Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи и концепция киевской Руси (IX-XIII вв. )
1. Политико-правовые идеи и возникшие на их основе концепции Киевской Руси в значительной мере отражали внутреннюю жизнь и внешние условия жизнедеятельности восточных славян в период с IX по XIII в. До современного читателя и исследователя они дошли, как констатируют ученые-историки, в виде текстов летописей, правовых памятников, а также произведений древнерусской литературы. Политико-правовые идеи и взгляды, существовавшие в Киевской Руси, "еще не складывались в политические теории, для их выражения использовались не специальные понятия и термины, а обыденный язык, общепринятый для общения в устной речи и на письме". Наиболее распространенными жанрами произведений, в которых выражалась политическая и правовая мысль, были всякого рода послания, поучения, слово, моление и т.п.*(944) Из того, что политико-правовые идеи и концепции, распространенные в Киевской Руси, излагались преимущественно в произведениях подобных жанров, исследователи приходят к выводу о том, что они имели практическую направленность. Это означало, что политическая и правовая мысль Киевской Руси, выступая в качестве средства оправдания тех или иных политических действий, сама по себе была важным звеном или элементом практической политики. Не случайно поэтому, что "среди творцов древнерусской политической и правовой идеологии явно преобладают государственные и церковные деятели-князья, митрополиты и т.д."*(945). В этом плане следует особо отметить огромный вклад в развитие и реализацию политической и правовой идеологии, политических и правовых мыслей Киевской Руси ее великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054), с именем которого связана первая запись древнерусского права под названием "Русская правда". Наряду с проведением ряда значительных мероприятий, направленных на укрепление и развитие своего государства, Ярослав Мудрый ввел новый Церковный устав, содержавший, кроме византийских канонических положений, отечественные нормы; создавал все необходимые условия для развития в стране "книжной образованности"; стремился ознакомить русских людей через собиравшихся вокруг него писателей и переводчиков с работами Платона, Аристотеля и ряда других древнегреческих мыслителей.
В центре политико-правовой идеологии Киевского государства изначально и впоследствии стояли и активно обсуждались, по заключению исследователей, проблемы, касающиеся происхождения и природы государства, легитимности правящей династии, взаимоотношений между князьями, соотношения светской и духовной властей, наилучшей формы правления. Обсуждались также практически значимые вопросы внешней политики Киевской Руси, подвергавшейся постоянным набегам кочевников с востока и юга, со стороны печенегов, половцев и монголов. А кроме того, рассматривались теоретически и философски важные вопросы, касающиеся взаимосвязи между такими понятиями, как "истина", "правда", "благодать", "законы" и другие, что уже само по себе свидетельствовало "о серьезных достижениях в области политико-правовой культуры" Киевской Руси*(946). Эти и другие им подобные теоретически и практически значимые вопросы последовательно отражались в таких известных для того времени и дошедших до нас произведениях, как "Слово о полку Игореве" (1187); "Слово и Законе и Благодати" митрополита Иллариона; "Повесть временных лет" известного летописца Нестора; "Поучение" Владимира Мономаха; его же "Повествование"; "Моления Даниила Заточника" бывшего дружинника Владимира Мономаха; и др. 2. Разумеется, в каждом из этих произведений в центре внимания автора стоит своя избранная им тема и, соответственно, рассматривается довольно определенный круг актуальных для того времени вопросов. Так, например, в работе Иллариона "Слово о Законе и Благодати" (XI в.), состоявшей из трех частей, важное место занимает проблема сущности Русского государства, каковой считается божественная воля, а также других его сторон и аспектов, включая "высшую цель управления государством" - обеспечение интересов подданных и стоящих перед государством задач. Глава государства - князь - при этом рассматривается в образе "причастника" и "наследника" царства небесного и "единодержца всей земли". Будучи наделенным высшей властью божественного происхождения, он должен быть справедливым, милостивым ко всем подданным, совершать правосудие только по закону, но милостиво, проявлять заботу о сиротах и других "сирых" людях.
Решая внешнеполитические задачи, согласно "Слову", стоящие перед Русским государством, князь должен принимать все необходимые меры для обеспечения мира. Ни на свой, ни на чужой народ, говорится в "Слове", не следует попущать "скорби и глада и напрасных смертей, огня, потопления". Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, - предотвратить войны и организовать хорошее управление страной*(947). Идеи Иллариона нашли свое последующее развитие в летописях, составлявшихся монахами в течение многих веков и отражавших происходившие в светской и духовной жизни Русского государства явления и события. Ядром этого летописания явилась, по мнению исследователей, "Повесть временных лет" Нестора - монаха Киево-Печерского монастыря, которую он составлял много лет и завершил при Владимире Мономахе (1113-1125). Поскольку "Повесть" составлялась в период развития сепаратистских тенденций и усиления между князьями междоусобной политической борьбы, то главной и вполне определенной идеей автора данного произведения была идея преодоления междоусобной борьбы и укрепления единства Русского государства и Русской земли. Такого же рода идеи и призывы к прекращению междоусобицы в данное время звучали, наряду с "Повестью временных лет", и в других дошедших до нас произведениях. Так, например, в широко известном произведении "Слово о полку Игореве" эти призывы звучали уже не только по отношению ко всем князьям, но и по отношению к конкретным персонам. "Ярославовы все внуки и Всеславовы! - обращается к ним автор. - Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой"*(948). Призывы к прекращению княжеской междоусобицы, раздирающей Русскую землю и ослабляющей Русское государство, многократно повторялись и в других произведениях рассматриваемого периода, а также в летописях и посланиях митрополитов князьям. Причем в ряде случаев идея о необходимости прекращения междоусобной политической борьбы князей сопровождалась другой тесно связанной с нею идеей - об ответственности перед Богом. Наиболее отчетливо это проявилось, в частности, в работе "Слово о князьях", подготовленной во второй половине XII в. "Одумайтесь, князья, - обращается к ним автор произведения, - вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братию свою призываете - пока не обличил вас Бог на Страшном своем суде!"*(949). Идея ответственности князей перед Богом была, по мнению исследователей, довольно распространенной в различного рода литературных изданиях Киевской Руси. К ней, в частности, обращался Владимир Мономах в одной из своих работ под названием "Поучение". Данная идея была органически связана и логически вытекала из учения о божественном происхождении княжеской власти, широко распространенном и составляющем основу официальной политико-правовой идеологии Киевской Руси.
Простота официальной политико-правовой идеологии, равно как и простой житейской логики, при этом заключалась в том, что ответственность князя должна быть не перед своими соплеменниками, а позднее - подданными, которыми он милостиво управляет, будучи отцом, покровителем и "душой" возглавляемого им сообщества*(950), а перед тем, от кого исходит княжеская власть, кто является, согласно поверью, источником этой власти - перед Богом. 3. Наличие идеи божественного происхождения княжеской власти, ответственности князя перед Богом, так же как и ряд других подобного рода идей, касающихся жизнедеятельности Русского государства и общества в рассматриваемый период, свидетельствуют, помимо всего прочего, прежде всего о разнообразии содержания политико-правовой идеологии Киевской Руси. Однако, как верно отмечается в исторической литературе, в этом содержании можно обозначить целый ряд идей и концепций, повторяющихся во многих произведениях, которые составляют своеобразный "остов или каркас древнерусского политико-правового сознания". Речь идет, в частности, о рассматриваемой в научной литературе концепции Русской земли, где понятие и термин "Русская земля" как синоним слова "Русь" воспринимается по-разному, дифференцированно, в зависимости от того, какой аспект или форма проявления данного явления выступает в том или ином случае на первый план. В зависимости от этого в одних случаях "Русская земля" воспринимается "географически", как территория, где проживает русский народ. В других случаях она обозначает собой "образ некоего огромного дома - обители русского народа и православной веры христианской". В третьих же случаях "Русская земля" воспринимается политически. А именно - "не просто как территория, страна или обитель, но одновременно и как нечто такое, что делает русских самостоятельным, независимым народом среди других народов. Русская земля - это то, о чем должны проявлять заботу русские князья"*(951). При этом в литературе Киевской Руси широко прославляются только те князья, которые всегда были настоящими заступниками земли Русской, неустанно боролись с ее врагами, отстаивали ее свободу и независимость. Данная весьма благодарная традиция сохранилась в русской литературе и политико-правовой идеологии Российского государства и во все последующие столетия.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.01 с.) |