Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая и правовая мысль Русского государства в XIV-XVI вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На данном, так же как и на всех других предыдущих и последующих этапах развития Русского государства, возникающие в его пределах политические и правовые идеи, формирующие его политико-правовую идеологию, в значительной мере отражают те явления и события, которые возникают в это время в обществе и государстве. В числе наиболее важных социально-экономических и социально-политических явлений и событий русской истории XIV-XVI вв. в научной литературе выделяются такие как: укрепление и развитие, по мере наметившегося в стране экономического роста, феодальных отношений; закрепощение крестьян и в связи с этим усиление их сопротивления; объединение русских земель вокруг Москвы и "превращение Московского княжества в Российское государство"; междоусобная борьба феодальных кланов; освобождение от монголо-татарского игра и формирование многонационального государства во главе с русским народом; и др.*(952) Под влиянием этих и иных явлений и событий - своего рода факторов, воздействовавших на процесс формирования и реализации политико-правовой идеологии Русского государства на данном этапе его развития, в литературных и иных произведениях интеллектуальной Руси отмечались и обсуждались такие теоретически и практически значимые вопросы, которые касались: происхождения Русского государства; его места и роли в жизни русского общества; соотношения светской и духовной власти; божественной природы высшей государственной власти на ранних этапах - князя, а позднее - царя; концепции идеального князя; и др. Сравнивая политико-правовую идеологию Русского государства XIV-XVI вв. с идеологией Киевской Руси, исследователи не без оснований отмечают, что она "выглядит более сложной по содержанию и более разнообразной по тематике". В частности, в ее рамках существовали различные идеологические течения, представители которых, отстаивая свои позиции, ведут между собой политическую и идеологическую борьбу. Кроме того, констатируют ученые, "русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси"*(953). В переводе с языка теории на язык практики это означало, что она имела больше возможностей по сравнению с "культурным фундаментом" Киевской Руси оказывать влияние на политическую и правовую идеологию последующих столетий, нежели Киевская Русь оказывала влияние на становление и развитие идеологии Русского государства рассматриваемого этапа*(954). Последнее, однако, вовсе не означало отсутствия какого-либо вообще влияния идеологии Киевской Руси, развивавшихся в ее пределах взглядов и идей, на идеологию последующих этапов развития Русского государства, ибо всегда существовала глубокая преемственность между различными этапами развития как Русского государства, так и соответствующего ему общества. Идеология Киевской Руси в этом плане - в плане преемственности и влияния на идеологию Московского государства - не является исключением. Историческая преемственность Московского государства от Киевской Руси, в том числе культурного наследия Киевского государства, констатируется в научной литературе, является "вполне закономерным явлением", обусловленным существованием между ними "исторической преемственности". Эпоха Московского государства, отмечает В.А. Томсинов, "дала новое дыхание литературе Киевской Руси. Фактом является то, что в течение XIV-XV вв. были созданы новые списки сочинений русских авторов XI-XII вв., идеи которых широко использовались в Московии. Среди последних важное место в политико-правовой идеологии Московского государства занимали политические и идеологические идеи Киевской Руси. Суждения Феодосия Печерского и митрополита Никифора, идеи Иллариона, Владимира Мономаха и многих других русских мыслителей XI-XII вв. "становятся отправной точкой размышлений о сущности власти и закона, об обязанностях правителей, о соотношении церкви и государства для русских идеологов XIV-XVI в."*(955). Под влиянием важнейших социально-политических явлений русской истории XIV-XVI вв., а также под влиянием идей и суждений, существовавших в Киевской Руси, в политико-правовой сфере Московского государства формировались и широко обсуждались не только различные идеи и суждения, но и отдельные концепции. Одним из примеров подобного рода концепций может служить, в частности, концепция "Идеального русского государя", которая развивалась в сочинениях Иосифа Волоцкого (1440-1575), аттестуемого в научной литературе как один "из самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю"*(956); в работах Максима Грека (1470-1556) - одного из известных сторонников идеологии нестяжательства*(957), проповедовавшей идеи бескорыстной жизни, не обремененной стремлением к материальному обогащению духовенства, монастырей; данная концепция развивалась также в работах некоторых других мыслителей рассматриваемого этапа развития русского общества и государства. Согласно концепции "Идеального Русского государя" в "обобщенном виде" он должен быть в первую очередь хранителем православно-нравственных устоев общества и государства; выступать как решительный защитник христианства от нападения на него извне и от разлагающего его воздействия изнутри, со стороны "злокачественных еретиков"; быть благочестивым и справедливым по отношению ко всем своим подданным; управлять государством в соответствии с "Христовыми заповедями и законами"; обладать, согласно мнению Максима Грека, высказанному им в обращении к молодому царю Ивану IV, еще не ставшему "Грозным", такими свойствами, как "кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же -правда и милость"*(958). Наряду с концепцией "Идеального Русского государя" в политико-правовой идеологии Московского государства рассматриваемого этапа его развития широкое распространение получила также концепция, а точнее - теория "Москва - Третий Рим", "оформившаяся", согласно мнению исследователей, в посланиях Филофея - монаха Псковского Елизарова монастыря - к псковскому наместнику и великим князьям Василию и Ивану*(959). Речь идет, в частности, о таких посланиях, как "Послание Московскому великому князю Василию Ивановичу" и "Послание к государю - царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси", получивших широкую известность в конце XV - начале XVI в. Основная цель данной теории - доказательство закономерности становления и возвышения централизованного Московского государства, а вместе с ним - великого князя московского как главы всей Русской земли. В соответствии с основными атрибутами рассматриваемой теории вся история человечества представляется в виде возникновения, развития и упадка по воле Бога мировых государств. Первым из такого рода мирового масштаба государств ("царь") был Древний Рим, который пал из-за своего язычества, ереси. Второе мировое государство ("царство") - Византия - погибла из-за унии с католической церковью. Она была наказана Богом, и Константинополь был завоеван турками. Третий Рим - Москва как центр православия "будет стоять до окончания мира, ибо Русское государство избрано по воле провидения для защиты православной религии". При этом констатируется в посланиях Филофея, а позднее в научных исследованиях: "Сохранившая верность православию Россия не только осталась невредимой, но, напротив, явно набрала силу, сбросила татарское иго, успешно обороняет свои границы, возрос ее международный авторитет". И в заключение: "Слава и могущество Рима и особенно Византии не исчезли бесследно, они вновь возродились в России"*(960). Теория "Москва - Третий Рим", так же как и концепция "Идеального Русского государя", свидетельствовавшие о высоком интеллектуальном уровне и несомненном патриотизме их создателей, безусловно сыграли положительную роль в укреплении Российского государства и консолидации русского общества рассматриваемого периода. Следует лишь добавить, что наряду с ними в политико-правовой идеологии Московского государства в это время развивалась также концепция Российского государства, идеи стяжателей и другие*(961).
§ 4. Политико-правовая идеология России на этапе образования и усиления абсолютизма
1. Существование и функционирование официальной политико-правовой идеологии абсолютизма в России охватывает собой период, а точнее этап развития ее государственно-правовой системы со второй половины XVII в. и вплоть до революционных событий 1917 г., в результате которых "на смену" российскому монархическому государству пришло российское республиканское государство. Данный этап развития Российского государства, отразившийся в его идеологии, характеризовался изначально постепенным разложением феодализма и возникновением элементов капитализма, а также преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную, которое завершилось в начале XVIII в. при Петре I. Для этого этапа была характерна также дальнейшая централизация Русского государства, которая повлекла за собой установление в стране самодержавного строя, на базе которого впоследствии создавалась абсолютная монархия с ее соответствующей идеологией. Идеология абсолютизма складывалась, как констатируется в научной исторической литературе, на этапе подготовки и проведения петровских реформ, обусловивших перерастание самодержавной власти монарха в его абсолютную власть*(962). В российском варианте, равно как и во всех других случаях, абсолютизм, согласно сложившемуся о нем в научной литературе мнению, представляет собой политический режим, "не ограниченный каким-либо законодательным актом самодержавной власти, соответствующий форме правления - абсолютной монархии, при которой вся верховная власть безраздельно принадлежит одному лицу - монарху"*(963). Российский абсолютизм, будучи неразрывно связанным с самодержавием и возникая на базе самодержавия, тем не менее не отождествляется с ним. Ибо в условиях самодержавия самодержцы - главы государства никогда не обладали абсолютной властью и правили в XVI-XVII вв. совместно с Боярской думой и Земскими соборами*(964). На одном из этих Соборов в 1613 г., как известно, царем был избран Михаил Романов, положивший начало новой династии - династии Романовых. Самодержавие и абсолютизм, таким образом, будучи однопорядковыми явлениями, не выступают тем не менее в виде идентичных феноменов. Каждый из них обладает своими специфическими чертами и особенностями. 2. Основные черты и особенности российского абсолютизма, кроме максимального сосредоточения государственной власти в руках одного лица - абсолютного монарха, заключались также в том, что он: а) возник на этапе перехода России от феодализма к капитализму; б) в отличие от западноевропейского абсолютизма, социальной базой которого был союз дворянства с городами, российский абсолютизм опирался "почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие"; в) незамедлительно покончил со всеми пред шествовавшими ему сословно-представительными органами и учреждениями; г) отличался сильным, разветвленным профессиональным бюрократическим аппаратом, постоянной армией, полицией и жандармерией; д) сопровождался внешней экспансией государства, направленной на расширение своей территории, а также усилением детальной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп; и е) опирался в сфере экономической идеологии на философию меркантелизма, "ориентирующую экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм"*(965). Говоря об основных чертах и особенностях российского абсолютизма, следует заметить, что он, как явление, вместе с сопутствовавшей ему идеологией никогда не оставался неизменным, а по мере развития российского общества и государства последовательно, так же как и самодержавие, развивался и видоизменялся, приобретая при этом новые формы и выражения. Данный процесс имел место на протяжении всей истории существования и функционирования абсолютизма в России, а именно - со времени правления Петра I (1689-1725), когда, как отмечают исследователи, "самодержавие приобрело новое качественное содержание" в силу того, что "самодержец стал носителем абсолютной, юридически неограниченной власти", и кончая временем правления царя Николая I (1825-1855) - временем апогея российского самодержавия и абсолютизма*(966). Поскольку Россия в то время представляла собой, по образному выражению А.И. Герцена, весьма жесткую "империю чиненых перьев и граненых штыков", то последующее правление - правление Александра II (1855-1881) в этом смысле представлялось вместе с проводимыми им реформами гораздо более либеральным как по форме, так и по содержанию*(967). 3. Будучи довольно действенным и к тому же относительно динамичным феноменом в предоктябрьский период жизнедеятельности российского общества и государства, политико-правовая идеология на этом этапе образования и функционирования абсолютизма активно разрабатывалась и совершенствовалась как усилиями самих самодержцев-правителей, так и в значительной степени их сторонников - российских мыслителей. Среди плеяды правителей того времени, оказавших значительное влияние на разработку теории и накопление практики реализации российского абсолютизма, несомненно выделяются со своими работами Петр I и Екатерина II. Объясняя и вместе с тем оправдывая проводимые в стране так называемые петровские реформы, которые внесли радикальные изменения в российское общество и государство и способствовали формированию официальной идеологии российского абсолютизма, Петр I широко использовал при этом, наряду с доктриной "самодержавной власти в России", также доктрину "всеобщего блага". "С самого вступления нашего на престол, - заявлял он в своем Манифесте от 16 апреля 1700 г., - все старания и намерения наши клонились к тому, как бы сим государством управлять таким образом, чтобы все подданные наши попечением о всеобщем благе более и более приходили в лучшее и благоприятнейшее состояние". При этом, заботясь об обеспечении "всеобщего блага" и одновременно о защите высшей государственной власти, Петр I устанавливал в своем "Воинском артикуле" следующее абсолютистского характера положение, согласно которому тот, "кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том рассуждать, будет оный имеет живота лишен быть, и отсечением головы казнен"*(968). Следует заметить, что главным средством обеспечения "всеобщего блага" в стране актами Петра I (приказами, манифестами и пр.) объявлялась разносторонняя деятельность самого государя, власть которого считалась неограниченной и надзаконной. "Ибо его величество, - законодательно закреплялось в "Воинском артикуле", - есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять"*(969). Наряду с Петром I значительный вклад в развитие политико-правовой идеологии российского абсолютизма, а также доктрины "самодержавной власти в России" внесла Екатерина II. Своеобразным стимулом ее активного и непосредственного участия в развитии политико-правовой идеологии России на данном этапе эволюции российского общества и государства послужило ее естественное желание и стремление, после прихода к власти в результате государственного переворота, к максимальной легитимизации своего статуса как главы Российской империи - российской самодержицы*(970). Под влиянием западноевропейских либеральных теорий и идей в официальную политико-правовую идеологию России данного этапа ее развития Екатериной II были внесены нововведения, которые в своей совокупности формировали новое видение российской самодержавной власти и проявлялись как основные элементы идеологии "просвещенного абсолютизма". Они касались, с одной стороны, возможности ограничения абсолютной власти монарха его "добрыми делами" и "человеческими качествами". А с другой - идеи закрепления в законодательном порядке общих рамок деятельности правительства как института и установления компетенции основных государственных органов. Идеология "просвещенного абсолютизма" в полной мере была представлена в работе под названием "Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения", над которым она работала, по утверждению исследователей, более двух лет*(971). Развивая заимствованную у Монтескье идею об ограничении, а точнее - об установлении пределов монархической власти в условиях сословно-представительной монархии, которую французский философ развивал в своем известном труде "О духе законов", Екатерина II "трансформировала" ее в "Наказе" применительно к российской действительности. Так, если у Монтескье пределы или ограничения власти монарха устанавливаются под влиянием народа, различных сословий, то в России эти пределы, согласно мнению Екатерины II, должны определяться самим монархом, в данном случае - ею самой. Объявляя государя источником власти, существующей в стране, Екатерина II считала, что он не должен непосредственно участвовать в управлении делами государства и "должен воздерживаться от того, чтобы самому решать судебные споры, поскольку для этого ему надлежит иметь других особ, которые бы судили по законам". Данные и другие им подобные идеи, касающиеся, в частности, важности законности и законов как средства обеспечения государственных общественных интересов, как инструмента воспитания подданных и исправления их пороков, помимо "Наказа" неоднократно повторялись в той или иной форме также и в других актах Екатерины II в виде манифестов, писем, законов, записок и пр.*(972) Кроме того, как отмечают исследователи, многие из изложенных в "Наказе" политико-правовых идей "повторяли или предвосхищали то, что уже было выражено или выражалось впоследствии в текстах законодательных актов Российской империи". Это были, в частности, идеи служения носителя верховной государственной власти - монарха благополучию и счастью народа, идея законности, взгляд на закон как на средство воспитания, воплощения правды и справедливости, и др. Однако многие "заложенные" в многочисленных законах, изданных при Екатерине II, благие идеи и намерения носили в основном не более чем умозрительный, формальный характер, в силу чего "действительное состояние дел во вверенной ей империи в части, касающейся правопорядка, было довольно плачевным - правопорядок в русском обществе не стал прочнее за время правления Екатерины II". Подтверждением данного вывода можно считать грустное признание императрицы о том, что "меня обворовывают так же, как и других", хотя и с оптимистичным добавлением, что "это хороший знак и показывает, что есть что воровать"*(973). 4. Наряду с активным участием российских самодержцев в развитии политико-правовой идеологии в период образования и усиления абсолютизма в России значительную роль в этом процессе сыграли также российские мыслители и просветители рассматриваемого периода*(974). Среди них следует назвать прежде всего таких выдающихся авторов глубоких политико-правовых исследований и носителей передовых для того времени взглядов и идей, как Юрий Крижанич (около 1617- 1683), Феофан Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), И.Т. Посошков (1652-1726), М.М. Щербатов (1733-1790) и др. На более поздних этапах развития российского общества и государства, в XIX в. выделяются такие мыслители и исследователи, как М.М. Сперанский (1772-1839), Н.М. Карамзин (1766-1826) и другие авторы, внесшие значительный вклад в развитие российской официальной и неофициальной политико-правовой идеологии предоктябрьского периода. Кроме того, в российской политико-правовой идеологии данного периода определенную роль играла идеология революционного демократизма, носителями которой были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и другие носители данной идеологии. Помимо и наряду с идеологией революционного демократизма в конце XIX - начале ХХ в. в российскую политико-правовую идеологию начала активно входить марксистская, пролетарская по своей природе и характеру идеология, представителями и носителями которой были В.И. Ленин (1870-1924), Г.В. Плеханов (1850-1918) и ряд других пролетарских политических деятелей*(975). Разумеется, данная идеология, равно как и другие развивавшиеся в это время в рамках различных политических течений идеи и концепции, не являлись составными частями официальной государственной политико-правовой идеологии, но они тем не менее оказывали на нее значительное влияние. В результате этого политико-правовая идеология России предоктябрьского периода складывалась, с одной стороны, из системы политических взглядов и доктрин, исходящих от власть имущих и их сторонников, а с другой - из политико-правовых идей и доктрин, порожденных ее противниками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.01 с.) |