Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институциональные особенности Российского государства в дооктябрьский периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. При рассмотрении институциональных особенностей государственно-правового или любого иного, сложного социально значимого явления, отечественные и зарубежные авторы обращают внимание прежде всего на структурно-функциональные особенности данного явления как системы, а также - на особенности социально-правового статуса формирующих данную систему элементов. Российское государство дооктябрьского (1917 г.) периода своего развития, равно как и последующих периодов, в этом плане не является исключением. В силу этого изучение его с институциональных позиций с неизбежностью предполагает, помимо всего прочего, выявление и рассмотрение не только системы государственно-правовых институтов, функционирующих в пределах данного периода, но и определение социально-правового статуса каждого из них, выступающих в качестве структурных элементов этой системы. По сравнению с другими периодами развития Российского государства его институциональные особенности в дооктябрьский период предопределяются рядом таких разнообразных факторов, которые ассоциируются: а) с особенностями процесса возникновения, становления и развития Российского государства, а вместе с ним и права. При этом имеется в виду тот исторический факт, что на основной территории русского государства сложился изначально, в отличие от других государств, не рабовладельческий, а феодальный строй; б) с разнотипностью государственных образований, возникавших и функционировавших в данный период эволюции Российского государства; в) с длительностью дооктябрьского периода развития Российского государства по сравнению с другими периодами, в течение которого радикально изменялись значимые "компоненты" Российского государства, включая форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Исходя из особенностей развития Российского государства в дооктябрьский период и прежде всего - из длительности данного периода, исследователи истории государства и права России, не без оснований подразделяют его, в целях более глубокого и разностороннего познания рассматриваемой материи, на ряд исторически связанных между собой этапов. Это такие этапы, как: Древняя Русь (IX-XII вв.); период самостоятельности феодальных государств Древней Руси (XII-XIV вв.); Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.); Российская империя периода абсолютизма (XVIII - середина XIX в.); Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX - начало XX в.) и Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)*(414). Между этими этапами, так же как и между различными периодами - дооктябрьским, советским и постсоветским - развития Российского государства, существует не только историческая связь, но и глубокая преемственность. В исторической литературе совершенно верно акцентируется внимание на том, что "историческая преемственность в развитии государства и права - главная методологическая предпосылка" курса истории. Верно подмечается, что "все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы". Связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе"*(415). Применительно к рассматриваемому периоду развития Российского государства можно с полной уверенностью и определенностью сказать, что институциональная составляющая раннефеодального государства - государства Киевской Руси - подготавливает почву и трансформируется в более поздние феодальные государственные образования, а последние, в свою очередь, формируют основу и создают условия для перехода позднефеодального образования к раннекапиталистическому, институциональному и иному образованию. Будучи однотипными по своей сущности и содержанию феноменами, феодальные государственные образования, возникающие на разных этапах дооктябрьского периода развития российского общества и государства, обладают не только своими институциональными особенностями, но вместе с тем имеют ряд общих признаков и черт, а также - институтов, дающих основание говорить об относительном единстве и целостности институциональной составляющей Российского государства в рассматриваемый период. 2. Говоря об институциональных особенностях государственных образований, существовавших на разных этапах развития Российского государства в дооктябрьский период, необходимо заметить, что они заключались не только в наличии тех или иных институтов, но и в различии свойственных им правовом статусе. В этом нетрудно убедиться при рассмотрении в сравнительном плане системы государственно-властных институтов Древнерусского государства и всех последующих за ним государственных образований. Какие институты были свойственны Древнерусскому государству и другим государственным образованиям в рассматриваемый период? Каков был их правовой статус и какие функции они выполняли? Отвечая на эти и другие им подобные вопросы применительно к Древнерусскому государству, следует обратить внимание прежде всего на институт главы государства - великого князя, который был по сути типичным феодальным монархом. На ранних стадиях существования Древнерусского государства его функции сводились, по свидетельству историков, к формированию вооруженных отрядов, сбору дани, налаживанию внешней торговли и др. На более поздних стадиях развития Древнерусского государства функции великого князя значительно расширились за счет управленческой деятельности, связанной с назначением местной администрации, руководством внешними сношениями, а также осуществлением законодательных и судебных функций. В своей повседневной деятельности великий князь опирался на такой институт, как совет крупных феодалов - бояр, духовенства и "княжих мужей", который вместе с князем решал ряд весьма важных вопросов управления государством, осуществления внешней политики, законодательной и иной деятельности. Управление различными видами дворцового хозяйства великого князя возлагалось на институты тиунов и старост, которые со временем превратились в управляющих отраслями княжеского хозяйства. Существовавшая на ранних стадиях развития Древнерусского государства десятичная, "численная" система управления, выросшая из военной организации, когда начальники воинских подразделений - десятские, сотские и тысяцкие - стали руководителями определенных звеньев государства, - эта система управления со временем заменяется дворцово-вотчинной системой, при которой значительная политическая власть принадлежит боярину - вотчиннику*(416). Среди других институтов, свойственных Древнерусскому государству, в научной литературе рассматриваются такие как: а) периодически созываемые съезды верхушки феодалов, решавшие междукнязевские споры и некоторые другие политически значимые вопросы; б) вече, выросшее из древнего народного собрания, к компетенции которого относились вопросы налогообложения, обороны города и другие; в) органы местного управления, к числу которых относились институты посадников (наместников) в городах и волостелей в сельской местности. В своей деятельности органы местного управления опирались на вооруженные отряды, руководимые десятскими, сотскими и тысяцкими*(417). 3. По мере развития Российского государства по пути централизации государственной власти и формирования с середины XVI в. сословно-представительной монархии, просуществовавшей вплоть до второй половины XVII в., в институциональном плане, равно как и в других отношениях, в стране произошли значительные изменения. Они выразились, во-первых, в расширении и усилении властных полномочий главы государства - монарха, который с 1547 г. стал именоваться царем*(418). Значительные полномочия монарха распространялись практически на все основные сферы жизнедеятельности государства. Титул царя передавался по наследству. Во-вторых, в создании и функционировании таких сословно-представительных институтов как земские соборы. В их состав входили царь, Боярская дума как постоянно действующий орган, обладающий законодательными полномочиями и решающий совместно с царем наиболее важные государственные вопросы, и Освященный собор, выступающий в виде высшего коллегиального органа Православной Церкви. Используя современную парламентскую терминологию, исследователи именуют совокупность данных институтов верхней палатой, члены которой не избирались, а участвовали в ее работе в соответствии с занимаемым положением. В отличие от верхней палаты, нижняя палата была представлена выборными от дворянства и верхов посадских людей (крупное купечество и другие) членами. Хотя, как свидетельствуют историки, "выборы в нижнюю палату проводились не всегда". Иногда при срочном созыве собора представители нижней палаты приглашались царем или должностными лицами на местах*(419). Земские соборы как весьма важные государственные институты, периодически созывавшиеся с середины XVI в. (первый из них состоялся в 1549 г.) до середины XVII в., решали также принципиально значимые для жизнедеятельности государства вопросы, как: избрание или утверждение царя, введение новых налогов, вопросы войны и мира, а также другие вопросы внутренней и внешней политики Российского государства. В-третьих, институциональные изменения, возникшие в условиях сословно-представительной монархии, проявились также, помимо сказанного, в полном переходе в середине XVI в. дворцово-вотчинной системы управления государством к приказной системе управления. Для этой системы был свойственен жесткий бюрократический стиль и строгое подчинение нижестоящих институтов управления вышестоящим. В разветвленной системе приказных институтов управления, сложившейся к середине XVII в., важную роль выполняли также институты, как военно-административные приказы, судебный приказ, посольский приказ, поместный и другие приказы. В-четвертых, значительные изменения в системе управления Российским государством на этапе его полного перехода от дворцово-вотчинной к сословно-представительной системе управления проявились на уровне местного управления. Наряду с проводившимися с середины XVI в. в масштабе России реформами в административной, финансовой и военной областях, в начале XVII в. реорганизация произошла и в системе местного управления. Ранее существовавшая так называемая система кормления была заменена новой системой, основанной преимущественно на принципах самоуправления. Выполнение административных, полицейских и даже военных функций возлагалось на институт воевод, которые назначались центральной властью. Воеводам подчинялись введенные еще в середине XVI в. губные органы ("губные избы"), которые избирались из определенных слоев населения, и земские органы ("земские избы"), к ведению которых относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. В своей деятельности воевода опирался на специально созданный аппарат - "приказные избы", в состав которых входили приставы, дьяки и ряд других должностных лиц*(420). Наряду с названными изменениями институционального характера, произошедшими в рамках и в условиях сословно-представительной монархии в структуре государственной власти и управления Российского государства, в это время имели место и многие другие аналогичные изменения. Они касались, например, реформирования вооруженных сил, связанного с упорядочением системы организации дворянского ополчения, созданием постоянного стрелецкого войска, с появлением в начале XVII в. постоянных драгунских и других полков, ставших, как подчеркивают исследователи, прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России лишь в XVIII в.*(421) Все эти и другие им подобные институциональные изменения свидетельствовали, с одной стороны, об особенностях системы управления Российским государством в рассматриваемое время, с другой - о завершении ее формирования на центральном и местном уровнях. Последнее в полной мере способствовало созданию необходимых условий не только для дальнейшего развития сословно-представительного характера Российского государства, но и для постепенного перехода его от сословно-представительной монархии к абсолютной, а в последующем - и к конституционной монархии*(422). 4. Чем отличались в институциональном плане данные этапы и формы развития Российского государства от всех предшествующих им форм и этапов его развития? Отвечая на этот и другие ему подобные вопросы, следует заметить, что в принципиальном отношении особого различия между этими однотипными государственно-правовыми явлениями, по логике вещей, не должно быть. Однако в действительности это отнюдь не исключает, а, скорее, наоборот, с неизбежностью предполагает наличие у каждого из этапов развития Российского государства и его форм своих особенностей, порожденных конкретными социально-экономическими, политическими и иными условиями, в которых государство существует и функционирует. Для российского абсолютизма были характерны, как отмечают исследователи, следующие условия, предопределившие характер и особенности его государственно-правового механизма, а также статус формирующих этот механизм отдельных институтов. Это: а) возникновение его в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капитализма, как это имело место в европейских странах; б) выступление в качестве социальной опоры российского абсолютизма крепостнического дворянства и служилого сословия, в отличие от европейского абсолютизма, который опирался на союз дворянства и городов; в) сочетание процесса становления российского абсолютизма с расширением территориального пространства России и с усилением вмешательства государства во все сферы жизни общества и отдельного человека; г) культивирование патриархальной идеологии, оправдывавшей необходимость для блага государства и общества власти абсолютного монарха и представлявшего последнего в образе отца отечества и народа, знающего все нужды и чаяния своих детей, а посему воспитывающего их, поучающего и при необходимости наказывающего их. На отдельных этапах развития абсолютной монархии в России ее идеологией становился экспортируемый с Западной Европы "просвещенный абсолютизм"*(423). В институциональном плане для российского абсолютизма были свойственны, аналогично многим другим подобного рода монархическим образованиям, такие признаки и черты, как: 1) сосредоточие всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного лица - абсолютного монарха. Во второй половине XVII в., свидетельствуют в связи с этим историки, в России "не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период"*(424); 2) формирование и дальнейшее развитие профессионального государственного аппарата. Данная работа проходила на разных уровнях и совершалась, как свидетельствует история, в течение длительного времени. Дело в том, как верно подмечают исследователи, что "переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали и перестройку всего государственного аппарата". Эти позитивные мероприятия, - поясняют авторы, - по реконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым условиям классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правление Петра I и Екатерины II*(425); 3) создание сильной постоянной армии. Этот процесс шел со второй половины XVII в. и до конца первой четверти XVIII в. Огромную роль при этом сыграла военная реформа Петра I, которая рассматривается экспертами как "одно из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в."*(426). В процессе создания новой российской армии в конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило существование дворянское конное ополчение, были созданы так называемые "потешные" полки, составившие ядро новой, построенной на регулярной основе, армии. В период 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования регулярной армии. Офицерский состав комплектовался из дворян, а солдатский из крестьян и горожан. Управление армией осуществлялось централизованно через Приказ военных дел и другие приказы. Наряду с общеродовыми признаками и чертами, свойственными российскому абсолютизму как явлению, у него были и свои особенности. В качестве одной из них с институциональной точки зрения можно указать, в частности, на отмирание по мере перехода к абсолютизму сословно-представительных институтов - органов и учреждений, таких, например, как земские соборы, которые собирались в последний раз в полном составе в 1651 и 1653 гг., или Боярская дума, окончательно упраздненная Петром I в самом начале своей реформаторской деятельности. Одновременно с упразднением изживших себя сословно-представительных институтов, во время перехода к абсолютной монархии в России и ее функционирования, в стране создавались новые институты, такие, например, как учрежденный Петром I Сенат, выполнявший функции высшего "законосовещательного", административного и судебного органа, или созданный Екатериной II в 1726 г. Верховный тайный совет, значительно оттеснивший от государственно-правового механизма Сенат. Процесс упразднения старых, изживших себя сословно-представительных институтов, с одной стороны, и создания новых органов и учреждений, призванных обслуживать интересы абсолютной монархии, - с другой, является вполне логичным и закономерным процессом, поскольку в силу своей специфики новая, "абсолютистская" власть не могла опираться и использовать институты, обслуживавшие интересы прежней, сословно-представительной власти. В научной литературе в связи с этим верно подчеркивалось, что "абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов"*(427). 5. Аналогичным образом, в плане упразднения прежних институтов и создания новых, обстояло дело также и на последующих этапах развития Российского государства, в частности, на этапе его перехода от абсолютной монархии к конституционной. При этом одна из ключевых особенностей этого этапа, рассматриваемого в институциональном плане, состоит в том, что ряд возникающих во второй половине XIX в. институтов были неразрывно связаны и в значительной степени обусловлены проводимыми в стране реформами, а другие государственно-значимые институты были порождены революционными событиями 1905 г. и февральской революцией 1917 г. В числе первых следует назвать своего рода "отраслевые" институты, связанные с проведением Крестьянской реформы 1861 г., Земской реформы 1864 г., Городской реформы 1870 г., Судебной реформы 1864 г., а также полицейской и военной реформ 60-70-х гг. Важную роль на пореформенном этапе приобрело министерство внутренних дел, располагавшее широкой сетью своих органов на местах*(428). Сохраняя за собой статус неограниченного монарха на рассматриваемом этапе развития российского общества, император опирался в управлении страной на такие ключевые институты, как Государственный совет - высшее совещательное учреждение, при котором действовали различные комиссии и комитеты, один из которых со временем превратился в весьма важный управленческий орган - Комитет министров; как Сенат, продолжавший сохранять статус высшего судебного органа государства и выполнять некоторые административно-надзорные функции; и как учрежденный накануне реформ - Совет министров, в который входили, кроме министров, председатели Государственного совета и Комитета министров, а также некоторые другие высшие должностные лица. Председательствовал в Совете министров всегда император*(429). В числе институтов, возникших или усилившихся в начале ХХ в. в результате революционных событий 1905 г., а позднее - февральской революции 1917 г., следует назвать прежде всего Государственную думу, в компетенцию которой входила разработка и обсуждение проектов законов, утверждение государственного бюджета, рассмотрение вопросов, касающихся учреждения акционерных обществ и др. Одновременно с учреждением Государственной думы в феврале 1906 г. было принято новое положение о Государственном совете, который становился верхней палатой и обладал такими же правами, как и Дума. Все законопроекты, принятые Государственной думой, рассматривались Государственным советом, а затем поступали на подпись императора. Согласно действовавшему законодательству, император, кроме права подписи проектов законов, назначал половину состава Государственного совета, а также его председателя и вице-председателя. Император имел также право досрочного роспуска Государственной думы, а Сенат - право отстранения депутатов Государственной думы от исполнения депутатских прав и обязанностей. Значительные институциональные и связанные с ними иные изменения в Российском государстве произошли в результате февральской революции 1917 г. В результате этой революции, верно замечают исследователи, "Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранялись и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией"*(430). Под воздействием февральской революции коренным образом изменилась, в частности, форма правления Российского государства, которое вначале стало "монархией без монарха", а затем превратилось в республику. Одновременно были упразднены многие старые, отжившие политические и иные институты такие как: цензура ("управление по печати"), полиция, жандармерия и другие, и созданы новые государственные органы и учреждения. После прекращения императорской власти в Петрограде 27 февраля 1917 г., Государственной думой одновременно был учрежден "для поддержания порядка" в стране Временный комитет Государственной думы. А вскоре после этого, 1 марта 1917 г., было образовано Временное правительство*(431). В "Декларации Временного правительства о его составе и задачах", принятой 3 марта 1917 г., говорилось, что "в своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями": 1) "полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям"; 2) свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах допускаемых, военно-техническими условиями; 3) "отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений"; 4) замена полиции народной милицией "с выборным начальством, подчиненным местным органам самоуправления"; 5) выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования"; 6) "немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны"; и др.*(432) Данная Декларация была своего рода программой деятельности Временного правительства, в которой оно заклинало, что "оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий"*(433). Для осуществления этих и других декларированных "реформ и мероприятий", таких, в частности, как "неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении"*(434), а также для поддержания правопорядка в стране и обеспечения жизнедеятельности общества необходимы были соответствующие институты. Так, вместо упраздненных царских институтов полиции и жандармерии соответствующие репрессивные функции была призвана выполнять созданная при Министерстве юстиции Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем в системе государственного управления продолжали свою деятельность прежние Особые совещания, которые действовали наряду с такими вновь созданными институтами, как Экономическое совещание, Юридическое совещание и Совещание по реформе местного самоуправления, "целью которых стала выработка основ управления новой, социально-экономической системой страны"*(435). 6. Хотя институциональная система Российского государства на данном этапе развития российского общества функционировала весьма незначительный срок, а именно - с марта 1917 г. по октябрь 1917 г., но она знаменовала собой два довольно примечательных для истории России момента. Первый из них был связан с завершением дооктябрьского периода развития Российского государства, с переходом от феодального типа государства к буржуазному и, соответственно, с изменением социально-классовых и иных отношений, приведших в конечном счете к уходу с исторической арены монархической формы правления России и возникновению республиканской формы. А второй примечательный для институциональной системы рассматриваемого этапа развития Российского государства момент был связан с окончательной подготовкой в его рамках социально-экономических, политических и иных условий для перехода от дооктябрьского периода к послеоктябрьскому - советскому и постсоветскому периодам. Таким образом, данный этап развития институциональной системы России стал, с одной стороны, завершающим этапом ее эволюции в дооктябрьский период, а с другой - создающим все необходимые условия для возникновения последующих периодов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.012 с.) |