Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И ликвидации последствий стихийных бедствий↑ Стр 1 из 53Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Учебник
Под общей редакцией В.А. Пучкова
Москва 2017 УДК [351.861+351.862.1+355.58] ББК 68.9 Г75 Авторы: Авитисов П.В., Аграновский А.А., Баринов А.В., Белоусов В.Н., Бобарико А.В., Бородин Н.В., Василишин И.И., Говоров Д.Н., Глушаченков А.А., Гудков Б.Н., Ежергин С.С., Ермаков С.И., Заусаев А.А., Коваль Г.М., Кольцов Г.И.,
Рецензенты: Барышев П.Ф., заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, кандидат военных наук; Акатьев С.В., заместитель директора Департамента гражданской обороны Горбунов С.В., главный специалист ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, доктор технических наук.
Г75 Гражданская оборона / Издание 2-е, переработанное. Под общ. ред.
ISBN 978-5-93970-147-1
Материал учебника переработан в соответствии с основными положениями Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696. Допущен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве учебника для курсантов, студентов и слушателей образовательных организаций МЧС России. Может быть использован для подготовки руководителей гражданской обороны, работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
УДК [351.861+351.862.1+355.58] ББК 68.9
© Авторы, 2017 © МЧС России, 2017 © ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, текст, 2017 ISBN 978-5-93970-147-1 © ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), оформление, 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3 ВВЕДЕНИЕ.. 10 ЧАСТЬ 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ.. 25 Глава 1. ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ.. 25 1.1. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ.. 25 1.1.1. Понятие о ядерном оружии. Ядерные заряды и боеприпасы. Средства и способы применения ядерного оружия. 25 1.1.2. Средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. 26 1.2. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ.. 31 1.2.1. Общие сведения о химическом оружии и отравляющих веществах. 32 1.2.2. Средства и способы применения отравляющих веществ. Способы защиты от них. 34 1.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ.. 34 Глава 2. ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ.. 38 2.1. ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ.. 38 2.2. ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ.. 39 2.3. ВОЗМОЖНАЯ ОБСТАНОВКА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРОТИВНИКОМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ.. 47 2.3.1. Возможная радиационная обстановка в очагах поражения. 47 2.3.2. Возможная химическая обстановка в очагах поражения. 51 2.3.3. Возможная медицинская обстановка в очагах поражения. 54 2.3.4. Возможная обстановка в очагах биологического поражения. 59 2.3.5. Возможная пожарная обстановка в очагах поражения. 60 2.3.6. Возможная инженерная обстановка в очагах поражения. 63 2.3.7. Возможная обстановка в очагах комбинированного поражения. 68 2.4. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ.. 70 2.5. РАЗВИТИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ. ОРУЖИЕ НА НОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ.. 77 ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 81 Глава 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 81 3.1. РОЛЬ И МЕСТО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.. 81 3.2. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 82 3.3. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 86 3.3.1. Спасательные воинские формирования МЧС России. 86 3.3.2. Подразделения Государственной противопожарной службы.. 93 3.3.3. Аварийно-спасательные службы.. 94 3.3.4. Нештатные аварийно-спасательные формирования. 96 3.3.5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне 100 3.3.6. Спасательные службы.. 103 3.3.7. Специальные формирования. 109 3.4. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 114 3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 118 3.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 123 Глава 4. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 128 4.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 128 4.2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 139 4.3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 4.4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 149 4.5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 152 В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 152 Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ.. 154 5.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ 154 5.2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ.. 159 5.3. ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ.. 165 5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 170 5.5. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ.. 178 Глава 6. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 193 6.1. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 193 6.2. ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.. 200 6.3. ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ... 206 6.4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ... 217 6.5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СВЕТОВОЙ МАСКИРОВКЕ И ДРУГИМ ВИДАМ МАСКИРОВКИ.. 231 6.6. ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОСТЕЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.. 239 6.7. ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, 6.8. БОРЬБА С ПОЖАРАМИ, ВОЗНИКШИМИ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ.. 251 6.9. ОБНАРУЖЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЙОНОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ, ХИМИЧЕСКОМУ, БИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЛИ ИНОМУ ЗАРАЖЕНИЮ... 257 6.10. САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА НАСЕЛЕНИЯ, ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ЗДАНИЙ 6.11. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА В РАЙОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО 6.12. СРОЧНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.. 271 6.13. СРОЧНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.. 276 6.14. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.. 280 6.15. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ СИЛ И СРЕДСТВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 287 ЧАСТЬ 3. ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 293 Глава 7. ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ.. 293 7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ.. 293 7.2. ПРИВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ГОТОВНОСТЬ. 298 7.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ.. 300 7.3.1. Подготовка к действиям в очагах поражения. 300 7.3.2. Организация и проведение АСДНР в очагах ядерного поражения. 303 7.3.3. Организация и проведение АСДНР в очагах химического поражения (зонах химического заражения) 308 7.3.4. Организация и проведение АСДНР в очагах комбинированного поражения. 310 7.3.5. Организация и проведение АСДНР при применении обычных средств поражения 312 7.3.6. Организация и проведение АСДНР в зонах затопления. 313 7.3.7. Организация и проведение АСДНР в очагах биологического поражения. 314 7.3.8. Особенности проведения АСДНР в особых условиях. 318 7.3.9. Организация всестороннего обеспечения в ходе выполнения АСДНР. 321 Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 326 8.1. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 326 8.2. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА.. 334 8.3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 342 8.4. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 351 8.5. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 360 8.6. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 362 8.7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 367 8.8. ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 368 8.9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 373 8.10. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 380 Глава 9. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ... 388 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 401 ЛИТЕРАТУРА.. 403
ВВЕДЕНИЕ Задачи по обеспечению суверенитета Российской Федерации, её независимости, государственной и территориальной целостности, защите конституционных прав граждан являются приоритетными задачами нашего государства. Благодаря активной работе в этом направлении в последнее десятилетие возросла роль России в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы была весьма актуальной на протяжении всей истории человечества. В России проблемы по подготовке В ходе войны воюющие стороны впервые использовали аэропланы и дирижабли для нанесения ударов с воздуха по населённым пунктам, находившимся на значительном удалении от линии фронта. Попытки разрушить экономику и систему государственного управления, а также деморализовать население противника воздушными налётами оказались перспективными. В дальнейшем, для решения задачи нанесения ударов по тыловым объектам противника был взят курс на развитие военной авиации. В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха. После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду. Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения Таким образом, Первая мировая война и появление военной авиации, особенно бомбардировочной, положили начало развитию средств противовоздушной обороны, а также мерам по организации самозащиты населения. Однако не только появление авиации, но и ещё одно очень важное событие, произошедшее в период Первой Этим событием было первое применение в ходе боевых действий химического оружия у реки Ипр 22 апреля 1915 года подразделениями 4-ой германской армии против англо-французских войск. В результате газовой атаки было поражено около В 1915 году в России был разработан фильтрующий противогаз, состоящий из резинового шлема конструкции русского инженера М.И. Кумманта и противогазной коробки русского химика Н.Д. Зелинского, снаряжённой активированным углем для поглощения парообразных отравляющих веществ. Противогазы свели на нет первый успех газовых атак немцев на фронте. При этом тыл страны оставался фактически беззащитным. Таким образом, Первая мировая война предопределила создание новых организационно-штатных структур по защите войск, населения и территории тыла от опасностей, вызванных военным противостоянием враждующих сторон. Сразу же после установления в России в 1917 году советской власти, руководство страны вынуждено было незамедлительно принять меры к укреплению противовоздушной и противохимической обороны. Так, когда в феврале 1918 года германские войска, нарушив перемирие, начали наступление на Петроград, в это исключительно тяжёлое для страны время были приняты все меры для противовоздушной Определённые обязанности по противовоздушной обороне и противохимической защите штаб воздушной обороны возложил на жителей города и домовые комитеты (домкомы). Перед ними, в частности, ставились задачи по осуществлению противопожарных мероприятий и организации первой медицинской помощи пострадавшим, а также изысканию для этих целей необходимых материалов. Об угрозе воздушного нападения противника население оповещалось сиренами и гудками предприятий. Порядок поведения рабочих и служащих и неработающего населения во время налёта определялся специальной инструкцией. В период с 20 февраля по 3 марта 1918 года германская авиация неоднократно пыталась прорваться к Петрограду. Впервые в своей истории город был подвергнут воздушной бомбардировке 2 марта 1918 года, в результате которой 3 человека было убито, 5 ранено, нанесён серьёзный материальный ущерб. Революционный комитет обороны города 3 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» довёл до сведения жителей перечень мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне города. Основным средством защиты от отравляющих веществ уже в это время являлся противогаз. Тому, кто его не имел, предписывалось изготовить маску из 20-30 слоёв марли, которую перед применением необходимо было смачивать специальным раствором. Это были первые самые элементарные и доступные всем меры противохимической защиты. Аналогичные мероприятия в годы интервенции и гражданской войны проводились и в ряде других городов. После окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции руководство страны принимало необходимые меры к укреплению обороноспособности страны, так как опасность агрессии сохранялась. Во всех ведущих странах шло активное наращивание и совершенствование военной авиации, росла её ударная мощь. Некоторые военные специалисты с цинизмом заявляли о применении в будущей войне бактериологического и химического оружия, о нанесении внезапных бомбардировочных ударов по наиболее важным административно-политическим и экономическим центрам, военным объектам и районам отмобилизования войск. В соответствии с теорией «воздушной войны» итальянского генерала Дж. Дуэ считалось, что «грядущая война будет вестись в основном против безоружного населения городов До 1932 года все мероприятия по защите тыла страны от ударов авиации подразделялись на активную и пассивную противовоздушную оборону (ПВО). Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная – силами и средствами гражданских организаций, предприятий Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днём рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР. Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки (и особенно, светомаскировки) населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха; ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны. Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объёме. Организационная структура МПВО определялась её задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 года Для решения задач МПВО организовались соответствующие силы: воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов; добровольные формирования МПВО (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчёта: 15 человек от 100 – 300 рабочих и служащих – на предприятиях и в учреждениях и от 200 – 500 человек жителей – при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, – из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонных организаций. Таким образом, в предвоенные годы в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территории страны от вооружённого нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта и коммунального хозяйства в военное время. Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В первые же дни фашистская авиация, руководствуясь общим планом «молниеносной войны», подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов нашей страны, в том числе Киев, Минск, Севастополь, Одессу, Кишинев, Каунас, Мурманск. Враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, сорвать мобилизацию в западных районах страны, посеять панику среди населения. Принятые руководством страны и местными органами власти решительные меры позволили мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР. Советские люди, объединённые в различные формирования, команды и группы самозащиты, составили огромную армию бойцов МПВО, вставшую на защиту страны от воздушных налётов противника. Всего на города и объекты тыла нашей страны во время войны было совершено более 30 тысяч групповых и одиночных налётов, сброшено около 600 тысяч фугасных авиабомб общим весом более 70 тысяч тонн и около 1 миллиона зажигательных авиабомб. МПВО обеспечила защиту в убежищах и укрытиях более 25,5 млн. человек. Медико-санитарная служба оказала помощь 135,2 тысячам пострадавших граждан. Противопожарная служба ликвидировала 10 133 пожара и без малого 78 тысяч возгораний. Силы МПВО ликвидировали 2 744 очага поражения и разобрали свыше 435 м3 завалов. Пиротехнические подразделения МПВО обезвредили 432 тысячи фугасных Главный итог деятельности МПВО страны в военное время состоит в том, что она обеспечила сохранение жизни и здоровья миллионам людей, ослабила разрушительное воздействие воздушных ударов противника. В этом убедительное доказательство её эффективности и правильной организации. Война показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в чрезвычайных ситуациях относится к важнейшим функциям государства Опыт послевоенной деятельности МПВО вскоре оказался востребованным при ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения, произошедшего в ночь с 5 на 6 октября 1948 года. Полученный опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для совершенствования МПВО, организации и ведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия. В конце 50-х годов ХХ столетия с появлением ракетно-ядерного оружия встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты тыла, о более надёжном обеспечении безопасности населения в военное время. В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общего<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.016 с.) |