражение в ходе кратковременных военных действий,
с минимальными потерями и материальными издержками для нападающей стороны.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX – начала XXI века, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооружённой борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе:

решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе военного конфликта. Особенность вооружённой борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей её инфраструктурой, гражданское население и территория. Несмотря на высокую точность средств поражения, в основном все военные конфликты последнего времени были в той или иной степени «гуманитарно грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим остается неизменно важной необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороны страны;

критерии военной победы в военных конфликтах будут различными, однако очевидно, что первостепенное значение имеет решение политических задач в военном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер;

несмотря на повышение роли развёрнутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе военного конфликта будет играть наличие боеготового резерва, а также системы его отмобилизования и развёртывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе военного конфликта;

боевые действия будут характеризоваться сочетанием манёвренных операций
и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны.;

решающее значение для обороняющихся будет иметь совершенная система разведки с единым центром управления и хорошо защищёнными центрами (пунктами) сбора и обработки разведывательной информации всех видов вооружённых сил
и спецслужб, наличие у них возможности доведения обработанных разведывательных данных до всех заинтересованных инстанций в кратчайшие сроки, близкие реальному масштабу времени. Наличие такой системы разведки даст возможность своевременно вскрыть подготовку противника к нападению и провести все неотложные мероприятия угрожаемого периода и, в первую очередь, – перевод войск в наивысшие степени боевой готовности;

главное внимание должно быть уделено созданию устойчивой дублированной системы управления во всех звеньях управления. С этой целью должны быть использованы все существующие и созданы новые системы связи, максимально задействованы воздушные командные пункты, а также обеспечено безусловное доведение до исполнителей приказов высшего руководства страны и их выполнение.

Современная политика руководства США свидетельствует о том, что ими взят курс на сокращение ядерного фактора в мировом балансе сил и массовое оснащение войск и сил высокоточными средствами поражения. Концепция «Быстрого (молниеносного) глобального удара» (англ. Prompt Global Strike) заключается во внезапном нанесении удара несколькими тысячами крылатых ракет по объектам СЯС противника, важнейшим элементам систем управления, объектам экономики и инфраструктуры, после чего предъявляется ультиматум о капитуляции. В соответствии с этой концепцией в случае возникновения угрозы нападения на Соединённые Штаты или американские объекты и граждан за рубежом вооружённые силы США должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий. Если страна – объект удара – не соглашается на выдвинутые условия, то нанесение удара повторяется.
Ужев августе 2009 года вСША было сформировано и приступило к работе Глобальное ударное командование Военно-воздушных сил США, выделены силы и средства, начаты разработки новейших, прежде всего высокоточных средств поражения.

Наиболее вероятными целями для ВТО, судя по опыту войн и данным зарубежной печати, могут являться в первую очередь следующие объекты экономики
и инфраструктуры:

пункты управления высшего государственного и регионального звеньев, узлы связи и отдельные наиболее важные радио- и радиорелейные станции, коммутационные центры;

электростанции (АЭС, ГЭС, ГРЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие электроэнергией промышленные узлы, химические центры, промышленные предприятия;

узлы транспортных коммуникаций (крупные железнодорожные узлы, мосты, аэропорты, морские порты);

предприятия по переработке нефти, газа, производству нефтепродуктов, газо-
и нефтепроводы, газо- и нефтеперекачивающие станции, газо- и нефтехранилища;

предприятия по производству вооружения, военной техники, радиоэлектронной аппаратуры;

машиностроительные предприятия;

предприятия чёрной и цветной металлургии по производству чугуна, стали, проката, алюминия, меди, свинца, цинка, титана, магния и др.

В связи с этим силы и средства гражданской обороны должны готовиться
к надёжной защите населения, объектов экономики и территории страны от воздействия поражающих факторов ВТО.

Кардинальное изменение расстановки и соотношения сил в мире существенно меняется вместе с характером угроз и оборонных задач для России. Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, являющихся или способных стать в среднесрочной перспективе мировыми центрами силы, обладающими ядерным оружием.

В то же время оценка военно-стратегической обстановки в мире показывает, что страны, обладающие стратегическими ядерными вооружениями, стремятся
к снижению глобальной военной опасности. Складывающиеся отношения России
с США, Китаем, Францией и Великобританией позволяют сделать вывод об уменьшении взаимной глобальной военной опасности на данном этапе и минимальной угрозе развязывания ядерной войны. Однако эти государства обладают преимуществом в обычных средствах поражения, а это чревато, в конечном итоге, возможностью втягивания России в войну с применением таких средств.

Анализ современной военно-политической обстановки в мире показывает, что для России по-прежнему будут существовать источники региональной военной опасности, вероятность перерастания которых в военную угрозу будет велика. В первую очередь это относится к Европе. НАТО становится господствующей военной силой
в этом регионе, на его долю приходится половина всех обычных вооружений на континенте, что позволяет силам этого блока иметь в три раза больше наземных вооружений и в два раза больше самолётов и вертолётов, чем России. Такая же обстановка складывается и на Дальнем Востоке, где не только суммарная военная мощь США
и Японии становится многократно больше, чем у России, но и индивидуальная военная мощь каждого государства сопоставима с возможностями России в этом регионе.

Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия. По отношению к глобальной
и региональной локальная военная опасность имеет более подвижный характер и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или военному конфликту. Эта опасность практически существует по всему периметру границ России. Питательной средой для неё служат существующие военные и территориальные противоречия, которые при определённых условиях могут перерасти в военные конфликты. В военных конфликтах и локальных войнах противник, желая достичь своих частных целей, будет стремиться не допустить эскалации конфликта и возможно ограничится поражением объектов в районе конфликта или на близлежащих территориях с целью не допустить подхода резервов обороняющейся стороны.

Последствия воздействия по объектам экономики и инфраструктуры Российской Федерации будут определяться средствами поражения потенциального противника. А он обладает мощным арсеналом самых современных высокоэффективных средств поражения, многие из которых могут поражать объекты на территории Российской Федерации не только в тактической, но и в оперативной и даже стратегической глубине, на удалении до нескольких тысяч километров от районов ведения боевых действий.

Необходимо признать, что на сегодняшний день вся территория России фактически «простреливается» на всю глубину с севера на юг и с запада на восток. Такими средствами поражения являются ракеты всех типов (баллистические, крылатые) наземного, морского и воздушного базирования и авиабомбы, доставляемые в районы их пуска (сброса) различными носителями (стратегические бомбардировщики, тактическая авиация, корабли и подводные лодки). Данные средства способны с высокой эффективностью поражать самые различные объекты (цели) военного и гражданского назначения.

По предварительным расчётам на европейской части Российской Федерации ударам высокоточным оружием может быть подвержено значительное количество многоэлементных объектов, в том числе атомной промышленности и энергетики, узлы транспортных коммуникаций, крупные административно-политические центры, предприятия и комплексы ведущих отраслей промышленности. Только в течение первой воздушно-наступательной операции продолжительностью (до 7 суток) стратегические бомбардировщики могут нанести в европейской зоне порядка 5 тыс. ударов высокоточным оружием.

Значительным ударным потенциалом обладают и крылатые ракеты воздушного и морского базирования для ударов по площадным хорошо защищённым средствами ПВО объектам. Тактическая (истребители-бомбардировщики, штурмовики) и авианосная (палубная) авиация становятся одним из эффективных средств нападения.
В боевом составе ВВС и ВМС США и их союзников в мирное время насчитывается около 7 тыс. ударных самолётов, размещённых на всех важных театрах военных действий и способных в одном вылете донести к целям свыше 80 тыс. управляемых авиационных бомб и ракет.

По опыту применения авиации НАТО против Югославии удары по объектам гражданской инфраструктуры могут быть нанесены уже в первые двое суток воздушно-наступательной операции. Вывод из строя важных объектов экономики будет осуществляться, наиболее вероятно, не сплошным поражением их по площади, а уничтожением (сильным разрушением) наиболее важных (критических) элементов, размеры которых в десятки и сотни раз меньше площади самих предприятий.

Многие из объектов экономики являются потенциально опасными с точки зрения воздействия вторичных факторов поражения. Это взрыво-, пожаро-, радиационно-, ядерно-, химически опасные объекты, а также различные гидросооружения с водохранилищами, которые в результате разрушения являются дополнительным источником поражения всего окружающего, причём порой в больших масштабах, чем от прямого воздействия средств поражения (особенно на людей).

Самое мощное воздействие следует ожидать по регионам европейской части Российской Федерации (Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому и Уральскому федеральным округам).В целом для регионов, попадающих в зону военных действий, обстановка будет достаточно сложной и будет характеризоваться следующими негативными последствиями:

нарушением управления с использованием общегосударственных средств связи;

нарушением железнодорожной сети на отдельных участках и частичными потерями подвижного состава;

изоляцией региона от поставщиков газа и нефти;

затруднением движения по крупным автомагистралям; дезорганизацией перевозок водным транспортом; нарушением движения на воздушном транспорте;

потерями производства объектов электроэнергетики в регионе; дезорганизацией межсистемных связей энергосистем регионов и прекращением снабжения потребителей.

Для возможных сценариев военных конфликтов и войн имеются как общие, так и специфические характерные черты, и особенности.

Интенсивное (по количеству и по времени) воздействие современных средств поражения по большинству важнейших объектов экономики вызовет не только их массовое разрушение и нарушение функционирования, но и сильное воздействие первичных, и особенно вторичных факторов поражения, вызванных нарушением состояния опасных объектов (химических, радиационных, ядерных и др.), гидротехнических сооружений (плотин ГЭС и водохранилищ). Всё это приведёт к массовому поражению людей и животных на больших территориях и многим другим негативным последствиям, если своевременно не будут предприняты меры защиты.

Новое в таких войнах и конфликтах – создание в противоборствующей стране (как правило, до начала военных действий) внутриполитического и экономического хаоса («слом национальной воли») мерами информационно-психологического и иного воздействия, а также вывод из строя в самом начале военного конфликта систем
и объектов, определяющих возможность государства и его силовых структур нормально функционировать (систем государственного и военного управления, важнейших объектов энергетики, финансов, жизнеобеспечения, стратегических и др.).
Тем самым можно будет в самом начале военных действий поставить противника на грань неотвратимого военного поражения.

Альтернативой этому может быть и другой способ ведения войны – растягивание вооружённой борьбы в пространстве и во времени и максимальное использование этого фактора для нанесения военного поражения или больших потерь активными манёвренными действиями войск и сил. Одновременно в тыловых районах противника, на его территории может быть развёрнута «партизанско-диверсионная война» специально подготовленными для этих целей мобильными силами «специальных операций».

Чрезвычайно возросшая мощь оружия в войнах последнего столетия стала сопровождаться огромными потерями населения и разрушением экономики, а появление ОМП вообще поставило под сомнение возможность воспользоваться плодами победы в силу негативных экологических и иных последствий. Отсюда возникла и развивается идея управления международными кризисами и военными конфликтами. Цель управления – принудить противника или соперника к принятию навязываемых ему условий (это традиционно), но без существенных материальных, а главное – людских потерь, прежде всего, со своей стороны.

Таким образом, особенности современных средств поражения и также способов их применения, возможные масштабы последствий их применения и их роль в достижении целей военных конфликтов настоятельно диктуют необходимость их учета при планировании мероприятий по гражданской обороне, выполняемых органами
исполнительной власти на федеральном и территориальном уровнях, важность прогнозирования обстановки, которая может сложиться вследствие воздействия современных средств поражения потенциального противника по объектам экономики, инфраструктуры на территории России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.03 с.)