Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократические основы Российского государства в советский и постсоветский периоды его развития
1. Со времени образования Советского государства в октябре 1917 г. и вплоть до его развала в 90-е гг. идеологи "цивилизованного" Запада рассматривали его, исходя из своих мировоззренческих позиций и интересов, не иначе, как исключительно авторитетное и тоталитарное образование, лишенное каких бы то ни было демократических начал*(878). Однако реальная жизнь свидетельствовала об обратном. А именно - о правоте ныне не воспринимаемого власть имущими постсоветскими псевдолибералами В.И. Ленина, который, сообразуясь с реальностью, подчеркивал, что "социализм невозможен без демократии в двух смыслах: 1) нельзя пролетариату совершать социалистическую революцию, если он не подготавливается к ней борьбой за демократию; 2) нельзя победившему социализму удержать своей победы и привести человечество к отмиранию государства без осуществления полностью демократии"*(879). Согласно теории социалистического государства вообще и Советского государства в частности, развивавшейся В. Лениным и его сторонниками, в целом подтвержденной социально-экономической и политической практикой, демократический характер Советского государства у объективных исследователей в принципе никогда не вызывал и не вызывает каких бы то ни было сомнений*(880). И это, несмотря на то, что на пути становления и развития демократических начал Советского государства нередко возникали трудно преодолимые препятствия; так же как и во многих других государствах в ходе борьбы за власть на отдельных исторических этапах допускались отдельные "отступления", а проще говоря, - нарушения требований демократии; в конце 30-х гг. имели место в стране политические репрессии и политические преследования. Ведь речь идет в процессе исследования демократических начал Российского государства в советский период его развития не об отдельных отступлениях от тех или иных утвердившихся в социально-политической теории и практике канонов демократии, а о демократических основах Советского государства в целом*(881). На протяжении всей семидесятилетней истории развития Советского государства демократические начала, свойственные его пролетарской, по сути - народной природе и характеру, постоянно развивались и совершенствовались во всех их аспектах и направлениях, несмотря на имевшие место, как отмечалось, на которых этапах эволюции советского общества и государства отступления от демократических принципов и норм.
Последнее, несомненно, сказалось соответствующим образом как на особенностях советского государственного режима, так и на жизнедеятельности всего советского общества. Однако, как показывает социально-экономическая и политическая реальность, это принципиально не сказалось на природе и характере демократических основ Российского государства в советский период его развития. 2. В чем заключалось содержание этих основ? Из каких составных частей (компонентов) они состояли и как они формировались? Отвечая на эти и им подобные вопросы, следует обратить внимание, прежде всего, на то, что демократические основы советского, равно как и любого иного демократического государства, представляют собой систему соответствующих институтов, прав и свобод граждан, принципов и идей, на базе которых строится и функционирует государство, в полной мере отражающее и защищающее интересы подавляющего большинства или в идеале - всех членов общества. В качестве составных компонентов демократических основ Советского государства на всех этапах его развития выступает, во-первых, система представительных органов СССР в центре и на местах в лице Советов. В зависимости от уровня развития советского общества и государства, "обслуживавшихся" Советами, они, как известно, именовались по-разному. В Конституции РСФСР 1918 г. они назывались, например, Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым в центре и на местах принадлежит вся власть. В Конституции РСФСР 1925 г. они именовались Советами рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Соответственно, в Конституции СССР 1936 г. данные представительные органы назывались Советами депутатов трудящихся, а в Конституции Советского Союза 1977 г. - Советами народных депутатов. Однако, независимо от названия, отражавшего изменявшийся их по мере развития общества и государства социальный состав, Советы неизменно выступали не только в качестве политической основы Советского государства, как констатировалось в Конституции СССР 1977 г. (ст. 2) и в прежних советских конституциях, но и как откровенно демократические институты.
Об этом свидетельствовала прежде всего сама пролетарская по своей сути, социальная природа Советов, деятельность которых строилась "на основе коллективного, свободного, делового обслуживания и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе"*(882). О демократическом характере Советов со всей очевидностью свидетельствовали также преследуемые "общественные" и обще значимые цели и задачи, порядок их формирования и функционирования, а кроме того - социально-политический и юридический статус депутатов. Согласно последней советской конституции - Конституции СССР 1977 г. - Советы избирались на строго определенный срок: срок полномочий Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик был пять лет, а местных Советов - два с половиной года (ст. 90). Выборы депутатов во все Советы проводились на основе "всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании" (ст. 95). Все выборы проводились по избирательным округам и за счет государства. Правила проведения выборов определялись и закреплялись строго в законодательном порядке. В период подготовки и проведения выборов избиратели давали наказы своим депутатам, которые, согласно конституционному законодательству, должны были рассматриваться соответствующими Советами и учитываться при разработке планов экономического и социального развития и составления бюджета. Об учете и выполнении наказов Советы обязаны были информировать избирателей*(883). Обладая широкими полномочиями, каждый депутат как "представитель народа в Советах народных депутатов" обязан был отчитываться "о своей работе и работе Совета" перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты" (ст. 107). Депутат, не оправдавший доверие избирателей, мог быть "в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке"*(884). Во-вторых, в качестве составных частей демократических основ Советского государства, наряду с Советами, выступали различные общественные объединения, создаваемые гражданами в соответствии с их интересами и потребностями. Среди такого рода объединений выделялись кооперативно-колхозные объединения, профсоюзные, молодежные, спортивные и многие другие. Все общественные организации создавались на основе конституционного и обычного законодательства, в частности, на основе закона СССР "Об общественных объединениях", гарантировавшего право советских граждан на беспрепятственное создание не только общественных организаций, но и различных фондов, общественно-политических движений и иных образований*(885). Согласно Конституции СССР 1977 г. профсоюзные и все иные общественные организации обладали имуществом, необходимым им "для осуществления уставных задач". Это имущество относилось к категории социалистической собственности, которую государство не только охраняло, но и создавало условия "для его преумножения" (ст. 10).
В соответствии с Конституцией всем общественным организациям, наряду с партийными организациями, трудовыми коллективами, а также "собраниями военнослужащих по воинским частям" предоставлялось право выдвижения кандидатов в депутаты во все Советы. При этом гражданам и общественным организациям гарантировалось "свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио" (ст. 100). Все это, наряду с правом каждого гражданина СССР "вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе" (ст. 49), несомненно, свидетельствует о демократической природе и характере Советского государства, о наличии у него, наряду с социально-экономическими, политическими и идеологическими основами, также и демократических основ. В-третьих, среди компонентов демократических основ Советского государства, кроме формы представительных органов в лице Советов и общественных организаций, следует назвать также форму непосредственной демократии - референдум. И хотя в советский период развития российского общества и государства референдум проводился только единожды - весной 1991 г. на закате советской власти (по вопросу о сохранении в преобразованном виде СССР), тем не менее возможность его проведения предусматривалась еще в Конституции СССР 1977 г. Статья 5 данного Основного закона Советского Союза предусматривала, в частности, что все "наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Данное положение позволяет рассматривать референдум в качестве демократического начала Советского государства и, соответственно, в качестве одного из составляющих компонентов его демократических основ. В-четвертых, важными компонентами демократических основ Советского государства являются не только институты, но и другие их составляющие явления, такие, в частности, как права и свободы граждан, а также соответствующие принципы организации и жизнедеятельности на данном историческом этапе развития российского общества и государства.
"Ведь демократия в современной интерпретации, - справедливо отмечалось в связи с этим в научной литературе, - не означает наличие только структурных каналов влияния на власть. Защита прав и законных интересов человека, формирование его готовности быть участником общественных процессов, обеспечение консолидации слоев общества и стабильность социальных и национальных отношений требуют широкого взгляда на механизмы поведения в обществе"*(886). Рассматривая структуру и содержание демократических основ Советского государства под углом зрения прав и свобод советских граждан, следует подчеркнуть, что, несмотря на многочисленные трудности становления и укрепления советской власти, диапазон их, а вместе с тем и их социально-экономические, политические и иные гарантии не только не уменьшались, а, наоборот, постоянно росли. Это означало, что по мере развития Российского государства в советский период права и свободы граждан, а вместе с ними и их гарантии не только декларировались в конституционном или ином порядке, но и практически осуществлялись. Естественно, что вместе с ними, по логике вещей, подтвержденной жизненной практикой, расширялись и укреплялись все иные компоненты демократических основ Советского государства и демократические основы в целом. 3. Подобно Советскому государству, в структурном и формально-юридическом плане аналогично обстояло и обстоит дело также и с демократическими основами постсоветского государства. Сравнивая те и другие между собой, нельзя не видеть у них в обозначенном плане как общие признаки и черты, сближающие демократические основы советского и постсоветского государства друг с другом, так и их особенности. В силу того, что Советское и постсоветское государства принадлежат к различным типам государственно-правовых образований, а именно - Советское государство является социалистическим, а постсоветское - капиталистическим, то a priori можно сказать, что у них и у их демократических основ в структурном и формально-юридическом плане гораздо больше общего, нежели особенного. В то же время как в сущностном, социально-классовом плане все обстоит наоборот: в этом отношении у них меньше общего, чем особенного. Дело заключается в том, что демократические основы Советского государства являются по своей сущности и социальному содержанию пролетарскими феноменами, отражающими в подавляющей степени интересы трудовых слоев населения страны. В то же время, как демократические основы постсоветского государства являются по своей сущности и социальному содержанию буржуазными феноменами, отражающими и защищающими в приоритетном порядке интересы олигархии, а также мелкого и среднего капитала. Интересы трудового пролетарского большинства при этом находятся на далекой периферии. Если на начальных этапах становления и развития Советского государства, в период диктатуры пролетариата на первом плане стояли интересы пролетарских слоев общества, а интересы прежних, буржуазных классов и классовых прослоек полностью игнорировались или отступали на задний план, то в постсоветском Российском государстве все обстояло наоборот.
Из этого следует, что, имея общие признаки и черты в формально-юридическом отношении, советское и постсоветское государства как разнотипные феномены одного и того же явления, именуемого Российским государством, вместе со своими демократическими и иными основами, весьма радикально отличаются друг от друга в фактическом отношении. 4. В чем проявляется общность их демократических основ, рассматриваемых в формально-юридическом плане, и в чем состоит при этом их особенность? Отвечая на эти вопросы, следует обратить внимание, как представляется, в первую очередь на схожесть их структуры, на совокупность составляющих их компонентов. Демократические основы постсоветского, как гласит Конституция 1993 г., "демократического, федеративного правового государства с республиканской формой правления"*(887), так же как и демократические основы Советского государства складываются из таких компонентов, как: а) государственные представительные органы - формы представительной демократии; б) формы непосредственной демократии в виде "референдума и свободных выборов", являющихся "высшим непосредственным выражением власти народа"*(888); в) общественные объединения, которые создаются в процессе реализации права граждан России на объединение, "включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов"*(889); г) права и свободы граждан, а также демократические принципы организации и деятельности государственных представительных и иных институтов; д) многочисленные политические партии. В процессе сравнения демократических основ постсоветского государства с демократическими основами Советского государства не трудно заметить, что их компоненты, обладая общностью на видовом уровне (формы представительной демократии, формы непосредственной демократии и т.п.), в то же время, вполне естественно, разнятся друг по отношению к другу на "конкретном" уровне, на уровне составляющих эти виды компонентов. Так, например, если в структуре демократических основ Советского государства в виде представительных институтов выступали Советы, составляющие "единую систему органов государственной власти"*(890), то в структуре демократических основ постсоветского государства в качестве таковых выступают: Федеральное Собрание - высший представительный и законодательный орган Российской Федерации, высшие представительные и законодательные органы субъектов Федерации и местные представительные и законодательные органы. Наличие подобного рода формально-юридического, а вместе с тем и фактического различия составных компонентов демократических основ советского и постсоветского государств - явление вполне естественное и легко объяснимое, имея в виду принадлежность этих государств к различным типам государственно-правовых образований. При этом если Советы возникали и функционировали в условиях относительно равных для всех граждан материальных, а вместе с ними социально-политических и иных возможностей, то представительные органы постсоветского государства создавались и функционируют в условиях глубокого материального и обусловленного ими социально-политического и иного неравенства граждан и, соответственно, их возможностей. В самом деле, можно ли говорить о равенстве материальных, а с ними и иных возможностей граждан постсоветской России, если, например, при ежемесячном доходе в 30 тысяч рублей в 2016 г. по стране члены правления государственной компании "Транснефть" имели ежемесячный доход в 7,35 млн. рублей, а члены правления госкомпании "Роснефть", ежемесячно "зарабатывали" в поте лица 31 млн. рублей "на брата"*(891). О "равенстве возможностей" граждан постсоветского государства свидетельствуют и многие другие такого же рода примеры, касающиеся, в частности, получения по итогам 2016 г. 12 членами правления Сбербанка "вознаграждения" за труд в размере 3,5 миллиарда рублей, а точнее - 3 миллиарда 590 млн. рублей. При этом общий размер премий членам правления Сбербанка составил 2,88 миллиардов рублей*(892). Разумеется, при таком "равенстве возможностей" всех граждан постсоветского государства, когда один из них - весьма незначительная часть общества вместе с государственной бюрократией с каждым годом все больше богатеет, а подавляющая часть общества все больше беднеет, невозможно говорит о какой бы то ни было социальной справедливости и о "всенародной" или подобной ей демократии. Речь может идти лишь о типичной узкоклассовой, буржуазной демократии - о реальной демократии жирующего меньшинства со всеми ее представительными и иными компонентами, формирующими демократические основы постсоветского государства, в отличие от пролетарской демократии - демократии советского периода развития Российского общества, демократии подавляющего большинства. Аналогичным образом складывается ситуация не только с представительными органами - составными частями демократических основ постсоветского государства, но и с другими их компонентами, формирующими демократические основы современного российского государственно-правового образования, включая, в частности, права и свободы российских граждан. По форме и названию, а также по конституционным и иным официальным декларациям они выглядят вполне респектабельно и демократично в отношении всех без исключения российских граждан, вплоть до олигархов и бомжей. Однако в реальной действительности в силу ряда объективных и субъективных причин, и в первую очередь весьма слабых материальных и иных гарантий прав и свобод рядовых граждан, этими правами и свободами в приоритетном порядке пользуются не бомжи и многомиллионные бедные слои населения, а доминирующая в стране полукриминальная олигархия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.92.215 (0.034 с.) |