Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для информационного обеспечения управления в рсчс создана автоматизированная информационно-управляющая система (аиус рсчс).
АИУС РСЧС – система, предназначенная для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчинённых АИУС РСЧС была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации[65] и продолжает постоянно развиваться. В современной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[66] подчеркивается её новое направление развития Основные целисоздания АИУС РСЧС: сокращение среднего времени реагирования на чрезвычайную ситуацию, которое достигается за счет того, что система исключает многократный ввод одних и тех же данных, обеспечивает автоматическую передачу сведений о чрезвычайных ситуациях практически без задержек на все вышестоящие уровни управления РСЧС обеспечение возможности не только реагирования на ЧС, но и выработки прогнозов возникновения и развития катастроф. Главное назначение АИУС РСЧС – информационное обеспечение и автоматизация деятельности подведомственных МЧС России органов управления, связанных АИУС РСЧС обеспечивает сбор информации, имеющей отношение к предупреждению и ликвидации ЧС, обработку этой информации, подготовку вариантов решений и рекомендаций по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, представление этой информации руководству МЧС России. К информации по предупреждению и ликвидации ЧС относятся данные о состоянии потенциально опасных объектов и природной среды, об экологической обстановке, о состоянии сил и средств, привлекаемых для действий в чрезвычайных ситуациях, о наличии и состоянии запасов и резервов, о ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Пользователями (абонентами) АИУС РСЧС являются органы управления РСЧС. Основными функциями АИУС РСЧС являются: сбор от абонентов (пользователей) системы и обработка оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов экономики и инфраструктуры, природной среды, сил и средств РСЧС, о наличии и состоянии запасов и резервов; сбор и обработка данных об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, сложившейся обстановке, состоянии сил и средств ГО и доведение этой информации до органов управления; прогнозирование последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; подготовка исходных данных для принятия решений на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и планирование их выполнения, выработка вариантов возможных решений и планов; подготовка рекомендаций и вариантов решений по прогнозу чрезвычайных ситуаций и действиям при их ликвидации; сопряжение с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС; передача необходимой информации органам управления РСЧС всех уровней обеспечение управления действиями сил и средств ГО непосредственно оповещение должностных лиц (органов управления) ГО, доведение сигналов накопление, хранение и выдача данных о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах (зонах) страны (сопредельных государств), о силах, средствах и ресурсах ГО, а также способах предотвращения и ликвидации ЧС; создание и ведение баз данных картографической информации с тематическим наполнением, обеспечение функционирования геоинформационных систем и обмена видеоинформацией;
информационная поддержка принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобилизационной подготовке экономики, дальнейшему совершенствованию и развитию гражданской обороны[67]. АИУС РСЧС построена как территориально распределенная система расположенных по всей стране региональных, республиканских, краевых, областных информационно-управляющих центров, городских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных (Рисунок 5.2). Такая структура обеспечивает возможность управления действиями
Рисунок 5.2. Структура АИУС РСЧС Функционально АИУС РСЧС состоит из основной, резервной и дублирующей подсистем, в состав которых включены (основная номенклатура средств): функционально-ориентированные комплексы средств автоматизации (КСА), размещаемые на станционных пунктах управления; мобильные КСА (МКСА) подвижных пунктов управления (ППУ) и других объектов; абонентские комплекты пользователей (АКП); КСА взаимодействия с внешними (по отношению к МЧС России) структурами (КСАВ); цифровая сеть связи и передачи данных (ССПД), обеспечивающая телефонную, телеграфную, факсимильную, селекторную связь, передачу сигналов оповещения, обмен данными (формализованными и неформализованными сообщениями; доступ к удаленным файловым или WEB -серверам и базам данных), передачу видеоинформации. Функционально-ориентированные КСА включают: ситуационные центры (СЦ), предназначенные для информационного обеспечения процессов коллективной выработки и принятия решений координационными органами РСЧС; КСА постоянно действующих органов управления РСЧС (КСА-ПОУ), предназначенные для подготовки вариантов решений по поддержанию функционирования КСА органов повседневного управления РСЧС (КСА-ОПУ), предназначенные для подготовки вариантов решений по ликвидации ЧС; КСА центров мониторинга и прогнозирования ЧС (КСА-ЦМП), предназначенные для подготовки вариантов решений по предупреждению ЧС. Примерами КСА-ОПУ являются Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России и автоматизированные системы единых дежурно-диспетчерских служб. На основе перечисленной номенклатуры средств создаются объектовые комплексы (ОК) средств автоматизации АИУС РСЧС требуемого назначения и необходимой конфигурации. Каждый из таких ОК, размещаемый в здании, сооружении или ППУ, может включать несколько функционально-ориентированных КСА, а также комплекс средств связи и телекоммуникаций из состава ССПД. Автоматизация управленческой деятельности в АИУС РСЧС осуществляется посредством решения взаимосвязанных функциональных задач, которые представляют собой информационные технологии обработки на ЭВМ определённых исходных (входных) данных и выдачи результатов этой обработки в удобном для дальнейшего использования виде с соответствующим специальным программным, информационным, лингвистическим, математическим (алгоритмическим), организационным обеспечением. С целью повышения эффективности процессов разработки, эксплуатации
Функциональные задачи АИУС РСЧС классифицируются по таким аспектам (признакам): орган управления и пользователь функциональной задачи; режим функционирования мирного времени (повседневный, повышенной готовности, ЧС) или в особый период (перевод ГО с мирного на военное положение вид ЧС, для управления мероприятиями по предупреждению или ликвидации которой предназначена задача; функция процесса управления, которой предназначена задача; функция процесса управления, которую поддерживает задача. По этим функциям задачи делятся на следующие основные классы: сбор данных; прогнозирование обстановки; оценка и контроль обстановки; подготовка данных для принятия решения и планирования его реализации; представление данных вышестоящим, взаимодействующим и подчиненным органам управления; способность функциональной задачи к комплексированию с другими задачами; тип информационной технологии, используемый для создания функциональной задачи (информационная задача, расчетная задача, экспертная система и т.п.); способ общения пользователя с функциональной задачей (пакетный, диалоговый); способ инициализации задачи (автоматически, по запросу) и другие аспекты. АИУС РСЧС функционирует как в мирное время (в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение). При этом возможности комплексов средств автоматизации в зависимости от режима функционирования меняются. В режиме повседневной деятельности объектовые комплексы средств автоматизации всех уровней АИУС РСЧС обеспечивают работу органов управления РСЧС на подведомственной территории. Контролируется состояние объектовых комплексов и системы в целом, организуются тренировки и учения органов управления, сил и средств РСЧС, разрабатываются и совершенствуются планы действий в экстремальных условиях, перспективные планы профилактики чрезвычайных ситуаций, дальнейшего развития и совершенствования РСЧС Решаются задачи кадрового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности МЧС России
В режиме повышенной готовности комплексы средств автоматизации обеспечивают деятельность органов управления РСЧС по приведению в готовность к возможным действиям органов управления и сил РСЧС, принятию оперативных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, снижению возможного ущерба. Уточняются причины, вызвавшие ухудшение обстановки, осуществляется прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций и их развития. Усиливается контроль над состоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Для обоснования мер по ликвидации угрозы чрезвычайных ситуаций осуществляются расчеты по привлечению сил и средств, приведению их в высшие степени готовности. При необходимости доводятся команды (распоряжения) на выдвижение части сил в район предполагаемого бедствия и осуществляется контроль их действий, проводится оповещение населения. Усиливаются дежурные службы эксплуатационного персонала АИУС РСЧС. Программно-технические средства приводятся в рабочее состояние для решения соответствующих задач, в том числе подготавливаются к выводу в ожидаемый район бедствия мобильные средства. В режиме чрезвычайной ситуации комплексы средств автоматизации обеспечивают управленческую деятельность органов управления РСЧС по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. Собираются данные об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и сложившейся обстановке, оповещаются соответствующие органы управления и силы РСЧС. АИУС РСЧС обеспечивает решение задач по управлению выдвижением сил и средств в зону бедствия, мероприятиями по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных
АИУС РСЧС в особый период должна обеспечивать поддержку управления мероприятиями по переводу гражданской обороны с мирного на военное положение, а также мероприятиями гражданской обороны непосредственно в военное время. Объектовые комплексы для функционирования в особый период создаются на основе типовых унифицированных решений, принятых в Единой (взаимоувязанной) системе государственного и военного управления (ЕСГВУ). Основное внимание при выполнении дальнейших работ должно быть уделено: коренной модернизации комплексов средств автоматизации федерального и регионального уровня управления; созданию и развитию территориальных звеньев системы; вопросам сопряжения с ведомственными информационными системами РСЧС; развитию аналитических и геоинформационной систем; использованию космической информации для оперативного картирования, оценки масштабов чрезвычайных ситуаций и мониторинга потенциально опасных объектов, а так же созданию подсистемы обеспечения безопасности информации в АИУС РСЧС. Организация информационного обмена в АИУС РСЧС. Основными принципами, положенными в основу организации обмена информацией, являются: сбор информации «снизу – вверх» в соответствии с административно-территориальным делением; устранение избыточности информации, передача данных в случае появлений отклонений; агрегирование информации по мере повышения уровня пользователей; приоритетность передачи и обработки сообщений в соответствии с характером и возможными последствиями ЧС; обеспечение возможности ввода данных в АИУС РСЧС с любого звена в случае их доставки транспортным путём или при получении речевых донесений по телефону. Систему информационного обмена образуют: 1. Субъекты информационного обмена, в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях; информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС; совокупность информационных ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС, составляющая техническую основу информационного обмена, строится путем конвергенции на всех уровнях управления различных телекоммуникационных сред в целях формирования единого информационного пространства. 3. Информационные ресурсы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделяются на оперативную и плановую информации. К оперативной информации относятся сведения о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, К плановой информации относятся сведения об административно-территориальных образованиях, об организациях и их деятельности, необходимые для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В плановую информацию в обязательном порядке включаются данные о численности населения административно-территориальных образований и работников организаций. Ответственными за сбор, обработку и передачу оперативной и плановой информации являются органы повседневного управления РСЧС. При сборе, обработке и обмене информацией обязательным условием является соблюдение требований конфиденциальности и защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. 4. В целях ведения автоматизированного учета оперативной информации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует разработку программного обеспечения для сбора, обработки и хранения оперативной информации и электронные формы документов, являющиеся обязательными для заполнения при обмене оперативной информацией. 5. Для сбора плановой информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, имеющие функциональные подсистемы РСЧС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе собранной и обработанной информации формируют базы данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности, осуществляют их актуализацию и представляют информацию о структуре баз данных и их формате в базу данных МЧС России. Для учета имеющейся плановой информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации 6. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации согласуют каталоги с МЧС России. С целью соблюдения единства принципов построения баз данных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласуют каталоги с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а органы местного самоуправления – с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации. 7. При угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 8. В целях совершенствования системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной почты и т.д.) и регламент информационного обмена для организации информационного взаимодействия. В целях единого статистического учета чрезвычайных ситуаций МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях и направляет их через свои территориальные органы субъектам информационного обмена. 9. Базы данных федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ведутся с использованием автоматизированных информационных систем. МЧС России разрабатывает общие требования к созданию автоматизированных информационных систем для ведения баз данных, доводит их до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организации, а также направляет в свои территориальные органы для доведения их до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Технические задания на разработку автоматизированных информационных систем для ведения баз данных готовятся федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом общих требований к созданию автоматизированных информационных систем для ведения баз данных и согласовываются с МЧС России и его территориальными органами соответственно. 10. МЧС России формирует и ведет каталог баз данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по каталогам баз данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Порядок обмена информацией в АИУС РСЧС определён «Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (приложение Инструкция имеет следующие приложения: 1. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях. 2. Международная шкала событий на АЭС. 3. Сроки представления информации и формы донесений (1/РЕЗ ЧС, 1/ЧС, 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС). Перспективный многоуровневый сегмент АИУС РСЧС-2030 на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одной из основных тенденций развития гражданской обороны является формирование новых подходов к организации внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС. Формирование теории автоматизации процессов управления организационными системами стартовало в середине ХХ века с использованием системного подхода, где применяются в основном эвристические методы управления. В силу возрастания сложности решаемых проблем в зависимости от параметров состояния управления (самоорганизация, нестационарность, нелинейность, многомерность, оптимизация) увеличивается количество предметов автоматизации с включением в него организационно-технических систем (ОТС), построенных на комплексном использовании регулярных методов эвристического подхода и оптимизационного решения задач в области искусственного интеллекта. Перспективными направлениями в этих условиях являются нечёткая логика, экспертные системы, системы естественного языкового общения, распознавания образов, системы на искусственных нейронных сетях и генетических алгоритмах. В общем, это будущие интеллектуальные системы управления. Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в АСУ состоят: в недостаточности информации и знаний о сути произошедших событий, их истоках и возможном развитии (проблема объяснения произошедшего и возможного хода развития); в сложности и многофакторности механизма возникновения и развития событий, неоднозначности причинно-следственных отношений; в психологическом давлении груза ответственности за принимаемое решение Применение ОТС позволят создать структуры и методы синтеза интеллектуальных систем управления (ИСУ), которые устранят эти недостатки. Одним из приоритетных направлений является модернизация и развитие информационно-технической инфраструктуры органов повседневного управления РСЧС, при этом выполняются мероприятия, направленные на повышение эффективности использования информационных систем в деятельности ОУ МЧС России. АИУС РСЧС-2030 – это создаваемая на базе современных ИТ-технологий автоматизированная система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью создания и внедрения АИУС РСЧС-2030 является повышение эффективности деятельности РСЧС, направленной на снижение показателей риска для населения и территорий Российской Федерации, сокращение времени реагирования, повышение эффективности оказания помощи населению, пострадавшему в ЧС путем комплексной автоматизации деятельности органов повседневного управления и подсистем РСЧС. Ядро АИУС РСЧС-2030 – это программная платформа, совокупность программных средств, позволяющих осуществлять интеграцию существующих и создаваемых программных продуктов (функциональных подсистем, программных блоков АИУС РСЧС-2030 включает в себя следующие функциональные элементы: единую интеграционную программную платформу; интерфейс взаимообмена информацией с хранилищем данных; единое хранилище данных; пользовательский интерфейс. Единая интеграционная программная платформа включает следующие базовые функциональные подсистемы: подсистему управления картографическими данными; подсистему мониторинга; подсистему взаимодействия со смежными и внешними системами; подсистему межведомственного взаимодействия; подсистему оперативно-аналитической работы; подсистему оперативного реагирования; подсистему управления; подсистему документооборота. В результате развития АИУС РСЧС-2030 должно быть снижено количество человеческих потерь и материальный ущерб от ЧС за счёт: уменьшения времени и повышения качества подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС; повышения эффективности деятельности НЦУКС по управлению РСЧС на всех уровнях; повышения эффективности взаимодействия звеньев РСЧС на всех уровнях; повышения эффективности и оперативности информационного обмена с международными организациями; сокращения времени реагирования на ЧС; снижения уровня территориального индивидуального риска; повышения уровня информированности населения; повышения качества и охвата оповещения населения; повышения точности расчётных методов; повышения эффективности превентивных мероприятий по предупреждению последствий ЧС. В настоящее время создан и проходит опытную эксплуатацию многоуровневый сегмент АИУС РСЧС-2030 (НЦУКС, ЦРЦ, Крым, Севастополь, Московская область, Приморский край), предназначенный для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатываемые новые структуры и подсистемы включают ранее созданные информационные системы и ресурсы. В состав АИУС РСЧС-2030, вошла «Автоматизированная система Национального центра управления в кризисных ситуациях» (АС НЦУКС), которая была введена в постоянную эксплуатацию в 2015 году. АС НЦУКС предназначена для информатизации и автоматизации деятельности ОДС по сбору, обработке и доведению информации в системе антикризисного управления. Целями создания АС НЦУКС являлись: повышение эффективности сбора, обработки и доведения информации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного обеспечение работы пользователей в единой информационной среде, в соответствии с существующими регламентами работы, и обеспечение дальнейшей интеграции функционирующих систем в единую информационную среду. АС НЦУКС объединила в себе ранее созданные информационные системы В АС НЦУКС интегрированы пять систем ФКУ НЦУКС (Рисунок 5.3).
Рисунок 5.3. Интеграция с системами ФКУ НЦУКС АС НЦУКС состоит из 7 подсистем: подсистема ведения данных по чрезвычайным ситуациям; подсистема ведения данных по природным пожарам; подсистема ведения данных по туристическим группам на туристических маршрутах; подсистема ведения данных по радиационной обстановке; подсистема ведения данных сводного реестра аварийно-спасательных формирований; подсистема ведения данных об объектах транспортной инфраструктуры, объектах промышленности и социально-важным объектам; интеграция АС НЦУКС с системами «БРИЗ», Землетрясения, «ПАУР», «САУР», «ЕСКОР». Программные средства разрабатываются на основе новейших подходов к созданию распределенных корпоративных информационных систем с использованием Web-технологий (XML, DHTML), которые позволяют строить масштабируемые системы практически любой степени сложности. Преимущества разработанных решений: комплексная интеграция с АИУС РСЧС (информационная, функциональная, технологическая и пр.); применение передовых подходов и технологий при создании автоматизированной системы; возможность подключения автоматизированной системы Единой дежурной диспетчерской службы и абонентских пультов, которая позволяет создавать системы автоматизированного мониторинга техногенной среды региона; обработка поступающей информации в реальном масштабе времени; поддержка процессов принятия управленческих решений по предупреждению
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 2472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.079 с.) |