Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы гражданской обороны
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ На разных этапах своего развития гражданская оборона регулировалась соответствующей этим этапам нормативной правовой базой. В период нахождения нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях; угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации; сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека растущая угроза проявлений экстремизма. В современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся всё более востребованными для нашего государства и общества. Одно из главных условий успешного функционирования систем – наличие качественной и полной нормативной правовой базы. «Любая деятельность по защите населения и территорий, как показывает опыт, если она не регламентирована законами государства, обречена на низкую эффективность, либо даже на угасание. Более того, признавая полезность такой деятельности и её необходимость, органы государственной власти и управления, общественные организации, отдельные граждане не станут, как правило, относиться к ней по-настоящему ответственно
Правовыми основами в любой сфере общественных отношений выступают соответствующие нормативные правовые акты, их самостоятельные части (главы, параграфы, статьи, пункты и т.д.) и отдельные нормы. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы – законы и подзаконные акты. Все действующие законы группируются следующим образом: основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации); федеральные законы; законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издаваемый Видами подзаконных нормативных правовых актов являются: Указы Президента Российской Федерации; постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации; приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т.п.); акты местных органов власти и управления; локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации). Рассмотрим наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере гражданской обороны. Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, т.е. «ставит заслон» на пути принятия в России законов
В соответствии с положениями Конституции статья 3 Федерального закона Среди федеральных конституционных законов, имеющих отношение Не менее актуален Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», который определяет особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, Ключевое значение в рассматриваемой сфере занимает уже упомянутый Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»(далее – закон о гражданской обороне), в котором определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Важно обратить внимание на редакцию определения гражданской обороны, закрепленную Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ. В ст.1 закона определено, что «гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите
После 2004 года дальнейшие изменения в законе о гражданской обороне заключались в следующем. Федеральный закон от 19 июня 2007 г. №103-ФЗ
Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений Цель изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №223-ФЗ, заключалась в повышении эффективности мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий
Изменения, внесенные Федеральным законом от 2 июля 2013 г. №158-ФЗ, коснулись, в первую очередь, разграничения полномочий органов власти различных уровней в части создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ введено понятие «нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 171-ФЗ дополнил закон о гражданской обороне новыми понятиями – «управление гражданской обороной» и «система управления гражданской обороной». Перечень задач в области гражданской обороны изложен в новой редакции. Субъектам Российской Федерации было предоставлено право осуществлять правовое регулирование в области гражданской обороны. Кроме того, была заменена фраза «при ведении военных действий или вследствие этих действий» на её новую редакцию – «при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов». Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ уточнил понятия «организации, отнесенные к категории по гражданской обороне», а также «подготовка населения в области гражданской обороны». Были уточнены полномочия Правительства Российской Федерации в части определения порядка выполнения мероприятий по непосредственной подготовке к приведению и по приведению В настоящее время ст. 15 Закона о гражданской обороне закреплен состав сил гражданской обороны, к которым отнесены: спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в военное время – на основании распоряжения Президента Российской Федерации Подразделения Федеральной противопожарной службы действуют на основании Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. №804 Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. №1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» были определены основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» были определены правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны: убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий, специализированных складских помещений (мест хранения), санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и техники, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Общие организационно-правовые и экономические основы создания Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» был определён порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанные запасы (с учетом редакции рассматриваемого постановления от 7 февраля 2017 года) предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом определено, что: запасы материально-технических средств включают в себя специальную запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты; запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия; запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне Количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников: до 500 человек включительно – 1 освобожденный работник; от 501 до 2000 человек включительно – 2-3 освобожденных работника; от 2001 до 5000 человек включительно – 3-4 освобожденных работника; свыше 5001 человека – 5-6 освобожденных работников. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации. При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне: от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию – 1 освобожденный работник; от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию – 2 освобожденных работника; от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию – 3 освобожденных работника; от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию – 4 освобожденных работника; от 5001 и более работников согласно штатному расписанию - 5 освобожденных работников. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно. При определении количества работников в структурных подразделениях В Постановлении Правительства РФ от 16 марта 2000 г. №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» установлено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» осуществление государственного надзора в области гражданской обороны Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны. В правовом регулировании гражданской обороны значительная роль принадлежит приказам МЧС России. Приведем, в качестве примеров, некоторые из них. Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583утверждены и введены В последние годы проделана значительная работа по актуализации законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, выработке новых подходов к защите населения и территорий от опасностей минного и военного времени. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», определившие цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы её реализации. Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.068 с.) |