II . Чтение и анализ «Жития Сергия Радонежского» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Чтение и анализ «Жития Сергия Радонежского»



1. Словарная работа.

Учитель объясняет детям значение следующих слов:

БЛАГОРОДНЫЙ — 1) высоконравственный, самоот­верженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу. УГОДНИК — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых. ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное ка­чество, высокая нравственность. ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам. ОБЕТ — торжественное обещание, обязательство. БЛАГОЧЕСТИВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

АНГЕЛ — в религиозных представлениях: сверхъесте­ственное существо, служитель бога и его посланец к лю­дям.

СМИРЕНИЕ — 1) смириться; 2) отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

МОШНА — мешочек для хранения денег. БЛАГОДАТЬ — 1) о чем-нибудь хорошем, имеющем­ся в изобилии (разг.); 2) очень хорошо, прекрасно; 3) в религиозных представлениях: ниспосланная свы­ше сила. ОТРОК — мальчик-подросток.

—Как вы понимаете выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?

—Подберите синонимы к словам «благородный», «невидан­ный».

— Подберите антоним к слову «благословил».
2. Чтение текста учащимися.

IV. Физкультминутка

V. Работа над содержанием текста

—Рассмотрите на с. 26 картинку М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прочитайте отрывок из текста, от­носящийся к ней.

—Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как вы думаете, почему это произошло именно с ним?

—О чем просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю?

—О каких чертах характера говорит его поступок?

VI. Проверка домашнего задания

— Что вы узнали о Сергии Радонежском из энциклопедии?
Учитель слушает рассказы детей.

—Почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радо­нежскому перед великим сражением с Мамаем?

—Расскажите о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова, данные на с. 32—33 учебника.

VII. Итог урока

— Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до при­
нятия монашества? (До принятия монашества с Сергием
происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще
до рождения Варфоломей во время богослужения трижды
громко закричал в чреве матери. Младенцем ребенок отка­
зывался от молока матери, когда она ела мясную пищу, а
также в дни поста — по средам и пятницам. В отрочестве
Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благо­
даря чудотворному хлебцу, который вручил ему божествен­
ный старец.)

Дополнительный материал Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314-25 сентября 1392) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преоб­разователь монашества в Северной Руси. Родился с боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Вар­фоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младен­честве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неус­пешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомить­ся со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческо­му житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, долж­ны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-По­кровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оста-иался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пус­тынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм так­же во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 иночество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образова­лась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиева лавра и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресви­тером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудо­любием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по сосед­ству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во нсем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх кон­стантинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добро­детельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинно-житие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сер­гий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом по многих русских монастырях.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий реши­тельно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесто­ченные сердца; очень часто примирял враждующих между собою кня­зей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благо-чаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту бит-иу, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сер-

гию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Бла­гословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и от­пустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, пере­ходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия обо­дрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 он был при­числен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Бо­рисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинс-кую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимуществен­но в Северной Руси.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.007 с.)