Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер взаимосвязи и взаимодействия правового государства и гражданского общества
1. Наряду с теориями правового государства и гражданского общества в государственно-правовой идеологии постсоветского периода определенное внимание уделяется вопросам соотношения данных теорий, а также анализу характера взаимосвязи и взаимодействия правового государства и гражданского общества*(681). При этом особо отмечается, что, несмотря на особенности правового государства и гражданского общества по сравнению с обычным государством и традиционным обществом, тем не менее их взаимосвязь и взаимодействие осуществляется в рамках выработанных общественной практикой и многократно подтвержденных самой жизнью общих принципов и закономерностей взаимосвязи и взаимодействия государства и общества. Среди такого рода общих, теоретически и методологически значимых принципов и положений, непосредственно касающихся взаимоотношений государства и общества вообще и правового государства и гражданского общества в частности, можно выделить следующие. Во-первых, первичный характер общества и вторичный - государства. В теоретическом и практическом плане первичность общества и вторичность государства означает прежде всего, что общество всегда имеет приоритет перед государством уже в силу природы их возникновения, имея в виду, что государство создается на базе общества, вырастает из общества и изначально обусловливается характером общества, а не наоборот. Сторонники многочисленных теорий происхождения государства, как известно, сосредоточивают свое внимание в основном на причинах и условиях, вызывающих появление данного феномена. Споры ведутся в основном по поводу обстоятельств экономического, социального и иного плана, подталкивающих общество к постепенному формированию государства. Широкое распространение получили также дискуссии, касающиеся первичности и вторичности возникновения государства и права. Однако мало кто оспаривал раньше и оспаривает в настоящее время тот подтвержденный социальным опытом и многочисленными научными изысканиями факт, что в любой части света вначале появлялось и существовало в самых различных формах (род, племя, фратрия и др.) человеческое сообщество, а затем на его основе и из его среды вырастало государство.
Так изначально было с традиционным обществом и обычным государством. Так должно быть, в соответствии с самой природой данных социальных феноменов и элементарной логикой развития явлений, с ныне культивируемыми гражданским обществом и правовым государством различных стран, не исключая и постсоветской России. Следует заметить, что процесс формирования гражданского общества, а на его основе правового государства, так же, как и изначальный процесс формирования традиционного общества и государства, - это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий как со стороны самого общества, так и государства*(682). Попытки же искусственного форсирования данного процесса, каковые имеют место в современной России начиная с 90-х гг. XX столетия, как показывает опыт искусственного ("сверху") формирования политических партий и некоторых других элементов гражданского общества, не приведут к позитивному, стабильному, а главное, к перспективному и стратегически важному для будущего российского государства и общества результату*(683). Как свидетельствует история, политический, социальный или любой иной искусственно созданный институт, а проще говоря, суррогат, никогда еще не мог заменить собой реальный, выросший из глубин самого общества и связанный корнями с этим обществом жизнеспособный институт. Иными словами, ключ к формированию гражданского общества, а вместе с ним и правового государства лежит в недрах традиционного общества, а не в сейфах правящей элиты или же в анналах "классического" государства. Гражданское общество первично по отношению к правовому государству так же, как и традиционное общество - по отношению к "доправовому" государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе "конструируется" правовое государство, но не наоборот. Это не означает, разумеется, что государство никак не участвует в этом процессе, занимая пассивную позицию стороннего наблюдателя. Вся история развития государственно-правовой материи свидетельствует о том, что государство с момента своего возникновения никогда не было пассивным по отношению к обществу, а всегда "присутствовало" в нем и всегда было по отношению к нему весьма активным.
Процесс формирования гражданского общества и установления на новом уровне отношений с государством в этом плане не является исключением*(684). Государство играет в данном процессе весьма важную, но отнюдь не решающую роль. Соответственно интересы и ценности государства как относительно самостоятельного и самодостаточного института, будучи весьма важными, также не являются решающими. Таковыми являются только интересы и ценности самого общества. Именно они, и только они, их защита и гарантии могут служить своего рода оправданием процесса возникновения и смыслом существования государства. Неоспоримый приоритет интересов и ценностей общества по отношению к интересам и ценностям государства в случае их расхождения являются также наряду с природой их возникновения и развития выражением первичности общества и вторичности государства. Во-вторых, соответствие по общему правилу уровня развития государства уровню развития породившего его общества. Чтобы убедиться в этом, достаточно поставить и попытаться ответить на такой на первый взгляд парадоксальный вопрос: могло бы современное капиталистическое государство возникнуть и успешно развиваться, скажем, на базе рабовладельческого общества? Или наоборот: рабовладельческое государство - на базе современного индустриального общества? Разумеется, ответ на данные и им подобные вопросы не может быть положительным, поскольку в основе возникновения, построения и функционирования каждого из этих государств лежат совершенно разные социально-политические и иные принципы и условия, разная социальная, экономическая и иная база, совершенно иной менталитет, способный адекватно воспринимать лишь строго определенную государственно-правовую среду. Однако это не означает строгой детерминации государственного механизма общественной средой, а тем более абсолютизации общественного фактора по отношению к государственному. Совершенно прав был Г. Шершеневич, когда писал, что "общество по своему развитию, по своим правам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамках которого его укладывают или в которых его держит власть. И обратно, можно допустить, что прогрессивная власть ведет общество в государственные формы, к которым оно пока еще не подготовлено". И в том и в другом случае, заключал автор, "между государством и обществом несоответствия. Это возможно только потому, что государство располагает силами, хотя и организованными из общественного материала, но действующими вне общественного контроля"*(685). Данное положение, имеющее общетеоретический и методологический характер, применимо не только к ранее существовавшим государственным и общественным образованиям, но и к современному гражданскому обществу, правовому государству и праву. В-третьих, непосредственная связь между процессом развития, изменения характера общества, с одной стороны, с процессом эволюционного или же революционного изменения государства - с другой. Эта связь так же, как и обусловленность уровня развития государства уровнем развития общества, вполне очевидна и прослеживается на всех этапах развития человеческой цивилизации с момента появления государства и права вплоть до наших дней.
Применительно к процессу взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и правового государства в научной литературе в принципе верно подмечается, что "процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба эти процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него". Однако периодически нарушаемая "синхронность" прохождения данных процессов со временем восстанавливается ходом общественного развития*(686). В принципе, разделяя данное мнение о взаимном "подталкивании" правового государства и гражданского общества в создании ими благоприятных условий и предпосылок для развития друг друга, следует между тем заметить, что, как свидетельствует опыт формирования гражданского общества в индустриально развитых странах, данный процесс полностью укладывается в рамки исторической закономерности опережающего, а не "параллельного" развития общества по отношению к государству*(687). В-четвертых, выступление с философской точки зрения национального государства вообще и правового государства в частности, соответственно по отношению к традиционному и гражданскому обществу в виде политико-юридической формы, соотносящейся с социальным содержанием. Вся история развития человеческой цивилизации недвусмысленно свидетельствует о стремлении человека не только совершенствовать самого себя и окружающую его социальную среду - человеческое сообщество, но и о нескончаемых попытках найти наиболее оптимальную форму организации своей жизни. Для первобытного общества такой формой была родовая и вся непосредственно связанная с ней организация человеческого общежития. Для более высоких стадий развития общества вплоть до наших дней - государственная организация. В настоящее время, в условиях регионализации и глобализации мира, идет поиск новых форм организации человеческого сообщества в виде межгосударственных и над-государственных институтов. Иными словами, идет нескончаемый процесс поиска наиболее совершенных для той или иной стадии развития человеческого общества форм организации общественной жизни, которой образно был назван П.И. Новгородцевым "всеобщим утопизмом".
В работе "Об общественном идеале" он пояснял, что всеобщий утопизм заключается в том, что "от несовершенных общественных форм предполагается перейти к безусловной гармонии нового мира. От неизменно проявляющихся в истории противоречий надо возвыситься к незыблемому согласию и единству"*(688). Когда в XVIII в., рассуждал автор, "последователи Руссо мечтали о наступлении нового царства правды и добра, они возвещали о чудесах республики, где все примет новый образ, все просияет новым светом. Когда в XIX столетии Энгельс и Маркс говорили о прыжке из царства необходимости в царство свободы, они незаметно для себя повторяли ту же мысль о переходе в другой мир, где все отношения станут иными, где начнется иная, преображенная жизнь"*(689). Поиск новых форм организации общественной жизни независимо от того, идет ли речь о государственной или надгосударственной форме, на протяжении всей истории человеческого существования осуществляется не сам по себе, а в тесной связи и взаимодействии с процессом развития социального содержания, т.е. с учетом характера и уровня развития общества. При этом учитывается также известное, теоретически и методологически важное положение о том, что хотя форма определяется содержанием, но она никогда не бывает пассивной, а всегда активна по отношению к содержанию. А чтобы форма - государственная организация общественной жизни была активной и способной реально воздействовать на содержание, каковым является общественная жизнь, она должна обладать не только общественным признанием - моральной силой, но и материальными средствами воздействия, а также "физической" - военной, полицейской и тому подобной системой. Отрицание у государственной власти источников силы помимо признания общества, размышлял по этому поводу Г.Ф. Шершеневич, "приводит к совершенной невозможности объяснить бесспорные факты резкого и продолжительного разлада между властью и обществом"*(690). Аналогичная мысль о необходимости придания государственной форме реальных рычагов воздействия, помимо моральной поддержки государственной власти и всего государственного механизма обществом, развивалась и другими авторами. Иногда гражданская власть, подчеркивал Гегель, "совершенно теряет свое значение и опирается только на военную власть, как это происходило во времена римских императоров и преторианцев; иногда, как в современных государствах, военная власть проистекала из гражданской власти"*(691). Бессилие, "немощь государственной власти", доказывал Иеринг, это "смертный грех государства, не подлежащий отпущению, грех, который общество не прощает, не переносит, государственная власть без власти - непримиримое в самом себе противоречие". И далее: "народы переносили самые жестокие злоупотребления государственной властью", "народы прощали все и забывали, что они сами являлись жертвами этой силы", ибо "самая невыносимая форма государственного состояния все-таки лучше полного отсутствия ее", анархии, бессилия государственной власти, которая "никоим образом не может быть названа государственною формою, она - абсолютно антисоциальное состояние общества, разложение его"*(692).
Рассматривая характер соотношения государства и общества с точки зрения формы и содержания, равно как и с других позиций, нельзя, как представляется, допускать двух крайностей - чрезмерного преуменьшения или, наоборот, абсолютизации силы и роли государства по отношению к обществу, с одной стороны, и общества по отношению к государству - с другой. Ибо и то, и другое в равной степени пагубно как для общества, так и для государства. Общество как основа и социальное содержание государства, будучи первичным к нему, и государство как политико-правовая форма организации общественной жизни, будучи вторичным, выступают в отношениях друг с другом не как пассивные объекты, а как активные, уравновешивающие и сдерживающие друг друга субъекты. Утрата такого равновесия и, как следствие, - стабильности в отношениях государства и общества чревата ослаблением и возможным разрушением первого и неизбежным расколом или деградацией второго. Это может произойти в силу самых разных причин, в том числе в результате государственного переворота или противоречащих коренным интересам подавляющего большинства членов общества, "радикальных реформ", как это, например, имело место в России в 90-е и во все последующие годы*(693). Как показывает социально-политический и экономический опыт России, такого рода "деяния", отвечавшие интересам лишь небольшой кучки пришедших под лозунгами "борьбы за демократию и права человека" довольно серых, но весьма алчных людей, отнюдь не только не способствовали укреплению государства и развитию общества, а, наоборот, отбросили их по всем основным параметрам далеко назад. В-пятых, разноуровневый характер взаимоотношений правового государства и гражданского общества, имея в виду, что рассматриваемые феномены соотносятся друг с другом как непосредственно, по схеме "государство - общество" (сущностный и содержательный уровень), так и "опосредованно", через создаваемые ими институты (формально-юридический и институциональный уровни). Прямая, непосредственная и наиболее глубинная связь государства и общества прослеживается на уровне взаимоотношений различных членов общества - индивидуумов, часть из которых составляет "особый слой" людей - государственных служащих, чиновников, которые не создают ни материальных, ни духовных благ, а только, обладая государственно-властными полномочиями, законодательствуют, отправляют правосудие, обеспечивают в стране общественный и государственный порядок и управляют. Другая - основная часть общества, не будучи наделенной государственно-властными полномочиями и не входя в "особый слой" людей, отправляет необходимые для жизнедеятельности общества и государства производственные в самом широком смысле слова и некоторые социальные функции. Однако несмотря на различный формально-юридический и социальный статус, которым обладают жители той или иной страны, все они, будучи одновременно членами одного и того же общества и гражданами одного и того же государства, в равной мере "заполняют" собой данные феномены и тем самым обеспечивают повседневную связь между обществом и государством на сущностном и содержательном уровнях. "Опосредованная" связь государства и общества осуществляется на уровне и посредством создаваемых ими институтов. У государства - это соответствующие, наделенные государственно-властными полномочиями органы, а также организации и учреждения. У общества - это многочисленные, создаваемые на его базе самодеятельные и иные общественные объединения, различные организации и движения. И, в-шестых, не в меру идеализированный и в этом смысле скорее виртуальный, нежели реальный, характер современных государственных и общественных образований, именуемых правовыми государствами и гражданскими обществами. С идеологической точки зрения власть имущие любой страны, не исключая современной России, по вполне понятным причинам предпочитают говорить о "своем" государстве и "опекаемом" ими обществе только в "благочестивых" и возвышенных тонах, называя их, соответственно, в духе времени и на потребу мировой политической конъюнктуре правовым государством и гражданским обществом. Однако ключевой вопрос состоит в том, являются ли они таковыми на данный момент или же предполагается, что они станут таковыми только в будущем? Небезыинтересным в этом плане представляется оптимистическое как со светской, так и с религиозной точек зрения предположение, содержащееся в Основах социальной концепции Российской Православной церкви о том, что в будущем "нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной"*(694). Разумеется, в данном, как и в других аналогичных случаях, речь идет не о названии современного или будущего государства и общества. Несопоставимым по своей важности в этом плане является то, какими на самом деле являются скрывающиеся под названием "правового государства" и "гражданского общества", соответственно, государственные и общественные образования, а вместе с тем и существующие между ними отношения. Решение данного вопроса имеет не только и даже не столько теоретическое и методологическое, сколько политико-практическое значение. 2. При рассмотрении процесса взаимосвязи и взаимодействия правового государства и гражданского общества следует обратить особое внимание, как отмечалось, на то, что это не односторонний, а двусторонний, обоюдный процесс, при котором государство оказывает активное влияние на общество, а общество на государство. В научной литературе в связи с этим верно подмечалось, что между правовым государством и гражданским обществом существует "обоюдная зависимость в форме взаимной обусловленности и взаимодействия: практически ни одно из них не может существовать без другого... Результаты их функционирования переплетены теснейшим образом и непосредственно сказываются на каждом из них"*(695). В основе их обоюдной связи и взаимодействия лежат те экономические, политические и иные факторы, которые обусловливают их совместную жизнеспособность, а также их принадлежность к единому в пределах той или иной страны явлению, которое именуется двояко, а именно - государственным и общественным строем. Говоря об обоюдной связи и взаимодействии правового государства и гражданского общества, следует, как представляется, в процессе их познания, с одной стороны, избегать их идеализации или рассмотрения их в плане абсолютной институциональной или функциональной приоритетности одного феномена по отношению к другому. Ибо общепризнана теоретически и многократно подтверждена практически необходимость и целесообразность взаимовыгодного сотрудничества между правовым государством и гражданским обществом - "этими двумя главными институтами человеческого сообщества"*(696). Существующий при этом приоритет гражданского общества по отношению к правовому государству имеет не абсолютный, как иногда утверждается в литературе*(697), а относительный, обусловленный окружающей его средой и зависящий от конкретных, включая чрезвычайные, обстоятельств характер. С другой стороны, в процессе рассмотрения обоюдной связи и взаимодействия гражданского общества и правового государства их не следует друг другу противопоставлять, ибо они, как верно подмечается исследователями, "объективно "обречены" на постоянное взаимодействие"*(698). Вместе с тем не следует также рассматривать взаимосвязь и взаимодействие правового государства и гражданского общества с позиций бытующей на Западе своего рода концепции "самообороны общества против государства"*(699), поскольку она грешит односторонностью в подходе к исследуемой материи и тем самым искажает реальную действительность. 3. Используя в процессе исследования характера взаимосвязи и взаимодействия государства и общества системный подход, вполне допустимым и логичным представляется рассмотрение их в виде частных систем (подсистем) в пределах единой объединяющей их национальной системы, будь то российская или иная национальная системы. Системный анализ разносторонних связей и взаимодействия государства и общества как структурных элементов общей национальной системы позволяет четче определить постоянно или временно воздействующие на них вместе и на каждый из них в отдельности системообразующие и системоразрушающие факторы; их общую материальную, правовую и моральную основу; окружающую их внешнюю среду, выступающую в виде других национальных, региональной и глобальной систем; точнее идентифицировать их общие и особенные цели и задачи, по поводу которых в научной литературе на протяжении многих лет периодически возникают споры. Государство, писал по этому поводу в конце XIX в. Р. Иеринг, "поглощает все цели общества... Все общеполезные союзы тяготеют к государству и вопрос о слиянии их с последним представляется только вопросом времени"*(700). В отличие от Р. Иеринга, отдававшего государству "на откуп" все цели общества, М. Ориу акцентировал внимание на общих целях, которые порождаются "средой", создаваемой в процессе взаимодействия гражданского общества и государства. "Гражданское общество, - писал он в начале XX в., - заключается в защитной оболочке политического института государства, и та среда, которую он здесь составляет, имеет целью зарождение и развитие цивилизованной личности"*(701). В современной научной литературе вопрос о целях и задачах гражданского общества и государства, в значительной мере предопределяющих характер их взаимоотношений, по общему правилу решается дифференцированно. Наряду с их общими целями и задачами выделяются и их особые, специфические для каждого из них задачи, обусловленные, с одной стороны, их неразрывной взаимосвязью и тесным взаимодействием, а с другой - их самодостаточностью и относительной самостоятельностью. Правовое государство и гражданское общество, отмечает, в частности, М.Т. Баймаханов, "непосредственно решают разные, хотя и близкие друг другу задачи. Если государство закрепляет в своих конституционных и законодательных актах правовой статус личности, то гражданское общество обеспечивает ей высокий социальный статус"*(702). Говоря о прямом воздействии государства на общество, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: а) государство может оказывать на общество не только положительное, но и негативное влияние. "Обособление государственной силы, - писал в связи с этим Г.Ф. Шершеневич, - дает возможность государственной власти оказывать дурное влияние на общество... Органы власти могут сознательно усиливать классовую, национальную и вероисповедную вражду, чтобы в борьбе одной части общества против другой истощались те силы, которые иначе могли бы в полном единстве направляться против них". Далее: "Органы государственной власти в состоянии ставить препятствия народному образованию, развитию общественности, подавлять личную инициативу, отбрасывать мужественные, стойкие единицы и вызывать самых злых духов на служение себе против общественных сил"*(703); б) вопреки широко распространенному мнению о "сужении сферы деятельности" государства и соответственно расширении "сферы ответственности" гражданского общества область и объем воздействия государства на общественную жизнь во многих направлениях не только не сужается, а, наоборот, еще больше расширяется и возрастает. Это связано, в частности, с тем, что "неолиберальное" государство вынуждено брать на себя все больше "ответственности" за осуществление ряда социальных программ (Welfare State, социальное государство и т.п.) с усложнением внешнеполитических, экономических и иных процессов, связанных с регионализацией и глобализацией; с изменением представления ("идеологии") о частной собственности и расширением так называемого корпоративного, или менеджериального, капитализма (corporate or managerial capitalism), предполагающего усиление "присутствия" государства в экономической сфере, и т.д.*(704); в) в своих взаимоотношениях с обществом государство все чаще воздействует не только и даже не столько на весь "социальный массив", сколько на его отдельные, обладающие определенной институциональной, функциональной и иной спецификой сегменты. В качестве одного из многочисленных примеров можно сослаться на установление весьма жесткого со стороны ряда государств "демократического контроля над профсоюзами" и на постоянную "работу" государственных органов с этими институтами гражданского общества*(705); г) по мере развития человеческой цивилизации и усложнения взаимоотношений между государством и обществом неизбежно расширяются пути и конкретные формы воздействия первого на второе. При этом государство не поглощает в прямом смысле слова общество, не стремится проникнуть во все поры общественной жизни, как это делало, например, тоталитарное государство фашистской Германии или Италии 30-40-х гг. XX столетия или как это делает "самое демократическое государство современности" - США, пытаясь проникнуть путем прослушивания телефонных разговоров, вскрытия почтовых отправлений и контроля за характером читаемой литературы в сферу личной и духовной жизни своих граждан, а также в сферу сознания и умонастроения всего американского общества*(706). Правовое государство, если оно является таковым на деле, а не на словах, рассчитанных на самого легковерного обывателя, не отказываясь от традиционных, свойственных любому государству принудительных средств, широко использует также и другие - экономические, финансовые, организационные и им подобные рычаги воздействия на общество. Используя различные средства, государство, как писал еще в XVIII в. Д. Юм, "должно поддерживать" порядок в обществе; издавать "суровые законы против захватнических войн", ибо "обширные завоевания" могут явиться "причиной гибели любой свободной системы правления"; принимать меры против "религиозных исступлений или каких-либо других из ряда вон выходящих движений человеческого духа", которые могут довести людей до "пренебрежения всяким порядком и общественным благом"*(707). Правовое государство, подчеркивают современные исследователи, в отношении гражданского общества не только осуществляет регулятивные функции, создавая обязательные для всех правила поведения, но и поддерживает порядок, организует общество, сплачивает его и защищает извне*(708). 4. Исследуя вопрос об основных направлениях воздействия правового государства на общество и их классификацию, многие авторы, как констатирует Г. Еллинек, традиционно исходили из "абстрактного исследования государства" и "различения трех главных функций государственной власти - законодательства, исполнения (управления) и отправления правосудия"*(709). Однако, заключает ученый, "тщательное исследование приводит к тому выводу", что в большинстве "важных политических и государственно-правовых теорий" представления об основных направлениях деятельности государства - его функциях, так же как и их "различные классификации научного характера, всегда строились на почве данной исторической действительности. Все классификации государственных функций, принадлежащие всем заслуживающим внимания авторам, всегда исходили из конкретного государства соответствующей эпохи с его своеобразными учреждениями"*(710). В самом деле, весьма трудно себе представить, чтобы правовое государство в соотношении с гражданским обществом, тем более когда считается, что последнее "существует всегда, в том числе и в тоталитарных государствах", хотя и "в неразвитом виде, искаженных, неадекватных формах"*(711), - чтобы правовое или иное государство выполняло на всех этапах развития человеческой цивилизации одинаковые функции. Ведь не следует забывать, что в функциях, так же как во всей деятельности его различных органов, заложены определенные, далеко не совпадающие друг с другом на различных стадиях развития общества социально-классовые интересы и что государство, реализуя их, преследует в каждом случае вполне определенную цель. Без этого, по вполне резонному замечанию Г. Еллинека, "государство представляло бы только огромный дом для умалишенных"*(712). Больше того, как свидетельствует общественно-политический и государственно-правовой опыт разных стран, функции государства, осуществляемые им по отношению к обществу, разнятся друг от друга не только в силу того, что они присущи государствам разных "эпох", или типов, но в силу иных, более конкретных причин, проявляющихся на одном и том же отрезке времени, в пределах одной и той же "эпохи". Это могут быть самые разные - экономические, социальные, политические, экологические, демографические и иные причины, обуславливающие как необходимость появления у государства тех или иных функций, так и их значимость. В качестве примера можно сослаться на функцию современного государства, имеющую своей целью решение возникающих в той или иной стране демографических проблем. В частности, в постсоветской России эта функция возникла в связи с резким падением рождаемости в "ельцинскую эпоху", как один из результатов проведения в стране "демократических" реформ, отбросивших общество и государство на десятки лет назад. Основной целью этой функции вместе с соответствующими федеральными программами, возникшими в "путинский период", начиная с 2000 г., было стимулирование рождаемости. В то же время основной целью осуществления государством аналогичной функции в Китае в этот же период было не стимулирование, а, наоборот, сдерживание рождаемости в стране, где на протяжении многих лет возникают самые разнообразные - образовательные, воспитательные, жилищные и иные проблемы, связанные с перенаселенностью. Нетрудно заметить в данном случае, что на одном и том же историческом отрезке времени у разных государств в силу разных причин могут возникать хотя и одинаковые по своему предмету и названию, но весьма разные по своим непосредственным целям, направленности и социальной значимости функции. Разумеется, по отношению к обществу они будут иметь совершенно разный эффект. Аналогичным образом, наряду с функцией государства, направленной на решение возникающих в обществе демографических проблем, обстоит дело и с некоторыми другими его функциями, в частности с экономической функцией. Проявляясь на одном и том же историческом отрезке времени, в рамках одной и той же экономической сферы и будучи направленной на решение в принципе одних и тех же задач, связанных с укреплением и развитием материально-технической, финансовой и технологической базы общества, экономическая функция одного государства тем не менее может разительно отличаться по своим самым разным параметрам, в том числе по своей социальной значимости и эффективности, от аналогичной функции другого государства. Одним из наиболее наглядных примеров в этом плане может служить, в частности, экономическая функция постсоветского - "правового", "демократического" и пр., согласно действующей Конституции, государства, с одной стороны, и экономическая функция современного китайского государства - с другой. Будучи одноименными по названию и в принципиальном плане сходными по своему назначению и "призванию", они, как показывает практика, кардинально отличаются друг от друга по идеологическому содержанию, формам и методам реализации государственной политики по отношению к обществу в сфере экономики и, как следствие, - весьма существенно отличаются друг от друга по своей социальной значимости и эффективности. Наибольшей эффективностью и динамичностью, как показала многолетняя практика, обладает экономическая политика, а вместе с ней и отражающая ее экономическая функция современного китайского государства. Гораздо меньшей динамичностью и эффективностью, если вообще можно говорить о них применительно к постсоветским олигархически-экономическим реалиям, обладает экономическая функция современного российского государства. В отличие от прогрессирующей национальной экономической политики Китая, экономическая политика постсоветского государства, оказавшая, особенно в 90-е гг., разрушительное воздействие на общество и на саму российскую государственность, строилась и опиралась на совершенно иные, далеко не всегда и не во всем оптимально соотносящиеся с национальными интересами России постулаты*(713). Некоторые из них наиболее ощутимо проявились на ранних стадиях строительства капитализма в стране, когда под флагом борьбы с "коммунизмом" "птенцы гнезда Ельцина" - его полукриминальной "семьи", вместе с зарождавшимися "эффективными менеджерами", по совету западных "независимых экспертов", весьма эффективно "демонтировали" не только экономическое, но и соотносящееся с ним все остальное - культурное, научное, моральное, интеллектуальное, социальное и иное "коммунистическое наследие". Другие постулаты "демократической" экономической политики постсоветского государства сохранились и оказывают свое зачастую негативное воздействие на общество и поныне. Это, во-первых, слепое следование давно утратившим в капиталистическом мире канонам раннего "традиционного" либерализма, "уничтожившего в конце концов традиционное представление о национальном государстве как о коллективном организме, сообществе"*(714). Ключевым положением раннего либерализма - идеологии "дикого капитализма", констатируют западные исследователи, было положение, согласно которому в экономической, а вместе с тем и в других сферах жизни общества "все должно идти своим чередом, не надо нарушать естественный ход вещей". Ядром этой идеологии явилось убеждение в том, что "прогресс и человеческое счастье достижимы исключительно через предоставление индивидам возможности свободно конкурировать друг с другом". Laissez-faire - основной постулат либерализма означал: пусть как могут "выкарабкиваются сами"*(715). Руководствуясь данным принципом, власть имущие в "новокапиталистической" России, загубив в значительной мере все прежнее промышленное и иное производство высокоразвитой страны, обрекли подавляющую часть российского общества на нищенское существование и социально-экономическое бесправие.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.049 с.) |