III . Работа над пословицами 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Работа над пословицами



— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Весной оглобля за ночь травой обрастет. (ОГЛОБЛЯ — в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укреп­ ленных на передней оси повозки и соединяющихся с ду­ гой.)

Весной что рекой прольет — капли не видно, осенью ситом просеет — хоть ведром черпай. Зима не лето — в шубу одета.

Идет Варюха — береги нос да ухо. (ВАРЮХА — народ­ное название зимы.)

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Рассказ учителя о поэте.

— Сегодня мы с вами будем читать стихи, посвященные этим
временам года. А написал их Евгений Абрамович Бара­
тынский.

(Дети рассматривают его портрет.)

Баратынский Евгений Абрамович родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, откуда его через несколько лет ис­ключили за дурное поведение (причиной стали романтические проказы против школьных воспитателей, закончившиеся се­рьезным проступком). В 1819 г. Баратынский поступил рядо­вым в лейб-гвардии Егерский полк.

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молоды­ми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пуш­киным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собствен­ные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, дан­ная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит», выражает главное отличие этого поэта.

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826 г.) он обрел семейное счастье.

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длитель­ное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Через год его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

V. Физкультминутка

VI. Работа над стихотворением «Весна, весна!»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Словарно-лексическая работа.

 

—Поясните слова: древа (деревья), обнажены (голые), вет­хий (старый), незримый (невидимый).

—Подберите синонимы к словам: шумный (грохочущий, гремучий), торжествующий (победоносный, радостный).

—Подберите антонимы к этим же словам: шумный (тихий), торжествующий (грустный, скорбный).

—Подберите синонимы к словам лазурь (синева), взревев (крикнув).

—Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они от­носятся.

3. Беседа о содержании стихотворения.

—Какие чувства переполняют поэта? Почему?

—Как будете читать стихотворение? Подготовьте вырази­тельное чтение.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VII. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»

1. Жужжащее чтение.

2. Словарно-лексическая работа.

 

—Подберите синонимы к словам: ропот {недовольство), бу­шует (неистовствует, бесчинствует).

—Подберите антонимы к словам: немеет {оживает), кроет (срывает).

3. Беседа о содержании стихотворения.

—Какие изменения произошли в природе? Обратите вни­мание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

—Каким настроением проникнуто произведение?

—Приготовьте выразительное чтение.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока

— Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: найдите другие стихи поэта и приготовьте выразительное чтение, иллюстрации к нему.

 

 

Урок. Тема: А.Н. Плещеев, «Дети и птичка»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещее­ва; обучать правильному выразительному чтению; прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихов Е.А. Баратынского.

III. Загадка в пословицах

— Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком они
говорят.

Всякая она сети боится. Всякая она своим пером красуется. Где она ни летает, а свое гнездо знает. Ей даны крылья, а человеку — разум.

(Птица.)

Восстановите пословицы и объясните их смысл.

IV. Физкультминутка

V. Изучение нового материала
1. Слово учителя о поэте.

— Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Дети и птичка», а написал его Алексей Николаевич Плещеев.

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дво­рянского рода, в г. Кострома. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее обра­зование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапор­щиков и кавалерийских юнкеров.

Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский универ­ситет, на восточное отделение историко-филологического фа­культета.

В студенческие годы значительно расширился круг зна­комств Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии.

Он писал стихи, а во второй половине 40-х годов Плещеев довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он перево­дил прозу и стихи.

Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда го­тового прийти на помощь литератору, в особенности начина­ющему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась не­легко: после ссылки он многие годы находился под полицейс­ким надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на служ­бу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель, начавший свой литературный путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни Пле­щеев провел относительно спокойно: он получил большое на­следство и, свободный от изнурительной работы, путешество­вал за границей; однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы.

2. Чтение стихотворения «Дети и птичка».

3. Словарно-лексическая работа.

 

—Подберите синонимы к словам: детки (ребятки), подруга (подружка, подруженька).

—Подберите антоним к слову звонкий (глухой).

4. Беседа о содержании стихотворения.

—Ваши впечатления от прочитанного?

—Какие чувства выражает поэт в этом стихотворении?

—Можем ли мы по этому стихотворению судить о характе­ре автора?

 

5. Выразительное чтение стихотворения.

6. Чтение по ролям (выбирается ученик, который читает за птичку, а все остальные — за детей).

VI. Итог урока

—Почему меняется ритм стихотворения?

—Что нового узнали о Плещееве?

Домашнее задание: выучить стихотворение «Дети и птичка».

 

 

Урок 28. И.С. Никитин. «В синем небе плывут нал полями...»

Цели: расширить знания детей о поэте, его жизни и творче­стве; пополнять словарный запас учащихся; учить видеть пре­красное в окружении; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Дети и птичка» наизусть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.)