Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторически сложившиеся формы демократии и особенности их проявления в России
1. В историческом контексте демократия как явление, помимо наиболее характерных признаков и черт, а также уровней развития и видов гарантий в любой стране и на любом историческом отрезке своего развития, отличается также своими формами. Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества вовне. В зависимости от того, каким путем - прямым или косвенным - выражаются воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это - формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и проч.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни решаются народом непосредственно. Согласно действующей российской Конституции важнейшей формой непосредственной демократии является референдум. Наряду со "свободными выборами" он рассматривается как "высшее непосредственное выражение власти народа" (п. 3 ст. 3). Различные формы непосредственной демократии в России имеются на разных уровнях государства и общества: на уровне Федерации, субъектов Федерации и на местном уровне. Одной из важнейших форм представительной демократии в современной России может служить Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Согласно Конституции он является "представительным и законодательным органом Российской Федерации" (ст. 94). На уровне субъектов Федерации представительными органами являются Законодательные собрания и парламенты (в республиках). На местном уровне - выборные органы местного самоуправления. Не имея возможности рассмотреть все формы демократии и их проявления, более подробно остановимся на референдуме. Согласно сложившемуся в юридической науке представлению референдум (от лат. referendum - то, что подлежит сообщению) - это всенародное голосование, проводимое с целью выявления мнения избирателей или принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или же иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.
Референдум является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосударственных и межгосударственных проблем. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его "родиной" - Швейцарию. В последующие годы, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых - более ста только по конституционным вопросам. Референдумы издавна и неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. В последние годы они проводились в СССР, прибалтийских республиках - субъектах Советской Федерации (СССР), а затем и в России. 2. Существует несколько видов референдумов. Они классифицируются по разным признакам. В научной литературе широко распространено, например, подразделение референдумов на конституционные, законодательные и консультативные. При этом за основу их классификации или в качестве критериев берутся их предмет и содержание. Однако вместе с данным подходом и критериями используется и иная классификация. В частности, по способу проведения референдумы подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе, и факультативные, которые проводятся лишь по усмотрению законодательного или любого иного компетентного органа. Наконец, референдумы классифицируются по сфере применения. В соответствии с данным критерием референдумы подразделяются на общенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.). В политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Нередко он отождествляется, например, со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер*(859).
Во многих монографиях и словарях, напротив, подчеркивается различие между референдумом и плебисцитом, с одной стороны, и всеобщими выборами, с другой. Референдум при этом рассматривается как обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. А плебисцит (лат. - plebiscitum, от plebs - народ и scitum - решение, постановление) - как опрос населения с целью установления судьбы определенной территории, как метод решения территориальных споров в международной практике, когда населению предоставляется возможность путем прямого голосования определять, к какому государству или государствам должна принадлежать территория, на которой оно проживает*(860). Что же касается различий между референдумом и всеобщими выборами, то они чаще всего сводятся, во-первых, к тому, что если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает "да" или "нет" на поставленный вопрос. И, во-вторых, если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии. Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порою трудноуловимы. Ибо и в случаях с выборами, и с референдумом приглашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус. Нередко используются одна и та же процедура и один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения референдумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика*(861). Не случайным в силу сказанного представляется тот факт, что в некоторых зарубежных и отечественных актах референдум представляется не иначе как народным (ст. 75 Конституции Италии) или всенародным (ст. 92 п. 1 Конституции Испании) актом и напрямую ассоциируется с выборами, голосованием или опросом. Так, в упомянутой ст. 75 Конституции Италии говорится, в частности, что вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании принимало участие большинство, имеющих на это право, и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными. В Законе СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (ст. 2) указывалось, что "решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)". Из приведенных и подобных выдержек следует, что референдум полностью отождествляется с голосованием или народным голосованием. По большому счету, хотя и с оговорками о том, что голосование, в отличие от референдума, проводится не только по конкретному вопросу, но и по конкретному лицу (кандидату), с этим утверждением можно согласиться. Однако трудно согласиться с мнением о том, что референдум всегда был и остается тождественен всенародному опросу. В значительной мере прав был советский ученый Р.А. Сафаров, который еще в 60-е гг. категорически отвергал такое отождествление и исходил из того, что всенародный опрос, в отличие от референдума, есть лишь не что иное, как выявление взглядов избирателей, консультирование с ними, а не всенародное голосование*(862).
Убедительность такого утверждения просматривается особенно тогда, когда всенародный опрос сравнивается с консультативным референдумом. Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего прогрессивного человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или, тем более, какая-либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным, но и жизненно необходимым широкое использование зарубежного позитивного опыта специального законодательного закрепления и проведения референдумов в России в различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах. Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Нельзя, в частности, забывать, что несмотря на широкое использование референдумов в практике политической жизни Испании, Италии, США и других западных стран, отношение к ним со стороны различных слоев общества всегда было и остается неоднозначным. Противоречивость отношения господствующих кругов к референдумам, особенно после Второй мировой войны, объясняется, во-первых, тем, что существует возможность использования их, помимо воли и желания господствующего слоя или класса, в интересах других слоев и классов. Возможность эта, как правило, весьма незначительная в силу доминирующего положения правящих кругов во всех сферах жизни общества и в средствах массовой информации, но она всегда сохраняется. Во-вторых, тем, что в довоенный период институт референдума в значительной степени был дискредитирован в глазах мировой общественности, будучи активно используемым фашистской Германией в 1933 г. при решении вопроса о выходе Германии из Лиги Наций, в 1934 г. - при решении вопроса о соединении поста президента с постом фюрера и рейхсканцлера и в 1938 г. - при решении вопроса о присоединении Австрии к Германии. И, в-третьих, тем, что правящие круги некоторых западных стран усматривают в институте референдума угрозу институту парламентаризма, опасность замены власти "цивилизованного" парламента властью "невежественной" толпы. Именно в этом заключается одна из причин продолжительной неприемлемости института референдума, например, в Англии.
Противоречивость отношения к референдуму со стороны других слоев общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю демократичность и привлекательность, он далеко не всегда знаменовался успехами прогрессивных сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического щита для прикрытия официальных антидемократических акций. О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества, со всей очевидностью свидетельствует также практика проведения их в СССР на территории бывших союзных республик. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях. Следует заметить, что кроме сугубо-классовых или узкосоциальных причин разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных групп и слоев западного общества к референдуму есть и другие, условно говоря, "общесоциальные" причины. Среди них выделяются прежде всего следующие. А. Утвердившееся среди различных слоев населения, социальных групп и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как дестабилизирующий фактор в обществе, способствует ускоренному расслоению и противопоставлению различных составных частей общества друг другу, порождает дополнительную нагрузку и ограничения на сложившуюся парламентскую систему. Для многих политических партий проведение или участие в референдумах является с политической точки зрения "гораздо более рискованным и дорогостоящим мероприятием, чем проведение ими или участие в регулярно проводимых всеобщих выборах". Учитывая дестабилизирующий потенциал, заложенный в референдумах, западный законодатель вполне осознанно и целенаправленно ограничивает их проведение в ряде случаев. Яркой иллюстрацией в этом отношении может служить ст. 4 Закона "О регулировании различных видов референдума" в Испании. Она, в частности, гласит, что "референдум не проводится в любом его виде ни в одной из территориальных единиц, в которых должен осуществляться опрос, во время действия чрезвычайного и осадного положения, а также в течение девяноста дней после их отмены. Если в день объявления упомянутых положений проведение референдума назначено, то он отменяется и назначается новый день его проведения"*(863). Эта же статья "запрещает проведение референдумов в течение девяноста предшествовавших и девяноста дней, следующих за днем проведения на той же территории всеобщих парламентских выборов или выборов в местные органы или проведения другого референдума"*(864). Б. Сложившееся среди интеллектуальных слоев западного общества, выступающих с радикальных позиций, представление о различных формах и институтах непосредственной демократии, и прежде всего о референдумах как о средстве обычного, "повседневного усовершенствования", но не радикального изменения существующей политической системы, подготовки и проведения радикальных политических или иных реформ.
Отдавая должное прямой демократии в США и других западных странах и считая, что она способствует "восстановлению подлинного смысла и значения нашей демократии", "вовлечению большого количества людей в избирательный процесс" и "обогащению института гражданства", некоторые западные политологи и социологи в то же время настоятельно подчеркивают, в частности, применительно к США, что большинство американцев рассматривают прямые демократические процессы отнюдь не как радикальные меры, направленные на глубинные изменения основного или "базового характера американской формы правления", а как рутинные, "умеренные" меры, направленные на совершенствование системы представительных институтов, на создание и укрепление гарантий того, чтобы они постоянно оставались "и представительными, и подотчетными". В. Утвердившееся среди значительных слоев населения западных стран, и особенно в США, мнение, что профессиональной политикой должны заниматься не любители, а профессионалы и что на первом плане должен стоять не популизм, а профессионализм. Учет мнения населения при решении тех или иных глобальных политических или законодательных проблем, несомненно, является весьма важным и нужным требованием к властвующим кругам в свете сложившихся представлений о демократии. Однако при одном непременном условии. А именно - если для ответа на поставленный вопрос, выносимый на референдум, не требуется специальных, профессиональных знаний. В противном случае референдум превращается из весьма активного средства разрешения назревших в обществе проблем демократическим путем в самый заурядный фарс. Г. Традиционное для населения ряда западных стран представление о силе и приоритетах институтов представительной демократии перед институтами прямой, непосредственной демократии. В США, например, как об этом свидетельствуют опросы различных слоев населения, довольно значительная часть общества предпочитает направлять свои усилия на совершенствование системы представительных органов, включая Конгресс и легислатуры штатов, чем на установление и законодательное закрепление общенациональных референдумов. Д. Укоренившееся в сознании различных слоев западного и особенно американского общества опасение, что в условиях расширения прямой демократии и периодического проведения референдумов значительно возрастет роль денег, а вместе с тем и влияние "весьма состоятельных индивидов или отдельных групп" на результаты голосования и сам избирательный процесс. Конечно, деньги сами по себе не всегда играли и играют во время выборов или всенародных опросов решающую роль. Однако "исследования за исследованиями", проводившиеся в этой области*(865), убедительно доказывают, что влияние больших, рационально истраченных на предвыборную рекламу и решение других избирательных проблем денежных сумм нельзя недооценивать. Деньги всегда играли и продолжают играть весьма важную роль в реализации многих аспектов и сторон прямой демократии. Об этом свидетельствует как "избирательная" теория, касающаяся вопросов организации и проведения референдумов, так и повседневная политическая практика ряда западных государств и прежде всего США, Франции, Германии и других "современных демократий". 3. Россия в этом плане, как одна из современных "молодых демократий", как ее именовали на Западе в 1990-е гг., наряду с другими "молодыми демократиями" - бывшими социалистическими государствами, не является большим исключением. Хотя на протяжении всего исторического пути ее развития в процессе возникновения и эволюции тех или иных демократических институтов, в формах проявления демократии, включая ее финансовую составляющую, были свои особенности. Чем они обусловливались и в чем проявлялись? Отвечая на эти и им подобные вопросы относительно особенностей форм проявления российской демократии на всем историческом пути развития российского общества и государства, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, на то, что на протяжении всей истории развития Российского государства, начиная с Древней Руси и вплоть до современного постсоветского государства, на его территории произошла смена нескольких типов государства, а вместе с ними - и соответствующих им, в том числе, демократических форм. Общеизвестно, что феодальный тип государства вместе с его соответствующими формами, сменился буржуазным, буржуазный - социалистическим ("коммунистическим") типом, а социалистический - вновь буржуазным типом, зачастую именуемым в современной России "ранним", или "диким капитализмом" по причине его "разбойного", полукриминального, или криминального характера, со всеми вытекающими из этого, как свидетельствует постсоветская реальность, негативными последствиями для всего общества и государства. Во-вторых, следует иметь в виду, что на особенности возникновения и проявления форм демократии на территории России изначально на ранних этапах развития Русского государства - предшественницы Российского государства, значительное влияние оказало то обстоятельство, что оно миновало в основе своей, кроме Причерноморья, Закавказья и Средней Азии, рабовладельческую стадию своей эволюции. В этом отношении Российское государство и общество, традиционно рассматриваемые западными идеологами как "недемократические" и "нецивилизованные" образования, весьма выгодно отличаются от европейских "подлинно" демократических и цивилизованных стран, построивших свою цивилизацию на рабском труде, и особенно от США, где еще во второй половине XIX в. в южных штатах процветало "демократическое" рабство. В-третьих, особенность форм, а вместе с тем и содержания российской демократии на всех стадиях развития российского общества и государства заключается в ориентации их на такие, исторически сложившиеся в стране ценности, как соборность, коллективизм, высокий уровень доверия к государственно-правовым институтам, искренняя любовь к своему Отечеству и неподдельный патриотизм, и др. Подвергая сомнению, а зачастую отвергая практикуемый демократиями многих зарубежных государств индивидуализм и эгоизм, российские демократические институты в силу этого традиционно придают огромное значение в системе регулятивных отношений, наряду с нормами права, нормам и морали и других социальных регуляторов. В-четвертых, одна из особенностей форм российской демократии проявляется в преобладании в них на всем историческом пути развития российского общества и государства форм представительной демократии по сравнению с формами непосредственной демократии. Разумеется, это не означает, что Россия не знала вообще и не культивировала формы непосредственной демократии. История свидетельствует, что эти формы применялись довольно широко, особенно в дооктябрьский период на локальном уровне, на уровне местного самоуправления. Что же касается государственного уровня, то эти формы в виде референдума были использованы, как известно, лишь в последующие периоды развития российского общества и государства. В-пятых, значительной особенностью появления и проявления форм демократии в России является то, что они возникали и функционировали, особенно на местном уровне, преимущественно в социально-экономической и лишь отчасти в политической сфере жизни общества и государства. В этом смысле можно говорить об определенной политической ограниченности форм российской демократии по сравнению с соответствующими формами западноевропейской или иной западной демократии, изначально акцентирующей внимание на формально-юридических и политических вопросах, касающихся выборов в представительные государственные органы - порядка их формирования и функционирования, допустимости участия населения в голосовании и т.п. Наряду с названными особенностями проявления форм демократии в России на протяжении всей истории ее существования и развития, имеются и другие подобного рода особенности. В теоретическом и практическом плане они способствуют идентификации Российского государства как самобытного и самодостаточного образования путем выделения форм, а вместе с тем сущности и содержания российской демократии среди других национальных демократий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.026 с.) |