Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Жизнь и творчество К. Г. Паустовского

Поиск

1. Вводная беседа.

— Назовите писателей, которые очень любили природу,
много писали о ней.

— Что вы знаете о жизни и творчестве К. Г. Паустовского?
(Рассказы детей.)

2. Слово учителя о писателе.

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (31) мая 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. Пос­ле нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовс­кий учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу ре­петиторством.

В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» (1967 г.) Паустовский писал: «Желание необыкновен­ного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и — тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чув­ства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А. Грин.

Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912 г.), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». По окончании гим­назии Паустовский учился в Киевском университете, затем

перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 г. с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской ар­мией по Польше и Белоруссии.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скиталь­ческую жизнь. В течение года работал на металлургических за­водах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Та­ганроге. В 1916 г. стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый ро­ман «Романтики» (1916—1923 гг., опубликован в 1935 г.). Пау­стовский стремился создать целостное сюжетное повествова­ние о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив «Романтиков» — судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, — впоследствии встречал­ся во многих произведениях Паустовского.

Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. Паустовс­кий встретил в Москве. После победы Советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько пере­воротов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей — И. Ильфа, Н. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Про­жив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паус­товского в Армению и северную Персию.

В 1923 г. Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очер­ки, но и рассказы. В 1928 г. вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был напи­сан роман «Блистающие облака». В этом произведении детек­тивно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографически­ми эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудни­чали А.С. Новиков-Прибой, М.А. Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В. Катаев и др.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и

др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, объездил всю страну. Многие впечат­ления этих поездок «по горячим следам», описанные в газет­ных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры», стал про­тотипом главного героя повести «Кара-Бугаз» (1932 г.). Исто­рия создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очер­ков и рассказов Паустовского «Золотая роза» (1955 г.) — одном из самых известных произведений русской литературы, посвя­щенных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глау­беровой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о стран­ствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.

Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» (1934 г.). Прото­типом одного из героев Колхиды стал великий грузинский ху­дожник-примитивист Н. Пиросмани.

После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, по­бывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Бе­лоруссии и других местах. Особое место в его творчестве зани­мает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями — А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерс­ком краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством напи­санных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграм­ма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут» (речь идет о расска­зах, написанных в 1930—1960-е годы). Среднерусская глубин­ка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим — а возможно, и физическим — спасением в пери­од сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский рабо­тал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943 г.) и «Дождливый рассвет» (1945 г.), которые кри­тики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сбор­ников демократического направления «Литературная Москва» (1956 г.) и «Тарусские страницы» (1961 г.). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабили­тацию гонимых при Сталине писателей — Бабеля, Ю. Олеши, Булгакова, Грина, Н. Заболоцкого и др.

В 1945—1963 гг. Паустовский писал свое главное произве­дение — автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы» (1946 г.), «Беспокойная юность» (1954 г.), «Начало неведомого века» (1956 г.), «Время больших ожиданий» (1958 г.), «Бросок на юг» (1959-1960 г.), «Книга ски­таний» (1963 г.). В середине 1950-х годов к Паустовскому при­шло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехосло­вакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. стра­нах; в 1965 г. долго жил на о. Капри. Впечатления от этих поез­док легли в основу рассказов и путевых очерков 1950—1960-х годов: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «шко­ле лирической прозы», — Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоу­хина, В. Конецкого и др.

Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968 г.

IV. Работа над содержанием текста

—Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.

—О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему?

—Найдите описание дома композитора.

—Найдите описание осени, зимы, белых ночей.

—По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказа­лась?

—Как характеризует героиню ее отношение к театру?

—Что удивило и потрясло Дагни на концерте?

—Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвя­щена ей? Только ли потому, что было названо ее имя?

—Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чем она сожалела?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над текстом

1. Выделение частей, составление плана.
Примерный план:

I. «Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через 10».

II. «Невозможно, конечно, передать музыку словами, как
бы ни был богат наш язык...»

III. «Жили они в комнатушке под крышей театра...»

IV. «Спасибо за то, что открыли передо мной то прекрас­ное, чем должен жить человек...»

2. Пересказ текста по составленному плану.
VII. Итог урока

—Почему Эдвард Григ решил сделать подарок Дагни Педерсен?

—Что сделало Эдварда Грига бессмертным?

— Как вы думаете, для чего должен жить человек?
Домашнее задание: найти в тексте, выписать в тетрадь эпитеты
и олицетворения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.011 с.)