Урок .  Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок .  Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»



Цели: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лер­монтова; отработать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель проверяет пересказ сказки А.С. Пушкина по ча­стям.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено 7было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лер­монтов, написавший стихотворение «Смерть поэта» — скорб­ное, гневное и обличительное.

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой...

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушки­на направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как про­кламация. Так началась всенародная слава Лермонтова.

Впервые Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лег. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского обще­ства.

2. Выборочное чтение статьи в учебнике на с. 96—97.

3. Беседа.

— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
При ответе воспользуйтесь текстом.

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением «Дары Терека»

1. Вступительная беседа.

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о
чем оно? (Терек — река на Северном Кавказе. Впадает в
каспийское море.)

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Анализ стихотворения.

 

—Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

—Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

—Объясните значение выражения «утесистые громады».

—Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».

—Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».

 

4. Самостоятельное чтение стихотворения.

5. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Итог урока

Домашнее задание: найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова

 

 

Уроки 17-18. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

Цели: ознакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; обу­чать правильному выразительному чтению; пополнять словар­ный запас учащихся; развивать память, внимание, мышление; учить анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Выступление учащихся.

— Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали.

2. Выразительное чтение стихотворений.

— Сейчас послушаем стихи, которые вы приготовили к уро­ку.

III. Подготовка к чтению сказки. Словарная работа

1. Первичное понимание текста.

—Прочитайте название сказки. Знаете ли вы, что оно озна­чает? (Ашикв переводе означает народный певец, музы­ кант. Кериббедный человек, бедняк.)

—Чья это сказка? (Турецкая.)

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

ПРОРОК — 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ — родственное антилопе полорогое млеко­питающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

ЗАРОК — клятвенное обещание не делать что-либо. СААЗ — турецкая балалайка.

ПАША — в старой Турции и некоторых других мусуль­манских странах: титул высших сановников и генера­лов, а также лицо, носящее этот титул. НАМАЗ — (ислам) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

—Объясните выражения: «нам вдвоем достанет» (хватит); «высокое сердце».

—Подберите синонимы к словам:

УПРЕКАТЬ — укорять, шпынять, пилить, точить; СТРАНСТВОВАТЬ — скитаться, странничать; ВОСКЛИКНУТЬ — возгласить, вскричать, вскликнуть;

УСПОКОЙСЯ — остынь, утихомириться, угомонись.

— Подберите антонимы к словам:

БЛЕЩУТ - гаснут;

ИСТИНА — ложь, обман, заблуждение; ДРОЖАЩАЯ РУКА - спокойная; ПРОЗРЕТЬ - ослепнуть.

— Прочитайте в тексте выделенные слова и найдите их
объяснение в словаре учебника.

АЯП-АГА — знатный господин. ЧАУШ — сторож, рассыльный. ОГЛАН — мальчик, парень.

IV. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.005 с.)