V . Чтение стихотворения «Няне» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Чтение стихотворения «Няне»



1. Первичное чтение стихотворения самостоятельно.

—Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, как его надо читать, с какой интонацией. Почему?

—Вспомните, как нужно правильно читать стихи, как я вас учила. (Нужно читать как для себя.)

2. Чтение стихотворения вслух.

— Прочитайте стихотворение, представив себя на месте ав­
тора.

Учитель спрашивает несколько человек.

— Чье чтение вам больше всего понравилось?

VI. Чтение и анализ стихотворения «Туча»

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Словарная работа.

 

—Как Пушкину удается показать, что пора ненастья мино­вала? Какие слова он для этого выбирает?

—Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корысто­любивый, страстно желающий чего-нибудь)

—Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, пе­чальный.)

—Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоск­ ливый.)

—Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с, тучей? Объясните.

3. Выразительное чтение стихотворения.

—Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

—Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

VII. Чтение и анализ стихотворения «Осень» (отрывок)

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Словарная работа.

 

—Объясните значение слов и выражений: «багрец», «про­щальная краса», «пышное природы увяданье», «в их се­нях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

—Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

—Подберите антонимы к словам «свежее» (дыхание), «седая» (зима).    

3. Работа по вопросам учебника на с. 70.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока

- Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?

- Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?

- Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, по желанию можно иллюстрировать

 

 

Уроки 13-15. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели: прочитать сказку А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; развивать память, речь.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Ученики по очереди рассказывают стихотворения наизусть.

III. Физкультминутка

IV. Введение в тему

1. Вступительная беседа.

- Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем бога­тыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Не-дописаннными остались сказки «Жених» и «Медведиха».)

- Какие сказки вы читали?

- Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

2. Чтение и анализ сказки.

По ходу чтения дети отмечают непонятные слова каранда­шом.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного?

- Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

V. Итог урока

- К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

- Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, под­нимите руки. А кому — сказки?

Домашнее задание: перечитать сказку, нарисовать иллюстра­ции к понравившемуся отрывку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения «птичьим базаром».

На море, на окияне, На острове Буяне Стоит бык печеный, В заду чеснок толченый. С одного-то боку режь, А с другого макая да ешь.

— А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускоре­
нием, разными интонациями: с вопросительной, с утвер­
дительной, с сердитой, с веселой.

III. Проверка домашнего задания

К сегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.

—Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.

Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наибо­лее удачные рисунки.

VI. Работа над содержанием сказки

1. Вступительная беседа.

—Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А на­зывается она.... («Сказка о мертвой царевне и семи бога­ тырях».)

—Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сю­жет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, кото­ рую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)

 

2. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».

3. Беседа по вопросам.

 

—Что вы узнали из начала сказки?

—Отчего умерла царица?

—Найдите описание новой царицы.

—Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?

—Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Лом­ ливаупрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

—Какое приданое имела царевна?

—Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

—Что значит «нраву кроткого такого...»?

—Какое приданое приготовлено царевне?

—Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном сва­ дебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты нака­ нуне венчания, а также вообще вечеринка, на которую со­ бираются девушки, женщины.)

—Что узнала царица от зеркальца?

—Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

—Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?

—Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?

—Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

—К чему привела черная зависть в сказке?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над сказкой

1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82).

2. Беседа по вопросам.

 

—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

—О каких чертах характера это говорит?

—Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После ка­ких слов?

—Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

—Как царевне жилось у богатырей?

—Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

—Как братья пришли свататься к царевне?

—Почему она им отказала? Какой она была?

—Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

—Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?

VII. Итог урока

— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас заду­маться?

— Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание: дочитать сказку до конца; подобрать сино­нимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «гроз­но», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вме­сте со словами, к которым они относятся.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего за­дания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравныйсвоевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанныйдолгож­данный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумлен­ ныйудивленный.)

—Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «ждан­ный» и «грешен»? (Жданныйнежданный; грешен — без­ грешен.)

—Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы нач­нете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художе­ственную характеристику предмета (явления) в виде скры­того сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ]

Слушаются ответы детей.                                               j

III. Работа над текстом сказки                                                j

1. Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...».

2. Беседа.                                                                           j

 

—Как молодая царевна встретила нищую черницу?

—Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);

—Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.)!

—Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека?      |

—Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а ца ревнабабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.) \

—Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, по­чему она не дождалась обеда, как хотела?

—Как братья узнали о несчастье?

—Почему они не стали хоронить царевну?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над сказкой
1.
Анализ отрывка.

—Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица уз­нала о гибели царевны.

—Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор?

2. Чтение отрывка по ролям до слов «Ветер дале побежал...».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич Елисей.

- Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер
и понять отношение к ним героя?

3. Чтение и анализ отдельных отрывков.

- Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту.

- Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? До­кажите.

- Прочитайте последний отрывок сказки.

4. Анализ сказки.

- Чем она заканчивается? Почему?

- Как, в виде кого представлено зло?

- Подумайте и распределите героев по группам: положи­тельные, отрицательные, нейтральные, герои-помощни­ки.

Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записы­вают их на доске в нужную группу.

- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?

- На какие части можно разделить сказку и как их озагла­вить?

VI. Итог урока

- Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?

- Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

- Почему эта история названа сказкой?

Домашнее задание: подробно пересказать одну из частей сказки.Найти  стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение понравившегося отрывка.

Дополнительный материал

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовлен­ном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, по­зднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбива­ли деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу пере­мешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских пли­тах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пер­гамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цвет­ными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Гам же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках - клише - вырезались тек­сты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бу­маге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры -можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она состояла из 1284 стр

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.026 с.)