V . Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»



1. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

ПРИЗЕМИСТЫЙ — 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ — имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ — любовная игра, кокетство. ФЕСТОН — один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА — рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ — отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ — поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

ЛАВРЫ — ветви лаврового дерева, венок из них — сим­вол победы, славы, награды. (Увенчать лаврами побе­дителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов.).

КАРЬЕР — самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ — триумф - блестящий успех, торжество.

—Объясните выражение: «бывал унизан колючими «репя-хами»...».

—Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, лас­ кательный); мучение (страдание, терзание, пытка, мытар­ ство, маета).

—Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разни­ ца); взволнован (спокоен).

2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
(После паузы учитель задает вопрос.)

— Ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)

VI. Итог урока

— Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, мож­
но отнести к нашему рассказу?

Домашнее задание: перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Знакомый

Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем Мы — неразлучные друзья. Визжим и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! (В. Берестов.)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

—Прочитайте, разделяя слова на слоги.

—Прочитаем шепотом.

—Прочитайте громко.

—Прочитайте с ускорением.

—Прочитайте выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

—Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь?

—О чем хотел рассказать нам автор?

—Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».

III. Работа над рассказом

—Найдите описание собак.

—Как вы думаете, почему автор так подробно описал собак?

—Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста.

—Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста.

—Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление материала

1. Беседа по содержанию рассказа, выборочное чтение.

—Почему рассказ из жизни собак трогает нас?

—Как вы думаете, почему Жулька умерла?

—Как окружающие относились к собакам?

—Кто лучше всех понимал их? (Дети.)

—Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, раскрывающий ее, прочитайте выразительно.

2. Подготовка к пересказу.

— Составьте план текста.

(Работа в парах.)

—Проверим, как вы составили план. Прочитайте его. (Дети зачитывают полученные планы.)

—Теперь послушаем пересказ текста.

VI. Итог урока

— Чему учит нас рассказ?

(Обратить внимание на предложение на с. 86, относящееся к описанию характера Жульки. «Право же, в ней в эти момен­ты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных че­ловеческих лицах во время хорошего обеда».) Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от имени Барбоса; индивидуальное задание — подготовить рассказ о со­роках.

 

Урок. М. М. Пришвин. «Выскочка»

Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришви­на; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Творческий пересказ текста от имени Барбоса.

III. Введение в новую тему

1. Вводная беседа.

—Прочитайте имя автора, произведение которого мы бу­дем сегодня читать.

—Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они?

2. Рассказ учителя о писателе.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из который был отчислен в четвертом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Риж­ского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец. В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агроно­мическое отделение Лейпцигского университета. По возвра­щению в Россию работал агрономом. В 1906 г. произошел рез­кий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в

Карелию, результатом которого стало обращение к литерату­ре. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Че­рез год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объеди­нившая путевые очерки о природе, быте и речи северян. Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным ко­лобком» (1908), «Черный араб» (1910), «Башмаки» (1923), про­никнуты страстной любовью к родной природе, простым лю­дям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования. В более поздних работах автор вплетает в повествование ска­зочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925), «Женьшень» («Корень жизни», 1933), «Корабельная чаша» (1954). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939), «Кладовая солнца» (1945). Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об об­ществе, стране, времени.

Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в Москве.

3. Беседа о названии рассказа.

—Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

—Можно ли по названию это предположить?

4. Разгадывание загадок.

— Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь.

С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком.

(Собака.) Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора? Такая с ней морока, Когда трещит...

(Сорока.)

— Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках?

(После высказываний детей заранее подготовленный уче­ник рассказывает о сороках.)

Сороки

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у ее легко запоминается — резкое стрекотание. А если сорока застрекота­ла, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помо­гает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спус­ки. Брюшко, грудь и полоса па плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпры­гивает.

Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо уст­раивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похо­же на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится па дереве или кусте годами.

Самка откладывает 5—8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и по­явившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка по­могает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомы­ми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитара­ми. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О соро­ке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге».

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во вре­мя линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносят их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.

IV. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.022 с.)