Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние государства и экономики на разных этапах развития российского общества
1. Глубокое и разностороннее познание Российского государства как явления с неизбежностью предполагает изучение его не только самого по себе, но и в соотношении с другими принципиально значимыми для его существования и функционирования явлениями, такими, в частности, как экономика. Проблема соотношения государства и экономики, независимо от того, о каком государстве - правовом или доправовом и о какой экономике - рыночной или нерыночной идет речь, эта проблема является неотъемлемой составной частью более общей проблемы, касающейся соотношения материально-финансовой, базисной сферы и социально-политической, идеологической и иной надстроечной сферы. "В общественном производстве своей жизни, - писал в связи с этим К. Маркс в предисловии к Критике политической экономии , люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил"*(733). Совокупность этих производственных отношений, пояснял мыслитель, "составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Способ производства материальной жизни, делал далеко идущий вывод автор, "обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"*(734). Из этого следует, что характер соотношения - взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в общем и целом предопределяется характером соотношения соответствующего базиса и надстройки. Данное методологически важное положение позволяет более глубоко и разносторонне исследовать механизм взаимосвязи и взаимодействия рассматриваемых явлений как на ранних этапах развития общества, так и в настоящее время, в условиях, ассоциирующихся с процессом формирования правового государства, "цивилизованных" рыночных отношений и гражданского общества. 2. Говоря о соотношении государства и экономики, следует заметить, что данный вопрос существовал практически всегда, с тех пор как появилось первое государство, и, несомненно, будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из "вечных" вопросов, который всякий раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
Естественно, он по-разному решается и применительно к каждому типу государства, скажем, к рабовладельческому и феодальному. При этом дело заключается не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разном типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей - рабов. Экономика же феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд. Решение проблем соотношения государствами экономики, не исключая России, может осуществляться на двух уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом. Рассмотрение проблем соотношения государства и экономики на общетеоретическом уровне означает выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, а точнее, о первичности и вторичности государства и экономики по отношению друг к другу. В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решался и решается далеко не одинаково. В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой. В других, наоборот, - государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет. Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство. Наиболее острые и продолжительные споры, как известно, традиционно возникали и продолжают вестись вокруг первой позиции, исходящей, с одной стороны, из относительной самостоятельности государства как составной части политической структуры (политической системы) по отношению к экономике и экономики - к государству, политике, а с другой - из первенства экономики перед государством и политикой.
Данная точка зрения, изложенная в наиболее полном виде в многочисленных трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей, не без основания именуется марксистской. Дореволюционные отечественные и зарубежные критики нередко именовали ее не "марксизмом", а "экономическим материализмом", добавляя при этом термины "вульгарный", "догматический" и проч.*(735), "восполняющие" пробелы в аргументации. Современные ее критики избегают подобных эпитетов, но не упускают возможности поговорить о "заидеологизированности" концепции, разделяемой их оппонентами, о ее ненаучности, сомнительности вытекающих из нее выводов и проч. "В качестве преимущества марксистско-ленинского подхода к решению экономических вопросов, - говорилось в одном из курсов лекций по Теории государства и права, - неизменно называлась его научность. Однако факт заидеологизированности теории и методологии делал сомнительными в научном отношении любые выводы и рекомендации"*(736). Авторы этого суждения, несомненно, правы, когда говорят о "заидеологизированности" данной теории или подхода к решению проблемы соотношения государства и экономики. В мире еще не было и нет такой политической, экономической или социологической теории, которую можно было бы отнести к разряду незаидеологизированных. Однако они весьма далеки от истины, когда, вопреки общеизвестным историческим фактам, в категорической форме утверждают, что "любые выводы и рекомендации", следовавшие из данной теории или подхода, были сомнительными в научном отношении. Более чем полувековой опыт доминирования и широкого использования данной теории в практической деятельности СССР и других стран, например Китая, превратившихся в исторически короткий срок из слаборазвитых в высокоразвитые в промышленном и технологическом отношении страны, отвергает эти и другие им подобные суждения. Разумеется, можно и нужно спорить с теми положениями теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить все происходящие в обществе явления и события лишь экономическими причинами, отождествляют "социальное" с "экономическим" и проч. Но нельзя оспаривать то, что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно - что экономическое развитие в конечном счете, общем и целом определяет собой основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот. Наличие рабского труда с неизбежностью обусловливает появление рабовладельческого государства, труда крепостных крестьян и ремесленников - возникновение феодального государства, наемного труда рабочих - капиталистического государства. Именно так совершается экономическое и государственное развитие, в том числе и в России. Конечно, процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный, односторонний процесс. Это весьма сложное, многостороннее явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимоотношений государства и экономики. Обратное воздействие государства на экономику играет при этом чрезвычайно важную роль.
"Экономическое движение в общем и целом проложит себе путь, но оно будет испытывать на себе также и обратное воздействие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью"*(737). В каком направлении "политическое движение", олицетворяемое в значительной мере государством и правом, может воздействовать на экономику, на "экономическое движение"? Отвечая на этот вопрос в одном из писем к К. Шмидту, Ф. Энгельс пояснял, что политическое движение в лице государства, а точнее, государственной власти может действовать на экономику в трех направлениях. А именно государственная власть может воздействовать в том же направлении, что и экономическое развитие, тогда эволюция идет быстрее. Государственная власть может действовать и в противоположном направлении - тогда она рано или поздно терпит крах. Наконец, она может в определенных направлениях ставить преграды экономическому развитию и толкать его в других направлениях - тогда результат такого воздействия может быть в конечном счете адекватен одному из предыдущих*(738). Помимо названных могут существовать и другие, например, "промежуточные" направления воздействия государственной власти на экономику. Не в них, однако, дело. Суть рассматриваемого положения состоит в том, что оно не только детализирует и развивает, но и подтверждает правильность тезиса о первенстве экономики в ее взаимоотношениях с государством и политикой. Естественно, в теории, обосновывающей первенство экономики перед государством и политикой, немало белых пятен и негативных моментов. Но в ней немало и "ценных сторон", по признанию ее критиков. В целом она достоверно, адекватно отражает действительность, дает правильное представление о взаимоотношениях государства и экономики, о происходящих в обществе процессах. Признавая наличие "ценных сторон" у рассматриваемой концепции, один из дореволюционных критиков, профессор И.В. Михайловский, писал, что, когда "экономический материализм подчеркивает важность экономического начала в истории, в государстве и праве, он утверждает истину; но когда он отрицает самостоятельность других фактов, он сугубо неправ. Действительность такова, что вся духовная жизнь человечества нуждается в материальной основе, невозможна без этой основы"*(739).
Итак, резюмировал автор, "часть истины экономического материализма заключается в том, что в числе других факторов истории культуры находится и экономический фактор, на который до сих пор недостаточно обращали внимания". И тут же продолжал: "Экономический материализм прав еще и в другом отношении. Несомненно, что человеческие потребности, заботы о добывании средств к жизни носят особый, преобладающий характер, ибо прежде чем думать о какой бы то ни было духовной жизни, человек должен пить, есть, одеваться, иметь жилище". Невозможно жить человеческой жизнью тому, кто вынужден работать физически в ужасной обстановке более двенадцати часов в сутки, чтобы не умереть с голоду. Такой человек, в конце концов, потеряет облик человеческий, какими бы духовными богатствами он ни обладал". Отсюда делался автором окончательный вывод: "огромная важность экономической обстановки в жизни человечества"*(740). Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане, применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой. Рассмотрение данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом плане, задача весьма сложная и многоаспектная. Решению ее посвящено огромное количество научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин для этого существует много. Главные из них применительно, например, к современному Российскому государству, праву и экономике, обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта с целью нахождения наиболее оптимальных путей и форм их взаимодействия. Исходными посылками при этом так же, как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах, являются следующие. Первое. Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, соответственно, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие его сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство - это "чисто" надстроечное, а экономика - "чисто" базисное явление, в данном случае не "срабатывает". Исторический опыт показывает, что Российское и иное государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или - уже - политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление. И так - во всех без исключения странах, в том числе в России.
В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сфере политики и экономики, но и в других сферах жизни общества. Второе. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание, прежде всего, на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы. В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта, например, в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и других высокоразвитых в промышленном отношении стран, именующих себя правовыми государствами. Третье. Отношения государства и экономики в любой стране и социально-политической системе - это весьма активный процесс. Это - двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущая роль в конечном счете принадлежит экономике. И четвертое. При анализе проблем соотношения государства и экономики в исторически разных социальных системах на практике (для решения аналогичных проблем применительно к современной России) более целесообразным представляется идти не по традиционному пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а по пути их классификации и исследования в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры. В соответствии с данным критерием исключительно в практических целях исследования рыночных отношений и характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы: а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы; б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов; в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой. Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Это свойственно любой из имевших место в истории развития человечества социальных систем. Исторический опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики. Что же касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы, или же в пределах вышеназванных групп социальных систем. Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем, в которых отсутствуют традиционные рыночные отношения, являются следующие. Во-первых, несомненное доминирование государственной собственности перед всеми иными формами собственности. Согласно, например, Конституции СССР 1977 г. и конституциям бывших союзных республик - субъектов Федерации, государственная собственность как "общее достояние всего советского народа" рассматривалась как "основная форма социалистической собственности", наряду с личной и другими формами собственности. В этих же конституционных актах закреплялось положение, в соответствии с которым "в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса", а также провозглашалось, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также "другое имущество, необходимое для осуществления задач государства". Аналогичные положения, законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и государственной собственности перед иными формами собственности, содержатся в конституциях и некоторых других стран. В частности, в Конституции КНР (ст. 7) констатируется, что государственной сектор экономики - "сектор хозяйства, основанный на социалистической общенародной собственности, является руководящей силой в народном хозяйстве", и что "государство гарантирует укрепление и развитие государственного сектора экономики"*(741). В Основном законе Китая, так же как и в Конституции СССР, признавались различные формы и негосударственной собственности, однако им неизменно отводилась подчиненная роль. Доминирующая роль государственной собственности как одна из важнейших особенностей характера взаимоотношений государства и экономики в "нерыночных" социальных системах предопределяет собой и все другие его особенности. Во-вторых, важной особенностью отношений государства и экономики, существующих в рамках рассматриваемой группы социальных систем, является их жесткая "привязанность" друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности. Жесткая связь и "привязанность" государства и экономики друг к другу имеют позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе и проч.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических и духовных сил. В условиях же обычной, повседневной жизни на современном или ином этапе развития общества такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии, как государства, так и экономики. В-третьих, к характерным особенностям взаимоотношений государства и экономики, существующих в рамках "нерыночных" социальных систем, следует отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в руках государства, а точнее, правительства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Следствием этого выступает неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, необоснованный рост затрат на содержание многочисленной армии чиновничества. Данные негативные явления особенно четко проявляются в больших по территории, населению и народно-хозяйственным комплексам странах. В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства и экономики рассматриваемых социальных систем является строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация их на всех уровнях. При этом план нередко приобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения или нарушения придается юридическое значение. В-пятых, отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания-подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные, административные методы. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь с помощью норм административного и подобных ему отраслей права. 3. Если к государственным и социально-экономическим системам, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы, можно отнести, как это видно из изложенного материала, советскую систему, а шире - помимо советской, всю остальную социалистическую систему, то к разряду социально-экономических и политических систем с зарождающимися и укрепляющимися рыночными отношениями можно отнести, с одной стороны, экономику России дооктябрьского периода развития российского общества и государства, и экономику постсоветского периода их развития, с другой. Экономика России дооктябрьского периода формировалась и развивалась на основе социально-экономической системы феодализма, а экономика постсоветской России создается и насаждается власть предержащими с 90-х гг. ХХ в. на обломках социально-экономической системы социализма. В соответствии с происходящими при этом изменениями в социально-экономической, а вместе с тем и в государственно-правовой сферах формируются не только характер соотношения государства и экономики, но и особенности их взаимоотношений, их взаимосвязи и взаимодействия. В чем заключались особенности экономики Российского государства в дооктябрьский период и обусловленный ими характер ее отношений с государством? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду прежде всего относительно динамичный, изменявшийся по мере развития российского общества и государства в дооктябрьский период характер как самой экономики, так и обусловленный им характер ее взаимоотношений с государством. Так, если на ранних этапах развития российского общества и государства в экономической сфере преобладала типичная для феодального типа государств система натурального хозяйства, при которой отдельные хозяйственные структуры - единицы в виде общин, княжеств и другие, будучи самообеспеченными, потребляли полностью или почти полностью все то, что производили. На этих этапах "раздробленная" экономика обусловливала собой аналогичный характер общества и относительную обособленность возникающих на его основе государств или государственных образований. Разумеется, при этом не было и не могло быть даже намека на возникновение рыночных отношений, под влиянием которых формировался бы соответствующий характер взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики. Однако ситуация значительно изменилась на более поздних этапах развития российского общества и государства и, в особенности, в XIX - начале ХХ в., когда в экономике России, наряду с системой феодального натурального хозяйства, появляются ростки товарно-денежных отношений - элементы капиталистической системы хозяйства. В первой половине XIX в., констатируют в связи с этим историки, характерными для экономики России были глубокие контрасты. "Обновление - расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности - сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостной системой хозяйствования, использованием внеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники"*(742). Именно на этом этапе, по мере развития российского общества и государства формировались все необходимые предпосылки для становления и развития в стране капиталистического способа производства и, соответственно, - рыночных отношений, требующих, по общему правилу, наличия свободной наемной рабочей силы, свободных капиталов и определенного уровня покупательной способности населения. Формирование такого рода предпосылок и условий значительно ускорилось во второй половине XIX в. в результате отмены в 1861 г. в стране крепостного права и достигло своего апогея в начале ХХ в. Именно на этих этапах развития российского общества и государства капитализм стал утверждаться в стране как господствующая, социально-экономическая система, которая развивалась в рамках общих закономерностей становления и развития данной общественно-экономической формации, но вместе с тем имела и свои довольно существенные особенности. Суть этих особенностей развития капитализма в России и формирования в стране рыночных отношений предопределялась в основном наличием в социально-экономической сфере традиционных для феодализма и крепостничества России крупной помещичьей собственности на землю; сохранением сословного характера общества и открытого неравенства различных слоев населения; существованием в стране самодержавия, опиравшегося на военно-полицейский аппарат. Среди весьма значимых особенностей развития капитализма в дооктябрьской России и формирования рыночных отношений в стране необходимо выделить следующие. Во-первых, довольно длительный, затянувшийся на много лет процесс модернизации существовавших в рассматриваемый период в России социально-экономической и политической систем. В научной литературе по этому поводу верно подмечается, что "несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в., модернизация России растянулась на довольно длительный срок и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени"*(743). Во-вторых, сохранявшаяся в стране в течение довольно длительного времени своеобразная "многоукладность" в промышленности, когда крупная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным производством и, к тому же, отличалась неравномерностью распределения промышленности по всей территории России. Наряду с высокоразвитыми в промышленном отношении районами (Петербург, Прибалтика и другие), в стране существовало много неразвитых в этом плане районов, таких, в частности, как территория Средней Азии*(744). В-третьих, существование в России данного переходного от феодализма к капитализму периода своеобразной социальной структуры общества, сочетавшей в себе элементы прежнего, уходящего, феодального социально-экономического и политического строя в виде различных сословий, с элементами нового нарождающегося буржуазного строя*(745) в виде промышленников, ремесленников и др. Несмотря на то что в силу возрастающего развития промышленности и формирования в стране рыночных отношений, буржуазия все больше набирала экономическую силу, тем не менее господствующее положение в стране по-прежнему занимало дворянство, которое, как констатируют исследователи, оставалось надежной опорой самодержавия и занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом механизме, а также в армии, полиции и общественной жизни. Что же касается буржуазии, то она, будучи политически слабой и неорганизованной, вместе с дворянством поддерживала самодержавие, и играла в данный период весьма незначительную роль в жизни российского общества и государства*(746). В-четвертых, среди заметных особенностей развития капитализма и формирования рыночных отношений в России следует указать на активное участие в этом процессе иностранного капитала. Разумеется, речь при этом шла вовсе не о некой солидарности или бескорыстной помощи состоявшихся буржуа одной страны к нарождающимся "собратьям" и потенциальным партнерам из другой страны. Такого рода сантименты и человеческие слабости, как показывает жизненная реальность, отнюдь не к лицу добропорядочному буржуа. Основное его кредо и жизненная цель, так же как и породившей его социально-экономической и политической системы - не человек, человеческое достоинство и проч., а получение, по возможности, максимальной прибыли. К активному участию иностранных инвесторов из Великобритании, Франции, Германии и других стран в строительстве капитализма в России привлекали и привлекают не некие гуманитарные цели, как это нередко декларируется на "цивилизованном" Западе, а ее поистине неограниченные природные ресурсы, дешевая рабочая сила и огромный рынок сбыта производственных товаров, обеспечивавший инвестору баснословную прибыль. В-пятых, одной из особенностей развития капитализма и формирования рыночных отношений в России переходного периода было, как констатируют исследователи, "сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики". Это не без оснований утверждают авторы, "заложило основу для формирования системы государственного капитализма"*(747). Помимо названных особенностей становления и развития капитализма в России дооктябрьского периода в социально-экономической и иных сферах жизни общества проявлялись и другие особенности, которые оказали значительное влияние не только на структуру и ход дальнейшего развития экономики, но и на характер ее взаимоотношений с государством, на формы их связей и взаимодействия, а также на особенности перехода от нерыночных отношений к рыночным. Это в полной мере касается дооктябрьского - досоветского периода развития российского общества и государства, когда в стране совершался переход от системы нерыночных, феодального типа отношений к рыночным, капиталистического типа отношениям. Это же касается и современного постсоветского периода, связанного с переходом от системы государственно-централизованных, социалистического типа экономических отношений к системе децентрализованных, капиталистического типа отношениям. В рамках общих закономерностей развития экономики и ее определяющего в конечном счете влияния на общество, а через него - на государство, в характере взаимосвязей и взаимодействия государства и экономики, в формах их взаимоотношений, в методах воздействия государства на экономику, а также во всех других сторонах их соотношения каждый период развития российского общества, государства и экономики отличался своей спецификой, свойственными только ему особенностями. Убедиться в этом можно, в частности, на примере форм взаимосвязи и взаимодействия современного Российского государства, именуемого правовым образованием, с бизнесом, которые в значительной степени предопределяются, в отличие от прежних периодов развития российского общества и государства, не только национальной спецификой, но и весьма сильным влиянием извне, в том числе происходящими в мире процессами глобализации и регионализации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.04 с.) |