Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы государственного устройства России в советский и постсоветский периоды
1. По сравнению с дооктябрьским периодом развития Российского государства, в советский и постсоветский периоды его функционирования, в силу его однотипности на каждом из этих периодов, у него не было "плюрализма" ни форм правления, ни форм государственного устройства. В пределах каждого из этих периодов советское и постсоветское государства неизменно оставались федерацией, которая, по мере эволюции российского общества, на основе которого они возникали, постоянно развивалась и совершенствовалась. Вопреки критическому запалу некоторых либеральных или псевдолиберальных авторов, возникшего в отношении федерации советского периода развития Российского государства вскоре после развала СССР, когда советская федерация полностью отрицалась и уничижительно именовалась как "нонсенс"*(341) - вопреки подобного рода смелой критике, реальная действительность свидетельствует об обратном. А именно - о том, что как в советский, так и в постсоветский периоды развития советского общества, государство как было федерацией, так и остается, согласно сложившемуся в отечественной и зарубежной литературе о ней как о форме государственного устройства представлению*(342), федеративным образованием. Российская федерация, независимо от периодов ее развития и функционирования, как представляется, в полной мере "вписывается" в систему тех признаков, принципов и черт, которыми обычно наделяются государства, относящиеся к разряду федеративных государств. В числе общих признаков, принципов и черт, свойственных федеративному государству, в научной литературе называются, в частности, такие, как: единство федеративного государства; договорная или конституционная основа построения федерации; национальный или территориальный принцип ее построения; принцип симметрии/асимметрии в организации федерации, разграничение предметов ведения и компетенции в федерации; кооперативность и конкуренция в осуществлении полномочий; субсидиарный характер государственной власти в федерации; и др.*(343) Исходя из такого рода общих "атрибутов", свойственных российской, равно как и любой иной федерации, ее можно определить как конституционно установленную и закрепленную форму государственного устройства, подразумевающую формирование государства с помощью субъектов, обладающих особым статусом и набором прав, собственной правовой системой, а также правами и реальной возможностью участия в принятии социально значимых общегосударственных решений на федеральном уровне*(344).
Обладая рядом общих признаков, принципов и черт, свойственных российскому, так же как и любому другому федеративному государству, советская и постсоветская федерация имеют в то же время и свои особенности. Наличие их обусловлено спецификой той социально-экономической, политической, идеологической и иной среды, в пределах и под воздействием которой они возникают, развиваются и совершенствуются*(345). Из этого, согласно элементарной логике, следует, что для глубокого и разностороннего понимания особенностей Российской Федерации советского и постсоветского периодов развития российского общества, необходимо рассматривать их проявление не вообще, а конкретно, в пределах каждого периода в отдельности. 2. Каковы были особенности советской федерации с момента ее возникновения и вплоть до ее разрушения? В чем они проявлялись и как они развивались? Отвечая на эти и другие им подобные вопросы, следует обратить внимание, во-первых, на особенности возникновения советской федерации, на теорию и историю данного вопроса, которые оказали влияние как на становление, так и на последующее развитие данного, теоретически и практически значимого феномена. В научной литературе в связи с этим верно подчеркивалось, что "теоретическое осмысление федеративной природы Российского государства" имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку от него во многом зависит "повышение действенности государственной власти, стабильности политических институтов, эффективности управления государством и его адекватного сопряжения с институтами гражданского общества, гарантированности прав и свобод человека и гражданина"*(346). Главная особенность возникновения Советского государства с установлением в последующем его федеративной формы устройства заключается в том, по справедливому замечанию исследователей, что государство "родилось отнюдь не случайно", что его возникновение "явилось следствием действия определенных исторических факторов, главным из которых была Великая Октябрьская социалистическая революция"*(347).
Во-вторых, особенность советского федерализма проявляется также в том, что в процессе его становления и последующего развития у него не было и не могло быть никакой преемственной связи в данной области с дооктябрьским периодом развития Российского государства, поскольку Российская империя, как было отмечено раньше, строилась на принципах унитаризма, а не федерализма. В силу этого Советское государство изначально было по форме государственного устройства унитарным, а не федеративным образованием, сохранившим прежнее административно-территориальное деление на губернии, области, волости и уезды. Каких-либо федеративных образований в стране в это время не было*(348). Имея в виду унитарный, а не федеративный характер Российского государства дооктябрьского периода и такой же характер образованного в результате Октябрьской революции послеоктябрьского, советского государства, можно весьма условно говорить в этом смысле о преемственности последнего от первого, о преемственности унитарного, но не федеративного плана. Следует заметить также, что не в последнюю очередь, как представляется, благодаря на первых порах унитарному характеру молодого Советского государства, позволившему сконцентрировать в своих руках все основные экономические, социальные и другие ресурсы страны, ему не только удалось успешно отразить иностранную интервенцию, но и сохранить основную часть территории Российской империи*(349). Однако уже в ближайшей перспективе данная форма государственного устройства по своей природе, характеру и прямому назначению не способствовала бы, при ее сохранении в традиционном варианте, разрешению национальных и ряда иных проблем в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, какой была и остается Россия. Поэтому уже на ранних стадиях становления молодого Советского государства принимались и претворялись в жизнь такие принципы, ассоциирующиеся с федеральной формой государственного устройства, как принцип самоопределения наций и другие, ему подобные принципы*(350). В качестве примера можно привести Декларацию прав народов России 1917 г., в которой, наряду с принципом равенства и суверенности народов России, провозглашалось их право на самоопределение вплоть до отделения, право народов России на образование своих государств; свободное развитие национальных меньшинств и проживающих на территории России различных этнических групп; и др. В-третьих, одной из особенностей советской федерации, проявившейся в процессе ее становления и развития, была изначальная невосприимчивость идеи федерализма, применительно к Российскому государству на данном этапе его развития, со стороны правящих кругов и их окружения. Известно, что еще до прихода к власти и сразу после завоевания власти в результате победы Октябрьской революции большевики придерживались идеи централизованного государства с республиканской формой правления. "Пока и поскольку, - писал по этому поводу еще в 1913 г. В.И. Ленин, - разные нации составляют единое государство, марксисты ни в коем случае не будут проповедовать ни федерального принципа, ни децентрализации".
Однако уже в 1918 г. реальная жизнь и весьма противоречивая действительность заставила власть имущих, как было отмечено, пересмотреть свои взгляды в пользу федерации. Весьма примечательным в этом плане было положение, закрепленное в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятой III съездом Советов в январе 1918 г., о том, что съезд "ограничивается установлением коренных начал федерации Советских республик России, представляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях"*(351). В-четвертых, важной отличительной особенностью советской федерации, по сравнению с другими федерациями, является то, что на стадии ее возникновения и первоначального развития она проявляется не в одной "стандартной" форме, а в нескольких формах. Такими формами были: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) и Союз Советских Социалистических Республик (СССР)*(352). Исторически первой формой советской федерации была Российская Федерация (РСФСР), возникшая в 1918 г. и строившаяся последовательно на началах автономии. Ее субъектами были, констатируют исследователи, "автономные государства и автономные государственные образования". "Создание Российской Федерации на началах автономии, - замечает по этому поводу известный отечественный ученый Д.Л. Златопольский, - привело к возникновению государственности у ряда наций, ранее никогда ее не имевших". С образованием Российской Федерации, констатирует автор, "отношения между русской нацией и татарской, башкирской, чувашской, якутской и другими нациями были построены на началах автономии последних". Это означало, что "указанные нации, создав свои национальные государства или национальные государственные образования, получили право разрабатывать и принимать свою конституцию" и иные акты, определяющие "их правовое положение и ряд других полномочий"*(353).
Второй формой советской федерации по времени ее возникновения была Закавказская Федерация (ЗСФСР), возникшая в 1922 г. и просуществовавшая до 1936 г., после чего ее субъекты - республики вошли в состав СССР непосредственно. В состав Закавказской Федерации, как это следует из ее названия, входили все закавказские республики - Армения, Грузия и Азербайджан. В отличие от Российской Федерации, которая была образована и закреплена Конституцией РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов в июне 1918 г., Закавказская Федерация строилась на договорной основе. Договор о ее создании был заключен между закавказскими республиками в марте 1922 г. Согласно этому Договору, каждая республика - субъект Закавсказской Федерации, имея тесное экономическое, политическое и военное сотрудничество с другими субъектами - республиками, сохраняла в то же время свою независимость и суверенитет, имела право свободного выхода из федеративного союза. В декабре 1922 г. была принята Конституция ЗСФСР, которая включала в себя Декларацию об образовании Закавказской Федерации и Договор о ее образовании. Следует заметить, что договорной характер Закавказской Федерации закреплялся не только в Конституции ЗСФСР, но и в конституционных актах союзных республик, принятых на основе этой конституции. Третьей формой советской федерации по времени принятия и по важности для дальнейшего развития советского общества и государства была федерация Союза ССР. Эта форма советской федерации была создана 30 декабря 1922 г. I Съездом Советов Союза ССР, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. После утверждения эти документы были направлены по решению съезда на дополнительное рассмотрение в высших органах государственной власти республики (РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР), которые объединились на федеративных началах в одно союзное государство - СССР, с тем, чтобы они внесли свои окончательные предложения в ЦИК СССР*(354). В Декларации об образовании СССР торжественно провозглашался свободный доступ в членство Союза всем советским социалистическим республикам, не вошедшим еще в Союзную федерацию, а также тем, которые могут возникнуть в будущем. В Договоре об образовании союзной федерации, закрепившем вхождение в Союз четырех советских суверенных республик, определялись конституционно-правовые основы данной федерации; устанавливались высшие органы государственной власти Союза; устанавливалось единое союзное гражданство для граждан тех советских республик, которые вошли в состав СССР; определялись принципы и характер отношений союзной федерации в целом с союзными республиками - субъектами федерации; за каждой союзной республикой закреплялось право свободного выхода из Союза ССР - союзной федерации. В-пятых, среди отличительных черт и особенностей советской федерации, кроме отмеченных, следует указать также на такую ее особенность, как конституционное оформление и закрепление в соответствующих конституционных актах не только ее отдельных форм и проявлений, но и союзной федерации как явления в целом.
Причем конституционное оформление и закрепление союзной федерации касается как процесса ее возникновения и становления, так и всего процесса ее последующего развития. Вполне естественно, что процессу формирования союзной федерации уделяется особое внимание в первой общесоюзной конституции - в Конституции СССР 1924 г., а процессу ее дальнейшего развития и совершенствования - в последующих советских конституциях - в Конституции СССР 1936 г. и в Конституции СССР 1977 г. Как показывает анализ реальной советской действительности, каждый этап становления и развития союзной федерации соответствующим образом отражался и закреплялся, прежде всего, в конституционном законодательстве, а затем и в других, развивающих конституционные положения нормативно-правовых актах. Это касалось как общих признаков и черт данной федерации, прослеживающихся на всех этапах ее развития и отражающихся в той или иной форме в каждой советской конституции. Это же относится и к ее особенностям, проявляющимся на каждом этапе в отдельности и, соответственно, зафиксированных лишь в отдельных конституциях. В числе общих признаков и черт союзной федерации, в той или иной мере отражающихся во всех советских конституциях, можно назвать такие, которые ассоциируются с ее социально-классовой сущностью, с ее советским социалистическим характером, с ее структурой и содержанием, с выступлением в качестве ее субъектов советских суверенных республик, с принципами соотношения союзной федерации с входящими в нее республиками - субъектами этой федерации, с правом их свободного выхода из союзной федерации, и др. Что касается особых признаков и черт союзной федерации, проявляющихся на отдельных этапах ее эволюции, то они, будучи порожденными различными условиями жизни советского общества и особенностями окружающей советское федеративное государство социально-экономической, политической и иной среды, затрагивали в основном структуру и различные внешние атрибуты союзной федерации. В качестве одного из примеров можно сослаться на закрепление в Конституции СССР 1977 г. под влиянием национальных факторов термина "национально-государственное устройство СССР"*(355) вместо общеупотребительного термина "государственное устройство СССР". Союз Советских Социалистических Республик, закреплялось в Конституции с акцентом на национальный момент, - это "единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик". И далее: "СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма"*(356). Подобного рода внешние атрибуты союзной федерации, возникавшие на различных этапах ее развития, отражались и закреплялись также в других советских конституциях. 3. Аналогичным образом в вопросах отражения и конституционного закрепления формы государственного устройства обстоит дело не только с советской, но и с постсоветской федерацией, каковой является постсоветское государство - современная Российская Федерация*(357). Правовой основой этой федерации послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на "Российская Федерация", а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г.; Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования "Российская Федерация" и "Россия" (ст. 1), и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. В структурном, равно как и в других отношениях, постсоветская Российская Федерация представляет собой весьма сложное и многомерное явление. В качестве ее структурных составных частей - субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно (п. 1 ст. 65) в постсоветской Конституции 1993 г. В конституционном порядке определены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а кроме того - характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны во взаимоотношениях, как между собой, так и с федеральными органами государственной власти. Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической стороне взаимоотношений субъектов Российской Федерации, а не об их фактическом равенстве. Существование последнего в принципе проблематично с учетом весьма значительных различий субъектов РФ по размерам занимаемой ими территории, по численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов РФ являются донорами в федеральный государственный бюджет, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета. Однако не только в практическом, но и в формально-юридическом плане субъекты РФ не во всем равны. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуществами, а другие - лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Российской Федерации, ее зачастую характеризуют как "асимметричную" федерацию. Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве*(358). В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции России. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что "федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации". В более развернутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции. В частности, принцип государственной целостности, находящий свое конкретное выражение в политической, экономической, территориальной и иных видах целостности государства, закрепляется, помимо других статей Конституции, в ст. 74, обеспечивающей целостность территориального и экономического пространства. В соответствии с ее положениями на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и "каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Ограничение перемещения товаров и услуг на территории России возможно лишь в строгом соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо "для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" (п. 2 ст. 74). Принцип единства государственной власти в Российской Федерации*(359), находящий свое отражение в единстве федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, в более развернутом виде закрепляется, в частности, в ст. 77 Конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъектов РФ определяется ими самостоятельно, но в строгом соответствии с "основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом" (п. 1 ст. 77). Кроме того, в данной статье особо указывается на то, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации "образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации" (п. 2 ст. 77). Обстоятельное конституционное закрепление, наряду с названными принципами российского федерализма, получил принцип построения Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ - с другой. Разграничение предметов ведения и полномочий касается всех сфер деятельности государственных органов, но в первую очередь это относится к законодательной сфере. Согласно Конституции все предметы ведения и полномочия подразделяются на три основные группы. Это: а) предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации. Они составляют ее исключительную компетенцию; б) предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации в целом и ее субъектов; в) предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации. К предметам и, соответственно, полномочиям, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, относятся такие, как обеспечение соответствия конституционных и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение, и др. Исчерпывающий перечень предметов и полномочий, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, закрепляется в ст. 72 Конституции России. Согласно действующему праву в сфере осуществления совместных полномочий, федеральный закон обладает несомненным приоритетом. Верховенство его распространяется на все без исключения нормативно-правовые акты, включая законы, издаваемые субъектами Федерации. Последние могут принимать свои законы, относящиеся к предметам совместного ведения, только в случае отсутствия соответствующего федерального закона. С изданием такого акта законы субъектов Федерации теряют юридическую силу. Широкое, конституционно-правовое закрепление, помимо названных принципов российского федерализма, получил также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Принцип равноправия народов, проживающих на территории России, осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства. Конституция РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям прав коренных малочисленных народов "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации" (ст. 69). Самоопределение народов осуществляется в самых различных формах, включая автономную область, автономные округа, края, области и др. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, изданными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., применяемый в той части, которая не противоречит Конституции РФ, и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отраженными в ее конституционно-правовом статусе, являются следующие. Во-первых, наличие у нее государственного суверенитета, который проявляется в верховенстве государственной власти и исходящих от нее законов внутри государства и ее независимости вовне, в отношениях с другими государствами. Во-вторых, наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Согласно Конституции Российская Федерация обладает, кроме того, суверенными правами и "осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права" (п. 2 ст. 67). Вопросы, касающиеся Государственной границы России, регулируются специальным Законом о Государственной границе, принятым в 1993 г., а также нормами, содержавшимися в других законах. В-третьих, обладание Российской Федерацией собственностью, которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и на другие природные ресурсы. В ст. 9 в связи с этим подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации "как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". В-четвертых, наличие в Российской Федерации института гражданства, которое, согласно Конституции, приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом. Гражданство РФ является "единым и равным независимо от оснований приобретения" (п. 1 ст. 6). Каждый гражданин России обладает всеми конституционными правами и свободами и несет равные, предусмотренные Конституцией РФ обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданства или права изменять его. В-пятых, существование в пределах Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Это вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функционирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных локальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образований - системы локальных правовых актов. В-шестых, обращение на всей территории Российской Федерации единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль. Согласно Конституции денежная эмиссия в стране осуществляется исключительно Центральным банком России. На него же возлагается важнейшая для нормальной жизнедеятельности общества и государства функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Центральный банк осуществляет самостоятельно, вне зависимости от всех других органов государственной власти России. В-седьмых, отнесение к сфере исключительного ведения Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. В практическом плане это означает, что решение данных вопросов, включая издание соответствующих нормативных актов, является исключительной прерогативой только федеральных органов государственной власти. Все иные государственные органы, находящиеся в их подчинении, могут осуществлять по этим вопросам лишь оперативные управленческие функции. Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование самих федеральных органов государственной власти; установление их системы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, социального и иного развития России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство. К исключительной компетенции Российской Федерации относится также решение вопросов, касающихся установления правовых основ единого рынка, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; основ ценовой политики, федеральных экономических служб, включая федеральные банки, федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи и др. Полный перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, содержится в ст. 71 Конституции. Кроме названных, постсоветской России как федеративному государству в целом свойственны и другие черты и особенности. Среди них такие, в частности, как наличие общего для всех российских граждан государственного языка, каковым является русский язык; установление единой для всей страны федеральной государственной службы; наличие официальных атрибутов Российской Федерации в виде государственного флага, герба и гимна; и др. В основе конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации лежит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного устройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федерации, а также основные законы последних - конституции субъектов РФ и их уставы. Данный факт закрепляется в Конституции постсоветской России, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (республик и других субъектов) и где в отдельности указывается на то, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. Конституционно-правовой статус субъекта РФ может быть изменен не иначе, как только по взаимному согласию Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же самое касается и границ между субъектами Российской Федерации, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризуется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключения субъектам РФ, а с другой стороны, их отдельными специфическими особенностями. Среди общих черт субъектов РФ следует назвать такие, в частности, как наличие у каждого из них своих высших органов государственной власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждая "республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство", а каждый край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ "имеет свой устав и законодательство" (ст. 5.2). При этом действует конституционно установленное правило, согласно которому законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае возникновения коллизии между федеральным законом и любым иным актом действует федеральный закон. Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению. В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ведения субъектов Федерации относится все то, что находится вне пределов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. В сфере своего исключительного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и "осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов" (п. 4 ст. 76). При этом в случае возникновения противоречия между федеративным законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предмету, относящемуся к его исключительному ведению, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации. К общим чертам субъектов Российской Федерации и их конституционно-правового статуса следует отнести, помимо названных, такие, которые связаны с формированием и осуществлением бюджетов субъектов Федерации; реализацией права законодательной инициативы в федеральном парламенте; участием их в международных и внешнеэкономических связях; наличием у них своей символики в виде герба, флага, а у некоторых субъектов Федерации и своего гимна, и др. Наряду с общими чертами субъектов Российской Федерации и их конституционно-правового статуса некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это касается в первую очередь республик - субъектов Федерации. По сравнению с другими субъектами республики выделяются тем, что они: характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать свой государственный язык наряду с государственным языком Российской Федерации - русским языком; имеют право устанавливать, кроме федерального, также республиканское гражданство. Существуют и другие особенности республик - субъектов Российской Федерации. Однако в их конституционно-правовом статусе эти особенности занимают гораздо меньше места, чем их общие со всеми другими субъектами Федерации черты.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.068 с.) |