Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области гражданской обороны
В законодательстве и правоприменительной практике каждое слово имеет важное значение. Поэтому при характеристике понятия «полномочия» следует обратить внимание на следующие обстоятельства: понятие «полномочия» в самостоятельном значении законодательством не используется, оно закрепляется в нормативных правовых актах во взаимосвязи с каким-либо государственными органами, должностными лицами и т.п.; сущность понятия «полномочия» раскрывается в правовой науке по-разному, однако в самом простом виде их можно представить в виде совокупности предоставленных субъекту прав и возложенных на него обязанностей. В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в неё входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти её субъектов. Кроме того, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Содержание главы II Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ Органы государственной власти Российской Федерации. В число рассматриваемых государственных органов, обладающих полномочиями в области гражданской обороны, включены: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти. Президент России в соответствии с Конституцией Российской Федерации[51] обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности. Их можно обобщить по следующим сферам: формирование федеральных органов государственной власти; участие в законотворчестве;
функционирование исполнительных органов государственной власти; обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; внешняя политика и оборона; иные сферы государственной деятельности[52]. Ст.5 Закона о гражданской обороне определяет следующие полномочия Президента Российской Федерации: определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны («Основы государственной политики Российской Федерации утверждает, а также вводит в действие на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям Правительства Российской Федерации в соответствии со ст.6 Закона о гражданской обороне относятся: обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданской обороны (с учетом положений ст.114 Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»); руководство организацией и ведением гражданской обороны (п.1 ст.11 Закона издание нормативных правовых актов в области гражданской обороны и организацию разработки проектов федеральных законов в области гражданской обороны (Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 №576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»);
определение порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне определение порядка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; определение порядка подготовки населения в области гражданской обороны (утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841); определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309), а также порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379); определение порядка приведения в готовность гражданской обороны (полномочие введено Федеральным законом от 30.12.2015 № 448-ФЗ); осуществление иных полномочий в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определена трехзвенная система указанных органов – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основным различием между данными субъектами административного права является отнесение к компетенции министерств нормотворческой функции, а также административное курирование подведомственных служб и агентств. Федеральные службы осуществляют надзор за правоприменением субъектами того же административного права действующего законодательства в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства, а федеральные агентства, в свою очередь, выступают «финансистами» всей деятельности, подведомственной федеральным министерствам[53]. В ст.7 Закона о гражданской обороне закреплено, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимают нормативные акты в области гражданской обороны[54], доводят разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны; организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств (в соответствии с п.4. Положения
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Например, в соответствии с пп. «б» п. 24 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21.02.2012 № 333, в целях реализации задачи, связанной с оповещением личного состава и населения военных городков об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основными мероприятиями гражданской обороны являются: включение объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, в централизованные системы оповещения военных округов и флотов, системы централизованного оповещения гражданской обороны, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны; создание радиосетей гражданской обороны гарнизонов, модернизация систем радио- и проводной связи; создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении Среди федеральных органов исполнительной власти особо следует отметить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое (в соответствии со ст.13 Закона о гражданской обороне) в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны уполномочено на решение задач в области гражданской обороны, осуществление соответствующего нормативного регулирования,
В части, касающейся гражданской обороны, указанное Положение (п.7) устанавливает следующие задачи МЧС России: выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны; организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны; осуществление управления в области гражданской обороны; осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны. Положение также определяет значительный массив функций (п.8), которые возложены на МЧС России при разработке и представлении Президенту Российской Федерации и (или) Правительству Российской Федерации: предложений по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны; проектов законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны; проектов плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в действие данного плана на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично; предложений о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации; проекта Положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации; проекта положения о гражданской обороне в Российской Федерации; предложений по отнесению территорий к группам по гражданской обороне; перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны и др. 4.3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации. Кроме того, Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Закон о гражданской обороне определяет полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в значительной степени похожи на рассмотренные выше полномочия государственных органов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения (например, распоряжением первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 12.10.2001 № 108-РЗМ утверждены «Рекомендации по разработке планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций административных округов, районов г. Москвы, департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, городских служб гражданской обороны и организаций»); создают и поддерживают в пределах своих полномочий в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны (например, часть указанных сил и средств определена Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2005 № 715-ПП организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны (например, распоряжением префектуры Северного административного округа создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны (например, Постановлением Правительства Москвы планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время (например, распоряжением префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы от 13.07.2015 № 414-рп утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Зеленоградского административного округа Москвы); создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (например, Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009 № 447-ПП утверждено Положении об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»). Таким образом, в Законе о гражданской обороне и изданных в его развитие нормативных правовых актах определены вопросы государственного участия в выполнении системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон о гражданской обороне к этим органам на федеральном уровне относит Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (особое место среди которых занимает МЧС России). На субъектовом уровне государственные органы представлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон Местное самоуправление осуществляется, с одной стороны, непосредственно населением путем выборов, референдумов, сходов, собраний и конференций граждан и в других формах прямой демократии. В то же время, опосредованно оно осуществляется через органы местного самоуправления. Как следует из ст.2 Закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольно-счетный орган муниципального образования; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. С понятием «местное самоуправление» как формой осуществления власти тесным образом связано понятие «муниципальное образование», характеризующее территориальные пределы осуществления местного самоуправления (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения). Полномочия органов местного самоуправления определяют нормативные правовые акты трех уровней: федерального (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные федеральные нормативные правовые акты); субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ, законы муниципального (муниципальные нормативные правовые акты). В п.2 ст.8 Закона о гражданской обороне закреплены полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; В соответствии с пп. «в» п.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В соответствии с п.13 данного постановления Правительства РФ «в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке[56] могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению»; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. Отечественное законодательство довольно часто использует понятие «устойчивое функционирование» (в Указе Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», в Указе Президента РФ от 02.07.1996 № 1012 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации», в Постановлении Правительства РФ от 06.09.2013 № 786 «О Правительственной комиссии по обеспечению устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Сибири и Дальнего Востока» и др.). Под устойчивостью функционирования объекта будем понимать способность объекта производить продукцию установленного объема и номенклатуры или выполнять свои функциональные задачи в условиях реализации опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера[57]; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.С учетом требований Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах; зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения. Данное полномочие вменено органам местного самоуправления Федеральным законом от 28.12.2013 №404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях определил Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», в котором подробным образом детализированы рассмотренные выше полномочия органов местного самоуправления.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.063 с.) |