Вспомогательная электрическая аппаратура 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательная электрическая аппаратура



Выключатели, переключатели и предохранители. Выключатели. На главном и вспомогательном пультах управления и распределительном щи­те находятся кнопки типа 236А и вы­ключатели типа 236В, используемые для замыкания и размыкания цепей управления и освещения, а также для отключения тяговых электродвигате­лей и остановки дизеля второго тепло­воза (при работе по системе двух еди­ниц). По конструкции эти аппараты одинаковы, отличаются лишь числом и положением контактов. Устройство выключателя типа 236В показано на рис. 138, а. Пластмассовая рукоятка 2 выключателя укреплена внутри стальной втулки 5. В центральное от­верстие рукоятки запрессована пласт­массовая втулка 4, в нижней части которой сделаны прорези под сталь­ной штифт 3. Между втулкой 5 и руко­яткой 2 поставлена пластмассовая ко­лодка б с наклонными вырезами на стенках. При сборке выключателя во втулку 4 вставляют сначала штифт 3, а затем стальной цилиндрический стержень 7, на верхнюю часть которо­го напрессована пластмасса.

При повороте рукоятки выключа­теля в одно из рабочих положений вместе с ней поворачивается и втулка 4 со штифтом 3. Концы штифта, вы­ступающие из втулки, скользят по на­клонным поверхностям колодки 6, т. е. штифт движется по спирали, одновре­менно перемещая вниз стержень 7, ко­торый воздействует на подвижные контакты 9 мостикового типа (при по­вороте рукоятки в другую сторону штифт поднимается вместе со стерж­нем и подвижными контактами). Угол поворота рукоятки ограничен высту­пами а колодки, в которые упираются концы штифта (на рис. 138 показаны два крайних положения штифта, при­чем для наглядности колодка б пере­вернута). Подвижные контакты 9 рас­положены внутри разъемного корпуса и снабжены возвращающими и прити­рающими пружинами, не показанны­ми на рис. 138. Корпус выключателя собран из нескольких пластмассовых колодочек 8, стянутых двумя болтами. К колодочкам прикреплены непод­вижные контакты 10 с наружными вы­водами для подсоединения проводов из цепей управления. Втулка 5 двумя винтами соединяется с верхней коло­дочкой корпуса. Выключатель укреп­ляют на пульте (щите) при помощи гайки 1, под которую ставят резино­вую прокладку.

С 1973 г. вместо выключателей ти­пов 236А и 236В применяют выключа­тели типа Т6 (рис. 138, б) различных модификаций. Выключатель состоит из головки, одной, двух или трех коло­док и соединительных зажимов. Ко­лодки 13 изготовлены из оргстекла и по конструкции почти не отличаются от рассмотренных выше. В каждой ко­лодке укреплены две пары неподвиж­ных контактов с наружными вывода­ми 12 для подсоединения проводов и два подвижных контакта 9 мостикового типа с притирающей 15 и возвраща­ющей 16 пружинами. Подвижные кон­такты надеты на стержень 7 из орг­стекла, который проходит через цент­ральное отверстие в колодке. Соединение двух или трех колодок в общий блок осуществляется посредст­вом пластмассовых зажимов 14, вы­ступы которых охватывают боковые стенки двух соседних колодок. Для бо­лее надежного крепления внутренние поверхности выступов и наружные по­верхности боковых стенок выполнены зубчатыми.

В зависимости от конструктивного исполнения головки выключателя за­мыкание и размыкание контактов производятся нажатием кнопки (голо­вка А), поворотом рукоятки (головка Б) или поворотом ключа, вставляемо­го в прорезь (головка В). Головка А представляет собой пластмассовый корпус д с размещенной внутри него пластмассовой кнопкой, в которую сверху ввернута шляпка б из цветной пластмассы. Между корпусом и кноп­кой помещена возвратная пружина. Для крепления выключателя на пуль­те (щите) на наружную резьбовую по­верхность корпуса наворачивают пла­стмассовую г и стальную в гайки, меж­ду которыми ставят резиновую про­кладку. Корпус оканчивается двумя выступами, используемыми для при­соединения к нему колодки.

Переключатель типа ВАСО VSI6 (рис. 139, а). Этот переключатель, ус­тановленный на распределительном щите тепловоза, собран из восьми пла­стмассовых пластин 2, стянутых дву­мя шпильками 4, на которые надеты резиновые трубочки 3. К пластинам прикреплены винтами по четыре ла­тунных неподвижных контакта 16, два из которых соединены перемычкой 17, а два используются для крепления проводов из цепей управления. По­движные контакты изготовлены в ви­де латунных пластинок (мостиков) 13, вставленных в прорези пластмассо­вых держателей 14, которые вместе с включающими пружинами 15 уста­новлены в выемках пластин 2.

Через отверстия пластин проходит стальной стержень 6 квадратного се­чения, на котором жестко укреплены пластмассовая звездочка 9 и восемь пар кулачковых пластмассовых шайб 5, имеющих вырезы различной конфи­гурации, причем в каждой паре шайб вырезы расположены диаметрально противоположно. На выступающем конце стержня укреплена пластмассо­вая рукоятка 8. При повороте рукоят­ки вместе со стержнем в определенное положение концы держателей 14 под действием пружин попадают в вырезы двух кулачковых шайб, при этом оба подвижных контакта соединяются с неподвижными, замыкая соответству­ющую цепь управления (на рис. 139, а контакты показаны замкнутыми).

 

Для крепления стяжных шпилек по торцам выключателя поставлены пластмассовые диски 1 и 7. Между ди­ском 7 и верхней пластиной 2 помеще­на пластмассовая шайба 10, в вырезах которой установлены пружины 11, прижимающие цилиндрические пла­стмассовые стержни 12 к выемкам звездочки 9. Для поворота рукоятки (а значит, и звездочки) необходимо вы­толкнуть четыре стержня 12, преодо­лев усилие пружин 11, чем и обеспечи­вается фиксация каждого положения переключателя.

Переключатель типа KSP15 (рис. 139, б). Такой переключатель применяется на тепловозах ЧМЭЗ первых выпусков. Он собран из от­дельных пластмассовых пластин 2, на которых укреплены шесть латунных держателей 14 и шесть неподвижных латунных контактов 16. На держате­лях шарнирно укреплены латунные контактные пальцы 21, соединенные с ними шунтами. Провода из цепей уп­равления присоединены к держателям и неподвижным контактам. Пальцы своими роликами 20 опираются на пластмассовые кулачковые шайбы 5, насаженные на стальной стержень 6 квадратного сечения. При повороте рукоятки 8, укрепленной на конце стержня, ролики контактных пальцев попадают во впадины или на выступы шайб, т. е. соответственно происходит замыкание или размыкание контак­тов. Для фиксации определенной) по­ложения рукоятки переключателя на стержне 6 укреплен храповик 23, в вырезы которого под действием пру­жины 11 входят ролики двух рычагов 22. Пластмассовые пластины стянуты четырьмя шпильками 4, на которые снизу надета скоба 19. На нижнем кон­це стержня укреплены две шайбы 18. В крайних положениях переключате­ля выступ шайбы упирается в отогну­тый язычок скобы 19.

 

Переключатель "Управление" имеет четыре положения ("По системе двух единиц", "Один тепловоз", "Вы­ключено" и "Наружный источник"), а переключатель "Регулятор мощности и охлаждения" — три ("Включено", "Выключено", "Автоматика управле­ния холодильником выключена"). Развертки переключателей даны на рис. 140.

Отключатель. В аппаратной ка­мере установлен рубильник (отключа­тель) аккумуляторной батареи (рис. 141). На изоляционной панели 5 ук­реплены болтами верхние 6 и нижние 8 контактные зажимы. В средней час­ти панели шарнирно укреплены два стальных ножа 1 Г-образной формы, которые вверху соединены пластмас­совой рукояткой 3. К ней присоединен также средний нож 2. В верхнем поло­жении рубильника нож 2 входит в за­жим 4, соединенный с проводом 45 (см. рис. 100 и 132). К верхним зажи­мам 6 (см. рис. 141) присоединены ка­бели 21 и 23, идущие от "плюса" и "минуса" аккумуляторной батареи, а к нижним зажимам 8 — шины 81 и 82, выведенные на панель зажимов КЗ (см. с. 320). К ножам 1 присоединены шины 20 и 24 и провода 20 и 24 (см. рис. 100 и 132).

Автоматические выключатели. Эти аппараты защищают цепи управ­ления от перегрузок и токов коротких замыканий. Все детали автоматиче­ского выключателя (рис. 142) собраны в пластмассовом корпусе 1, который закрыт крышкой. В нижней части кор­пуса установлена катушка 12 с сер­дечником. Одни конец катушки соеди­

нен с нижним зажимом 15, а другой имеет гибкое соединение с подвижным контактом 4. Сердечник катушки ук­реплен на Г-образном ярме 13. Сверху на ярмо опирается якорь 11, один ко­нец которого соединен с возвратной пружиной 14, закрепленной на ярме. Неподвижный контакт 6 соединен с верхним зажимом 7. Размыкание кон­тактов происходит в дугогасительнои камере, образованной постоянным магнитом 3 и двумя полюсными нако­нечниками 5.

Когда выключатель включен, ток от верхнего зажима, к которому при­креплен подводящий провод, прохо­дит через неподвижный 6 и подвиж­ный 4 контакты, гибкие пластины 8 и 2 и катушку 12 к нижнему зажиму 15, соединенному с отводящим проводом. При прохождении по цепи тока боль­ше допустимого магнитный поток ка­тушки возрастает. Якорь, преодоле­вая усилие пружины 14, притягивает­ся к сердечнику катушки и освобожда­ет защелку (на рис. 142 она не показана), связанную с подвижным контактом, что вызывает автоматиче­ское размыкание контактов. Освобо­дившись от зацепления с якорем, за­щелка с помощью пружины выталки­вает из корпуса язычок 10, сигнализи­руя тем самым об автоматическом размыкании цепи. При этом пластмас­совая рукоятка 9 подвижного контак­та не меняет своего положения. Для восстановления цепи надо опустить вниз рукоятку 9, а затем снова поднять ее вверх.

Предохранители. В аппаратной камере тепловоза на общей панели ус­тановлены пять плавких предохрани­телей типа РНО, защищающих цепи управления от токов короткого замы­кания. Предохранитель (рис. 143) име­ет керамический корпус 4, закрытый с торцов латунными крышками б и 13, под которые ставят асбестовые про­кладки. Через прорези в крышках про­ходят латунные контактные пластины 7 и 12. Концы пластин отогнуты в раз­ные стороны и припаяны к крышкам. Внутрь корпуса помещена плавкая вставка 3 — медная пластинка, при­паянная к верхней и нижней контакт­ным пластинам. В нескольких местах вставки сделаны вырезы и отверстия, уменьшающие ее поперечное сечение до необходимого размера, рассчитан­ного на определенный ток. При проте­кании по цепи тока, превышающего расчетный в 1,5-2 раза, плавкая вставка перегорает сразу в нескольких местах, что уменьшает размер ду­ги, возникающей при перегорании вставки. Для быстрого гашения дуги внутреннее пространство корпуса предохранителя заполнено кварце­вым песком.

К верхней крышке 6 припаян мед­ный упругий язычок 5, отогнутый ко­нец которого соединен с плавкой вставкой медной проволочкой, прохо­дящей через отверстие в крышке. Так как одновременно с плавкой вставкой перегорает и проволочка, то язычок разгибается, сигнализируя о перего­рании плавкой вставки.

Контактные пластины 7 и 12 пре­дохранителя входят в контактные за­жимы 8 и II, каждый из которых при­креплен двумя винтами Мб к фарфо­ровому основанию 9. Зажимы изготов­лены из меди и облужены. Для увели­чения их упругости служат стальные кольца 10, проходящие через оваль­ные отверстия зажимов. Основание 9 через изоляционную прокладку при­креплено к панели двумя винтами М8.

 

Пластмассовая рукоятка 1, входя­щая в перечень обязательного тепло­возного инструмента, позволяет сни­мать и ставить предохранители с со­блюдением правил техники безопас­ности. На переднем торце рукоятки имеются две выемки, закрытые сталь­ными пластинами 14. В верхней части рукоятки находится пружинная за­щелка, управляемая стержнем 2. Ру­коятку надевают на предохранитель таким образом, чтобы выступы кры­шек 6 к 13 вошли в выемки рукоятки через уширения в фигурных вырезах пластин 14, после чего, отжав стерж­нем 2 пружинную защелку, поднима­ют рукоятку и отпускают защелку. В таком положении рукоятка жестко ук­реплена на предохранителе.

На рис. 144, а и б даны монтажные схемы панелей автоматических вы­ключателей и плавких предохраните­лей.

Предохранители П21 и П23 стоят в цепи зарядки батареи от посторон­него источника тока; предохранитель П100 — между общими минусовыми проводами 100 и 101 (к нему присоеди­нен провод //5); предохранитель П150 — после общего плюсового провода 150, идущего от вспомогательного генера­тора; предохранитель П253 — в цепи питания обмоток электродвигателя МВХ вентилятора холодильника вспомогательного контура. Располо­жение автоматических выключателей на распределительном щите показано на рис. 102, б. На тыльной стороне этого щита установлен плавкий пре­дохранитель П300 на 6 А, включенный в цепь пожарной сигнализации.

Контрольно-измерительная и сиг­нальная аппаратура. Килоамперметр. На главном и вспомогательном пультах управления (см. рис. 103, а и б) установлены одинаковые по кон­струкции килоамперметры (А1 и А1*), служащие для измерения тока в сило­вой цепи и представляющие собой приборы магнитоэлектрической сис­темы. Измерительный механизм ки-лоамперметра (рис. 145, а) выполнен в виде постоянного магнита 3, имеюще­го полюсные наконечники 4, между которыми укреплен стальной цилинд­рический сердечник 8. В кольцевой воздушный зазор, образованный по­люсными наконечниками и сердечни­ком, помещена подвижная катушка (рамка) 5, намотанная на алюминие­вом каркасе. Катушка выполнена из тонкого медного провода и укреплена на двух полуосях 6, установленных в подпятниках. Подвод тока к катушке осуществляется через две спиральные пружины 7, соединенные с полуосями. На передней полуоси укреплена стрелка 10. Механизм прибора собран на латунной планке 9, прикрепленной четырьмя винтами к пластмассовому основанию 2. Спереди к основанию прикреплен четырьмя винтами белый пластмассовый диск 1 с нанесенной на него шкалой.

При прохождении тока по катушке на каждый из ее проводников, находя­щихся в магнитном поле постоянного магнита, действует электромагнитная сила. Суммарное действие всех элек­тромагнитных сил создает вращающий момент, стремящийся повернуть катушку 5 и связанную с ней стрелку 10 прибора на некоторый угол. Пово­рот подвижной части измерительного механизма и стрелки будет продол­жаться до тех пор, пока вращающий момент, создаваемый током, протека­ющим по катушке прибора, не уравно­весится противодействующим момен­том, создаваемым пружинами 7. Так как в приборах магнитоэлектрической системы магнитный поток создается постоянным магнитом и поэтому не меняется по значению, угол поворота стрелки пропорционален току, прохо­дящему по катушке.

Килоамперметр имеет равномер­ную шкалу от 0 до 4 кА (0 - 4000 А) с ценой деления 0,2 кА (200 А). Шкала прибора разделена на две части: зеле­ного и красного цветов, выполненные из цветного оргстекла. Работа с током нагрузки, измеряемым по зеленой ча­сти шкалы (0 — 2500 А), разрешена без ограничения времени. С током на­грузки, измеряемым по красной части шкалы (2500 – 4000 А), разрешается работать от 5 до 30 мин, причем чем больше ток нагрузки, тем меньше до­пускаемая продолжительность рабо­ты.

Основание 2 прибора прикреплено четырьмя винтами М4 к пластмассо­вому корпусу 12, в передней части ко­торого установлена стеклянная рамка 13. На корпус надет стальной кожух (экран) 11, защищающий прибор от повреждений и внешних воздействий. Между основанием 2 и кожухом 11 поставлена резиновая прокладка. К основанию прикреплены два контакт­ных зажима, соединенных внутри при­бора с выводами катушки 5. Последо­вательно с катушкой включен регули­ровочный резистор, установленный на планке 9 и используемый для настрой­ки килоамперметра на стенде. В со­бранном виде прибор прикрепляют к пульту управления двумя винтами. Для освещения шкалы с помощью ламп, установленных внутри пульта, на кожухе 11 и корпусе 12 сверху и снизу сделаны окна 6, а диск 1 имеет выступы (отражатели) а.

Килоамперметр включен в сило­вую цепь 5-го и 6-го тяговых электро­двигателей последовательно с наруж­ным шунтом ША1, установленным в аппаратной камере. Применение шун­та обусловлено тем, что катушка при­бора рассчитана на ток не более 0,2 А. Шунт, обладающий очень небольшим сопротивлением, включен параллель­но катушке килоамперметра и пропу­скает через себя наибольшую часть тока. Монтажная схема шунта показа­на на рис. 145, б. Направление откло­нения стрелки магнитоэлектрическо­го прибора зависит от направления то­ка, протекающего по катушке. Поэто­му провода 34 и 2 внешней цепи должны быть присоединены соответ­ственно к плюсовому (он обозначен на основании) и минусовому контактным зажимам килоамперметра.

Амперметр и вольтметр. На рас­пределительном щите тепловоза (см. рис. 102, б) установлены амперметр А2 зарядки аккумуляторной батареи и вольтметр V цепей управления. Оба прибора магнитоэлектрической систе­мы и по конструкции не отличаются от вышеописанного килоамперметра. Амперметр А2 имеет двустороннюю шкалу с пределами измерения – 100 и + 100 А (цена деления 5 А). Шунт амперметра А2 установлен на панели резисторов регулятора напряжения (см. рис. 102, а). Вольтметр V имеет шкалу от 0 до 150 В (цена деления 5 В). Катушка вольтметра подключена к общему плюсовому и общему минусо­вому проводам цепей управления, т. е. протекающий по ней ток (и соответст­венно угол отклонения стрелки при­бора) пропорционален напряжению аккумуляторной батареи (при нерабо­тающем дизеле) или вспомогательно­го генератора.

Электрический дистанционный тахометр. Этот прибор, предназна­ченный для измерения частоты вра­щения коленчатого вала дизеля, со­стоит из двух частей: датчика ТД, установленного на объединенном регуляторе дизеля, и приемника (указателя) ТУ, укрепленного на глав­ном пульте управления. Датчик ТД (рис. 146, а) представляет собой синх­ронный генератор переменного тока. В расточке отлитого из стали корпуса 5 датчика укреплен статор 4, обмотка которого состоит из шести соединен­ных между собой катушек 2, разме­щенных на полюсных наконечниках 3. Начало и конец статорной обмотки выведены из корпуса 5 и через штеп­сельный разъем соединены с провода­ми 320 и 321 цепей управления (см. рис. 100).

Ротор изготовлен в виде шестиполюсного постоянного магнита 6 (см. рис. 146,а), напрессованного на вал 8. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках 7, установленных в кор­пусе 5. Посредством муфты 9 ротор соединен с входным валом 10 объеди­ненного регулятора дизеля, получаю­щего привод от коленчатого вала. Муфта 9 состоит из двух стальных втулок а и в, между которыми нахо­дится слой вулканизированной рези­ны б. Втулка а имеет прямоугольное отверстие под хвостовик вала 8, а втулка в — квадратное отверстие под хвостовик входного вала 10.

После пуска дизеля начинает вра­щаться входной вал 10 регулятора ди­зеля, а значит, и ротор датчика ТД. Вращение ротора приводит к появле­нию в статорной обмотке индуктиро­ванной э. д. с, значение которой про­порционально частоте вращения рото­ра. По проводам 320 и 321 (рис. 146, б) переменный ток поступает к зажимам указателя ТУ, являющегося вольт­метром магнитоэлектрической систе­мы. Так как приборы этой системы могут работать только с постоянным током, внутри приемника (указателя) ГУ поставлены два селеновых выпря­мителя на 5 мА. Добавочный резистор Rд сопротивлением 19000 - 24000 Ом вместе с резисторами R по 560 Ом ограничивает протекающий по ка­тушке прибора ток. Шкала тахометра отградуирована от 0 до 900 об/мин.

 

 


Зуммер. Этот звуковой сигнал опо­вещает машиниста о начавшемся бок-совании колесных пар или срабатыва­нии реле заземления, а также о пере­греве воды (масла) в соответствующей системе дизеля. К пластмассовому ос­нованию 5 (рис. 147) прикреплено дву­мя винтами М5 Е-образное ярмо 7, со­бранное из девяти стальных пластин, соединенных пятью заклепками. На ярме укреплена катушка 6, намотан­ная из медного изолированного прово­да. К основанию прикреплены также подвижный 3 и неподвижный 4 кон­такты и два контактных зажима: плюсовый 202 и минусовый 301 (см.рис. 100), обозначенные номерами присоединяемых к ним проводов це­пей управления. Один вывод катушки соединен с зажимом 202, а другой — с неподвижным контактом 4 (см. рис. 147). Подвижный контакт 3 соединен с за­жимом 301, следовательно, ток по ка­тушке зуммера может протекать толь­ко при замкнутых контактах 3 и 4. Параллельно катушке подключен конденсатор 16.

На резьбовую поверхность основа­ния навернут пластмассовый корпус 1, а с противоположной стороны — пла­стмассовая крышка 13. Между основа­нием 5 и крышкой 13 поставлена тон­кая стальная мембрана 10, к которой прикреплен якорь 11 со скобой 14. На конце скобы укреплен упор 15. Отвер­стие под крепежный винт сделано овальным, что позволяет перемещать упор относительно скобы 14. При сборке зуммера упор закрепляют так, чтобы между ним и подвижным кон­тактом 3 был небольшой зазор. Мемб­рана отделена от крышки резиновым кольцом 9. Такое же кольцо 8 постав­лено между крышкой и корпусом.

Когда по катушке зуммера проте­кает ток, ярмо намагничивается и при­тягивает к себе якорь, который упором 15 отжимает подвижный контакт, т. е. размыкает цепь питания катушки. При обесточивании катушки якорь от­падает от ярма, подвижный контакт замыкается с неподвижным, и следует новое притяжение якоря. Колебатель­ные движения якоря вместе с мембра­ной, сжимающей воздух, находящийся внутри крышки, приводят к появле­нию звуковых колебаний. Воздух по­ступает под мембрану через отверстия в пластмассовой пробке 12, ввернутой в крышку. Присоединяемые к контак­тным зажимам провода выведены из зуммера через пластмассовую гайку 2, ввернутую в корпус. Зуммер прикреп­лен к каркасу аппаратной камеры дву­мя болтами Мб, проходящими через отверстия в приливах крышки 13.

Вспомогательная аппаратура. На тепловозе применены три блокиро­вочных устройства типа 2KS6F11, два из которых установлены на каркасе аппаратной камеры (рис. 148, а и б). В металлическом корпусе 2 установле­ны две пластмассовые колодочки 3 с укрепленными на них неподвижными контактами 4. Через сквозные отвер­стия колодочек проходит пластмассо­вый стержень 9, на который надеты две подвижные колодочки 6 с возвра­щающими пружинами 5. В прорезях колодочек 6 размещены подвижные блокировочные контакты 7 мостикового типа с притирающими пружина­ми 8. Выступающий из корпуса конец стержня 9, уплотнен резиновой про­кладкой 1. Провода от контактов вы­ведены через отверстие в задней части корпуса. Сверху корпус закрыт крыш­кой.

 

При закрытии верхней или нижней двери стержень соответствующего блокировочного устройства БК1 или БК2 отжимается внутрь, в результате чего левые (по рисунку) контакты раз­мыкают цепь освещения камеры, а правые, включенные в цепь питания катушки контактора KB, замыкаются. Поскольку в эту цепь входят контакты обоих блокировочных устройств, то даже при одной открытой двери каме­ры контактор KB включиться не мо­жет. Лампы освещения аппаратной камеры загораются при открытии лю­бой из дверей.

Третье блокировочное устройство (рис. 148, в) применено для управления песочницами. По конструкции оно от­личается от вышеописанного лишь тем, что в корпусе его укреплена одна пластмассовая колодочка с двумя не­подвижными контактами, к которым присоединены провода 202 и 215 цепей управления (см. также рис. 100). Бло­кировочное устройство 17 укреплено на стальной косынке 13, приваренной к торцу подножки 12 кабины машини­ста. На подножке посредством двух пальцев 18 шарнирно укреплен рычаг (ножная педаль) 14, представляющий собой стальную трубу с загнутыми концами. На одном конце рычага жес­тко укреплена лапка 16. Между ото­гнутым концом косынки и горизон­тальным выступом лапки поставлена пружина 10, положение которой фик­сируется приваренным к косынке на­правляющим стержнем 11.

Для подачи песка под колесные па­ры тепловоза машинист нажимает на рычаг 14 и, преодолевая усилие пру­жины 10, поворачивает рычаг вместе с лапкой, которая давит на цилиндриче­ский диск, соединенный со стержнем блокировочного устройства. Укреп­ленный на стержне подвижный мостиковый контакт соединяет провода 202 и 215, т. е. замыкает цепь питания катушек вентилей передней (задней) песочницы.

Резисторы и конденсаторы. В электрических цепях тепловоза для регулирования тока и напряжения применены различные по конструк­ции и значению сопротивления рези­сторы. При протекании тока по рези­стору электрическая энергия преобра­зуется в тепловую. Так как при этом выделяется сравнительно большое ко­личество теплоты, резисторы всегда работают при повышенных темпера­турах. Поэтому токоведущие матери­алы, используемые для изготовления резисторов, должны удовлетворять следующим требованиям: иметь высо­кое удельное сопротивление, длитель­но выдерживать высокую (до 200 — 300° С и более) температуру, иметь минимальные температурные коэф­фициенты, чтобы сопротивление ре­зистора при работе оставалось неиз­менным. На тепловозах ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ применены резисто­ры четырех основных типов, располо­женные (за исключением резистора R12) в аппаратной камере и под пуль­том управления.

Три комплекта резисторов типа FeAl (рис. 149, а), используемых для ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, установлены на общей сварной раме 1, прикрепленной восемью болтами М8 к каркасу аппа­ратной камеры со стороны отсека ак­кумуляторной батареи. Комплект со­стоит из трех параллельно располо­женных фехралевых пластин 2, при­крепленных к раме 14 болтами 6 (М12). Пластины отделены от рамы фарфо­ровыми изоляторами 5, а друг от друга — гайками 7 и шайбами 8, образующими между пластинами воздушный проме­жуток для лучшего их охлаждения.

Каждый комплект соединен мед­ными шинами 3 с неподвижными сило­выми контактами контакторов ослаб­ления возбуждения первой и второй ступеней. Для прохода шин в средней части рамы сделан прямоугольный вырез. Медные контактные пластины 4, прикрепленные болтами к нижней части каждого комплекта, служат для присоединения к резисторам кабелей 9, 18 и 37 (см. рис. 126) от соответству­ющих силовых пальцев реверсора.

Резистор типа OV (рис. 149, б) со­стоит из фарфоровой трубки 10 с вин­товыми канавками на наружной по­верхности, в которые уложена нихромовая или константановая проволока 15, и контактных хомутиков 14, стяну­тых винтами 9 (М4). Размеры канавки и диаметр проволоки подбирают так, чтобы проволока выступала за пре­делы канавки, что позволяет, переме­щая средний хомутик 16, регулиро­вать сопротивление резистора, вводи­мого в цепь. Резистор прикреплен к панели (раме) посредством шпильки 13, проходящей внутри трубки. Для дополнительной фиксации резистора на шпильку с обоих концов надеты стальные шайбы 11, отогнутые высту­пы которых входят в продольные же­лобки, сделанные внутри трубки. Между шайбами 11 и гайками 12 по­ставлены изоляционные прокладки.

Резистор типа TR (рис. 149, в) из­готовлен в виде фарфоровой трубки 10, на которую намотана тонкая про­волока 15 из фехраля или нихрома. По концам резистора поставлены контак­тные хомутики 14, соединенные с про­волокой. Поверхность трубки с намо­танной на нее проволокой покрыта стекловидной эмалью 17, которая пре­дохраняет проволоку от окисления, удерживает ее на трубке и является изоляцией между витками. У регули­руемых резисторов вдоль трубки ос­тавляют не покрытую эмалью поло­ску, по которой может перемещаться контактный хомутик, соединенный шунтом с верхним или нижним хому­тиком. Если сопротивление резистора (например, R27) используется полно­стью, то эмалью покрывают всю по­верхность трубки. Крепление резисто­ра осуществляется при помощи шпильки 13, на которую он надет.

Резистор типа OS (рис. 149, г) со­стоит из керамического основания 26 и намотанной на ребро нихромовой ленты 19. Основание 26 собрано из двух половинок, на поверхности кото­рых имеются прорези (канавки) под ленту. Обе половинки при сборке ре­зистора надевают на стальную полосу 21 и закрепляют на ней двумя сталь­ными шайбами 20. К концам полосы приклепаны угольники 25, используе­мые для присоединения к резистору проводов. Для крепления резистора к панели служат две скобы 22, которые притянуты к полосе 21 болтами 24. Между скобой 22 и полосой 21 ставят изоляционные втулки 23. Такие же втулки (на рис. 149, г они не показаны) ставят с обеих сторон угольника 25 для того, чтобы изолировать от уголь­ника болт, соединяющий подводящий (отводящий) провод с лентой 19.

Технические данные резисторов приведены в приложении 4, а их рас­положение показано на рис. 150. Семь резисторов, используемых в цепях вентиляции, отопления и освещения, установлены под главным пультом управления. Резисторы укреплены на шпильках, ввернутых в угольник 1 (рис. 150, а), к концам которого прива­рены скобы 2 с отверстиями под кре­пежные болты. К скобам приварена стальная планка 6 с двумя угольника­ми 7, через отверстия в которых про­ходят две шпильки 3. На шпильки на­деты 15 гетинаксовых колодок 5, ук­репленных в собранном виде гайками 4. Вместе с контактными болтами колодки образуют панель зажимов, с по­мощью которой резисторы соединены с проводами соответствующих цепей.

В аппаратной камере под поездны­ми контакторами установлена гети­наксовая панель 8 (рис. 150, 6), на ко­торой размещены четыре резистора и пять конденсаторов, включенных в цепи пуска дизеля и трогания тепло­воза с места (конденсатор С5 постав­лен в цепь сигнализации о неисправ­ностях). Электролитические конден­саторы С1, С9 и СЮ типа ТС639 емко­стью 2000 мкФ помещены в алюминиевые цилиндрические корпу­са и закреплены на панели при помо­щи шпилек 10 и скоб 11. Конденсатор С5 типа ТС473 емкостью 4 мкФ имеет прямоугольный корпус. В верхней ча­сти панели укреплены 10 контактных болтов 9, образующих панель зажи­мов PU11. Панель 8 прикреплена к каркасу аппаратной камеры четырьмя болтами М8.

Шестнадцать резисторов установ­лены на стальной сварной раме 12 (рис. 150, в), прикрепленной четырьмя болтами М8 к каркасу камеры елевой стороны (по ходу). К верхней части рамы приварены два угольника 13, на которых укреплены в наклонном по­ложении восемь резисторов типа OV, включенных в цепь возбуждения воз­будителя и в цепь якорной обмотки электродвигателя СМД. Шпильки крепления резисторов ввернуты в угольники 13. Для дополнительной фиксации резисторов рядом с резьбо­выми отверстиями под шпильки в угольниках просверлены по два от­верстия, в которые входят выступы нижних шайб 11 (см. рис. 149, б).

Под угольниками 13 (см. рис. 150, в) размещена гетинаксовая планка 14, прикрепленная к раме четырьмя болтами М6. На ней установлены в гори­зонтальном положении восемь рези­сторов типа TR, из которых шесть включены в цепи питания катушек ре­ле переходов, один — в цепь обмотки возбуждения электродвигателя СМД и один является разрядным для кон­тактора КВ. Внизу к раме 12 привер­нуты двумя винтами каждая две скобы 15, к которым прикреплена четырьмя болтами М6 гетинаксовая панель 16. На ней укреплены 23 контактных бол­та, образующих панель зажимов РШ3 (в эксплуатации резисторы и панель зажимов с внутренней стороны каме­ры закрыты съемным щитком).

Над рамой 12 в аппаратной камере установлена панель с тремя резисто­рами типа OS. Два из них включены в цепь зарядки аккумуляторной бата­реи, а третий — в цепь противокомпаундной обмотки возбудителя. Мон­тажные схемы панелей резисторов и конденсаторов даны на рис. 151.

В аппаратной камере установлены также три гетинаксовые панели с ди­одами (рис. 152).

Панели зажимов (клеммники). Провода от всех аппаратов, установ­ленных в камере, собраны в общие жгуты (кондуиты) и присоединены к трем рейкам, установленным с правой стороны по ходу тепловоза. Каждая и.< таких реек представляет собой 36 ге-тинаксовых колодок (аналогичных по конструкции с колодками, применяемыми в контроллере для крепления подвижных и неподвижных контак­тов), на которых укреплены стальные шпильки М5, используемые для при­соединения проводов. Колодки собра­ны на двух стальных шпильках МИ) и укреплены гайками с лепестковыми шайбами. Три этих рейки образуют панель зажимов PUJ4. К одной из реек шестью болтами Мб прикреплены три стальные планки с контактными за­жимами (болтами М5), образующими панель зажимов РШ5 для присоедине­ния минусовых проводов.

В передней части аппаратной ка­меры находится панель зажимов ИШ4Л, собранная из 12 гетинаксовых колодок, на каждой из которых укреп­лена шпилька М5 (контактный за­жим). К этой панели присоединены провода из цепей автоматической ло­комотивной сигнализации (АЛСН).

Монтажные схемы панелей зажи­мов РШ4, PUI4A и РШ5, а также па­нели зажимов под пультом управле­ния показаны на рис. 153. Монтажные схемы панелей зажимов РШI и РШЗ показаны на рис. 151, а, панели зажи­мов PU12 — на рис. 176. В аппаратной камере тепловоза установлены еще две панели зажимов. Панель К1, рас­положенная возле контактора КШ1, используется для реостатных испыта­ний тепловоза. Ее монтажная схема показана на рис. 154. Назначение па­нели КЗ указано в § 78.

Описание остальных электриче­ских аппаратов дано в соответствую­щих пунктах гл. XV.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.004 с.)