Политическая и правовая мысль Русского государства в XIV-XVI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая и правовая мысль Русского государства в XIV-XVI вв.



 

На данном, так же как и на всех других предыдущих и последующих этапах развития Русского государства, возникающие в его пределах политические и правовые идеи, формирующие его политико-правовую идеологию, в значительной мере отражают те явления и события, которые возникают в это время в обществе и государстве.

В числе наиболее важных социально-экономических и социально-политических явлений и событий русской истории XIV-XVI вв. в научной литературе выделяются такие как: укрепление и развитие, по мере наметившегося в стране экономического роста, феодальных отношений; закрепощение крестьян и в связи с этим усиление их сопротивления; объединение русских земель вокруг Москвы и "превращение Московского княжества в Российское государство"; междоусобная борьба феодальных кланов; освобождение от монголо-татарского игра и формирование многонационального государства во главе с русским народом; и др.*(952)

Под влиянием этих и иных явлений и событий - своего рода факторов, воздействовавших на процесс формирования и реализации политико-правовой идеологии Русского государства на данном этапе его развития, в литературных и иных произведениях интеллектуальной Руси отмечались и обсуждались такие теоретически и практически значимые вопросы, которые касались: происхождения Русского государства; его места и роли в жизни русского общества; соотношения светской и духовной власти; божественной природы высшей государственной власти на ранних этапах - князя, а позднее - царя; концепции идеального князя; и др.

Сравнивая политико-правовую идеологию Русского государства XIV-XVI вв. с идеологией Киевской Руси, исследователи не без оснований отмечают, что она "выглядит более сложной по содержанию и более разнообразной по тематике". В частности, в ее рамках существовали различные идеологические течения, представители которых, отстаивая свои позиции, ведут между собой политическую и идеологическую борьбу.

Кроме того, констатируют ученые, "русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси"*(953).

В переводе с языка теории на язык практики это означало, что она имела больше возможностей по сравнению с "культурным фундаментом" Киевской Руси оказывать влияние на политическую и правовую идеологию последующих столетий, нежели Киевская Русь оказывала влияние на становление и развитие идеологии Русского государства рассматриваемого этапа*(954).

Последнее, однако, вовсе не означало отсутствия какого-либо вообще влияния идеологии Киевской Руси, развивавшихся в ее пределах взглядов и идей, на идеологию последующих этапов развития Русского государства, ибо всегда существовала глубокая преемственность между различными этапами развития как Русского государства, так и соответствующего ему общества.

Идеология Киевской Руси в этом плане - в плане преемственности и влияния на идеологию Московского государства - не является исключением. Историческая преемственность Московского государства от Киевской Руси, в том числе культурного наследия Киевского государства, констатируется в научной литературе, является "вполне закономерным явлением", обусловленным существованием между ними "исторической преемственности".

Эпоха Московского государства, отмечает В.А. Томсинов, "дала новое дыхание литературе Киевской Руси. Фактом является то, что в течение XIV-XV вв. были созданы новые списки сочинений русских авторов XI-XII вв., идеи которых широко использовались в Московии.

Среди последних важное место в политико-правовой идеологии Московского государства занимали политические и идеологические идеи Киевской Руси. Суждения Феодосия Печерского и митрополита Никифора, идеи Иллариона, Владимира Мономаха и многих других русских мыслителей XI-XII вв. "становятся отправной точкой размышлений о сущности власти и закона, об обязанностях правителей, о соотношении церкви и государства для русских идеологов XIV-XVI в."*(955).

Под влиянием важнейших социально-политических явлений русской истории XIV-XVI вв., а также под влиянием идей и суждений, существовавших в Киевской Руси, в политико-правовой сфере Московского государства формировались и широко обсуждались не только различные идеи и суждения, но и отдельные концепции.

Одним из примеров подобного рода концепций может служить, в частности, концепция "Идеального русского государя", которая развивалась в сочинениях Иосифа Волоцкого (1440-1575), аттестуемого в научной литературе как один "из самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю"*(956); в работах Максима Грека (1470-1556) - одного из известных сторонников идеологии нестяжательства*(957), проповедовавшей идеи бескорыстной жизни, не обремененной стремлением к материальному обогащению духовенства, монастырей; данная концепция развивалась также в работах некоторых других мыслителей рассматриваемого этапа развития русского общества и государства.

Согласно концепции "Идеального Русского государя" в "обобщенном виде" он должен быть в первую очередь хранителем православно-нравственных устоев общества и государства; выступать как решительный защитник христианства от нападения на него извне и от разлагающего его воздействия изнутри, со стороны "злокачественных еретиков"; быть благочестивым и справедливым по отношению ко всем своим подданным; управлять государством в соответствии с "Христовыми заповедями и законами"; обладать, согласно мнению Максима Грека, высказанному им в обращении к молодому царю Ивану IV, еще не ставшему "Грозным", такими свойствами, как "кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же -правда и милость"*(958).

Наряду с концепцией "Идеального Русского государя" в политико-правовой идеологии Московского государства рассматриваемого этапа его развития широкое распространение получила также концепция, а точнее - теория "Москва - Третий Рим", "оформившаяся", согласно мнению исследователей, в посланиях Филофея - монаха Псковского Елизарова монастыря - к псковскому наместнику и великим князьям Василию и Ивану*(959).

Речь идет, в частности, о таких посланиях, как "Послание Московскому великому князю Василию Ивановичу" и "Послание к государю - царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси", получивших широкую известность в конце XV - начале XVI в.

Основная цель данной теории - доказательство закономерности становления и возвышения централизованного Московского государства, а вместе с ним - великого князя московского как главы всей Русской земли.

В соответствии с основными атрибутами рассматриваемой теории вся история человечества представляется в виде возникновения, развития и упадка по воле Бога мировых государств.

Первым из такого рода мирового масштаба государств ("царь") был Древний Рим, который пал из-за своего язычества, ереси. Второе мировое государство ("царство") - Византия - погибла из-за унии с католической церковью. Она была наказана Богом, и Константинополь был завоеван турками.

Третий Рим - Москва как центр православия "будет стоять до окончания мира, ибо Русское государство избрано по воле провидения для защиты православной религии".

При этом констатируется в посланиях Филофея, а позднее в научных исследованиях: "Сохранившая верность православию Россия не только осталась невредимой, но, напротив, явно набрала силу, сбросила татарское иго, успешно обороняет свои границы, возрос ее международный авторитет". И в заключение: "Слава и могущество Рима и особенно Византии не исчезли бесследно, они вновь возродились в России"*(960).

Теория "Москва - Третий Рим", так же как и концепция "Идеального Русского государя", свидетельствовавшие о высоком интеллектуальном уровне и несомненном патриотизме их создателей, безусловно сыграли положительную роль в укреплении Российского государства и консолидации русского общества рассматриваемого периода. Следует лишь добавить, что наряду с ними в политико-правовой идеологии Московского государства в это время развивалась также концепция Российского государства, идеи стяжателей и другие*(961).

 

§ 4. Политико-правовая идеология России на этапе образования и усиления абсолютизма

 

1. Существование и функционирование официальной политико-правовой идеологии абсолютизма в России охватывает собой период, а точнее этап развития ее государственно-правовой системы со второй половины XVII в. и вплоть до революционных событий 1917 г., в результате которых "на смену" российскому монархическому государству пришло российское республиканское государство.

Данный этап развития Российского государства, отразившийся в его идеологии, характеризовался изначально постепенным разложением феодализма и возникновением элементов капитализма, а также преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную, которое завершилось в начале XVIII в. при Петре I.

Для этого этапа была характерна также дальнейшая централизация Русского государства, которая повлекла за собой установление в стране самодержавного строя, на базе которого впоследствии создавалась абсолютная монархия с ее соответствующей идеологией.

Идеология абсолютизма складывалась, как констатируется в научной исторической литературе, на этапе подготовки и проведения петровских реформ, обусловивших перерастание самодержавной власти монарха в его абсолютную власть*(962).

В российском варианте, равно как и во всех других случаях, абсолютизм, согласно сложившемуся о нем в научной литературе мнению, представляет собой политический режим, "не ограниченный каким-либо законодательным актом самодержавной власти, соответствующий форме правления - абсолютной монархии, при которой вся верховная власть безраздельно принадлежит одному лицу - монарху"*(963).

Российский абсолютизм, будучи неразрывно связанным с самодержавием и возникая на базе самодержавия, тем не менее не отождествляется с ним. Ибо в условиях самодержавия самодержцы - главы государства никогда не обладали абсолютной властью и правили в XVI-XVII вв. совместно с Боярской думой и Земскими соборами*(964). На одном из этих Соборов в 1613 г., как известно, царем был избран Михаил Романов, положивший начало новой династии - династии Романовых.

Самодержавие и абсолютизм, таким образом, будучи однопорядковыми явлениями, не выступают тем не менее в виде идентичных феноменов. Каждый из них обладает своими специфическими чертами и особенностями.

2. Основные черты и особенности российского абсолютизма, кроме максимального сосредоточения государственной власти в руках одного лица - абсолютного монарха, заключались также в том, что он:

а) возник на этапе перехода России от феодализма к капитализму;

б) в отличие от западноевропейского абсолютизма, социальной базой которого был союз дворянства с городами, российский абсолютизм опирался "почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие"; в) незамедлительно покончил со всеми пред шествовавшими ему сословно-представительными органами и учреждениями; г) отличался сильным, разветвленным профессиональным бюрократическим аппаратом, постоянной армией, полицией и жандармерией; д) сопровождался внешней экспансией государства, направленной на расширение своей территории, а также усилением детальной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп; и е) опирался в сфере экономической идеологии на философию меркантелизма, "ориентирующую экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм"*(965).

Говоря об основных чертах и особенностях российского абсолютизма, следует заметить, что он, как явление, вместе с сопутствовавшей ему идеологией никогда не оставался неизменным, а по мере развития российского общества и государства последовательно, так же как и самодержавие, развивался и видоизменялся, приобретая при этом новые формы и выражения.

Данный процесс имел место на протяжении всей истории существования и функционирования абсолютизма в России, а именно - со времени правления Петра I (1689-1725), когда, как отмечают исследователи, "самодержавие приобрело новое качественное содержание" в силу того, что "самодержец стал носителем абсолютной, юридически неограниченной власти", и кончая временем правления царя Николая I (1825-1855) - временем апогея российского самодержавия и абсолютизма*(966).

Поскольку Россия в то время представляла собой, по образному выражению А.И. Герцена, весьма жесткую "империю чиненых перьев и граненых штыков", то последующее правление - правление Александра II (1855-1881) в этом смысле представлялось вместе с проводимыми им реформами гораздо более либеральным как по форме, так и по содержанию*(967).

3. Будучи довольно действенным и к тому же относительно динамичным феноменом в предоктябрьский период жизнедеятельности российского общества и государства, политико-правовая идеология на этом этапе образования и функционирования абсолютизма активно разрабатывалась и совершенствовалась как усилиями самих самодержцев-правителей, так и в значительной степени их сторонников - российских мыслителей.

Среди плеяды правителей того времени, оказавших значительное влияние на разработку теории и накопление практики реализации российского абсолютизма, несомненно выделяются со своими работами Петр I и Екатерина II.

Объясняя и вместе с тем оправдывая проводимые в стране так называемые петровские реформы, которые внесли радикальные изменения в российское общество и государство и способствовали формированию официальной идеологии российского абсолютизма, Петр I широко использовал при этом, наряду с доктриной "самодержавной власти в России", также доктрину "всеобщего блага".

"С самого вступления нашего на престол, - заявлял он в своем Манифесте от 16 апреля 1700 г., - все старания и намерения наши клонились к тому, как бы сим государством управлять таким образом, чтобы все подданные наши попечением о всеобщем благе более и более приходили в лучшее и благоприятнейшее состояние".

При этом, заботясь об обеспечении "всеобщего блага" и одновременно о защите высшей государственной власти, Петр I устанавливал в своем "Воинском артикуле" следующее абсолютистского характера положение, согласно которому тот, "кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том рассуждать, будет оный имеет живота лишен быть, и отсечением головы казнен"*(968).

Следует заметить, что главным средством обеспечения "всеобщего блага" в стране актами Петра I (приказами, манифестами и пр.) объявлялась разносторонняя деятельность самого государя, власть которого считалась неограниченной и надзаконной.

"Ибо его величество, - законодательно закреплялось в "Воинском артикуле", - есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять"*(969).

Наряду с Петром I значительный вклад в развитие политико-правовой идеологии российского абсолютизма, а также доктрины "самодержавной власти в России" внесла Екатерина II.

Своеобразным стимулом ее активного и непосредственного участия в развитии политико-правовой идеологии России на данном этапе эволюции российского общества и государства послужило ее естественное желание и стремление, после прихода к власти в результате государственного переворота, к максимальной легитимизации своего статуса как главы Российской империи - российской самодержицы*(970).

Под влиянием западноевропейских либеральных теорий и идей в официальную политико-правовую идеологию России данного этапа ее развития Екатериной II были внесены нововведения, которые в своей совокупности формировали новое видение российской самодержавной власти и проявлялись как основные элементы идеологии "просвещенного абсолютизма".

Они касались, с одной стороны, возможности ограничения абсолютной власти монарха его "добрыми делами" и "человеческими качествами". А с другой - идеи закрепления в законодательном порядке общих рамок деятельности правительства как института и установления компетенции основных государственных органов.

Идеология "просвещенного абсолютизма" в полной мере была представлена в работе под названием "Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения", над которым она работала, по утверждению исследователей, более двух лет*(971).

Развивая заимствованную у Монтескье идею об ограничении, а точнее - об установлении пределов монархической власти в условиях сословно-представительной монархии, которую французский философ развивал в своем известном труде "О духе законов", Екатерина II "трансформировала" ее в "Наказе" применительно к российской действительности.

Так, если у Монтескье пределы или ограничения власти монарха устанавливаются под влиянием народа, различных сословий, то в России эти пределы, согласно мнению Екатерины II, должны определяться самим монархом, в данном случае - ею самой.

Объявляя государя источником власти, существующей в стране, Екатерина II считала, что он не должен непосредственно участвовать в управлении делами государства и "должен воздерживаться от того, чтобы самому решать судебные споры, поскольку для этого ему надлежит иметь других особ, которые бы судили по законам".

Данные и другие им подобные идеи, касающиеся, в частности, важности законности и законов как средства обеспечения государственных общественных интересов, как инструмента воспитания подданных и исправления их пороков, помимо "Наказа" неоднократно повторялись в той или иной форме также и в других актах Екатерины II в виде манифестов, писем, законов, записок и пр.*(972) Кроме того, как отмечают исследователи, многие из изложенных в "Наказе" политико-правовых идей "повторяли или предвосхищали то, что уже было выражено или выражалось впоследствии в текстах законодательных актов Российской империи". Это были, в частности, идеи служения носителя верховной государственной власти - монарха благополучию и счастью народа, идея законности, взгляд на закон как на средство воспитания, воплощения правды и справедливости, и др.

Однако многие "заложенные" в многочисленных законах, изданных при Екатерине II, благие идеи и намерения носили в основном не более чем умозрительный, формальный характер, в силу чего "действительное состояние дел во вверенной ей империи в части, касающейся правопорядка, было довольно плачевным - правопорядок в русском обществе не стал прочнее за время правления Екатерины II". Подтверждением данного вывода можно считать грустное признание императрицы о том, что "меня обворовывают так же, как и других", хотя и с оптимистичным добавлением, что "это хороший знак и показывает, что есть что воровать"*(973).

4. Наряду с активным участием российских самодержцев в развитии политико-правовой идеологии в период образования и усиления абсолютизма в России значительную роль в этом процессе сыграли также российские мыслители и просветители рассматриваемого периода*(974).

Среди них следует назвать прежде всего таких выдающихся авторов глубоких политико-правовых исследований и носителей передовых для того времени взглядов и идей, как Юрий Крижанич (около 1617- 1683), Феофан Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), И.Т. Посошков (1652-1726), М.М. Щербатов (1733-1790) и др.

На более поздних этапах развития российского общества и государства, в XIX в. выделяются такие мыслители и исследователи, как М.М. Сперанский (1772-1839), Н.М. Карамзин (1766-1826) и другие авторы, внесшие значительный вклад в развитие российской официальной и неофициальной политико-правовой идеологии предоктябрьского периода.

Кроме того, в российской политико-правовой идеологии данного периода определенную роль играла идеология революционного демократизма, носителями которой были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и другие носители данной идеологии.

Помимо и наряду с идеологией революционного демократизма в конце XIX - начале ХХ в. в российскую политико-правовую идеологию начала активно входить марксистская, пролетарская по своей природе и характеру идеология, представителями и носителями которой были В.И. Ленин (1870-1924), Г.В. Плеханов (1850-1918) и ряд других пролетарских политических деятелей*(975).

Разумеется, данная идеология, равно как и другие развивавшиеся в это время в рамках различных политических течений идеи и концепции, не являлись составными частями официальной государственной политико-правовой идеологии, но они тем не менее оказывали на нее значительное влияние.

В результате этого политико-правовая идеология России предоктябрьского периода складывалась, с одной стороны, из системы политических взглядов и доктрин, исходящих от власть имущих и их сторонников, а с другой - из политико-правовых идей и доктрин, порожденных ее противниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.032 с.)