III . Введение в тему. Актуализация знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Введение в тему. Актуализация знаний



1. Учитель включает песни на стихи С. Есенина (по одному
куплету).

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем.

Клен ты мой опавший, Клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись Под метелью белой?

—Узнали ли вы стихи? Кто их автор? (Сергей Есенин.)

—Какие стихи С. Есенина вы уже учили или читали?

2. Повторение.

— Совсем недавно мы читали его стихотворение «Бабушки­ны сказки». А что вы помните из биографии поэта? (Дет­ ство прошло в селе Константинове Рязанской губернии. Росу бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, неко­торые были с плохим концом, и он их переделывал на свой
лад. Стихи писал, подражая частушкам. Бабушка сумела
передать всю прелесть народной устной и песенной речи.)

3. Слово учителя о поэте.

24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице сочинил стихотворение и, не найдя в но­мере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья, Милый мой, ты у меня в груди: Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

(«До свиданья, друг мой, до свиданья...»)

— А в ночь с 27 на 28 декабря его не стало... Замечательные
стихи поэта — остались. И сегодня еще с одним из них мы с вами
познакомимся.

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением

1. Чтение стихотворения учителем.

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы
испытали при чтении?

2. Словарно-лексическая работа.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выделите
непонятные слова и выражения.

(Дети сами объясняют значения слов и выражения. Учитель дополняет объяснения или поправляет.)

— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они от­
носятся. А также сравнения и олицетворения.

(Работа ведется «цепочкой». Дети называют и объясняют.)

3. Анализ стихотворения.

—Что напоминает вам это стихотворение? На что оно по­хоже? (Это стихотворение напоминает народную песню или сказку.)

—Найдите в тексте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

—Что необычно в изображении лебедушки?

—Как автор показывает, что она была хорошей матерью?

—Как поэт относится к лебедушке? Докажите.

—Какие враги есть у лебедей? Найдите это в тексте.

—Рассмотрите иллюстрацию, найдите отрывок к ней.

—Как вела себя лебедушка во время смертельной опаснос­ти для нее? О ком она думала в этот момент?

4. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Итог урока

— Какое у вас настроение? Почему?

— Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил сти­хотворение, ведь он не любил истории с плохим концом?

Домашнее задание: выучить понравившийся отрывок стихот­ворения; повторить раздел, который изучили: вспомнить био­графии авторов, их произведения.

 

 

Урок 77 (обобщающий) Конкурс «Поэзии прекрасные страницы...»

Цели: контроль усвоения материала раздела учащимися; развитие творческих способностей, памяти, речи, мышления.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на 5 команд. Выбираются капитаны, назва­ния команд (в соответствии с темой раздела).

II. Конкурсная программа

Этап I. Представление команд

Учитель читает загадку:

Пришла без красок И без кисти,

И перекрасила

Все листья.

Зажгла огней рябиновых костер,

То щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

(Осень золотая.)

— Верно, эта загадка о золотой осени. Мы с вами завершили
изучение раздела «Поэтическая тетрадь», который был по­
священ этому прекрасному времени года.

— Представьте свои команды. Как вы их назвали?
Этап II. «Авторы»

—Сейчас мы узнаем, произведения каких авторов были изу­чены в этом разделе и кого из них вы будете представ­лять.

—У меня на столе портреты этих писателей. Сейчас капита­ны каждой команды вытянут по одному портрету. Вам дается время на подготовку для рассказа о своем поэте.

(Ребята готовятся, затем по очереди рассказывают о жизни и творчестве поэта. Портреты вывешиваются на доску.) Этап III. «Назови произведение»

— Всего по двум строчкам вам нужно узнать произведение.
(По очереди каждой команде.)

И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. («Золотая осень». Б. Пастернак.)

И когда гроза скрывалася, снова бегали — резвилися. («Лебедушка». С. Есенин.)

Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой. («Сентябрь». Н. Рубцов.)

Завтра хлынет дождик быстрый, тучей солнце заслоня. («Бабье лето». Д. Кедрин.)

Как гуляет перед бором Чудный странничек в кустах. («Весна в лесу». С. Клычков.)

И ничего не желаю, И ничего не хочу! («Сентябрь». Н. Рубцов.)

Паутинок легких пряжа Обвилась вокруг сучка. («Бабье лето». Д. Кедрин.)

Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. («Золотая осень». Б. Пастернак.)

Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие. («Лебедушка». С. Есенин.)

Над опушкою лесною

Гаснут звезды наверху.

(«Весна в лесу». С. Клычков.) Этап IV. «Поэтический»

Представители команд читают наизусть стихи, выученн при изучении раздела. Этап V. Контрольный — Каждой команде дается вопрос, на который надо под;

товить ответ. Команда 1. Вопрос 2, с. 126. Команда 2. Вопрос 3, с. 126. Команда 3. Вопрос 4, с. 126. Команда 4. Вопрос 5, с. 126.

Команда 5. Рассказать об авторах картин «Осенняя песня «К весне».

III. Подведение итогов

Награждение победителей.

 

 

РОДИНА

Урок. И.С. Никитин. «Русь»

Цели: ознакомить со стихотворением «Русь» И.С. Никит на; учить понимать поэтические произведения о родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, размышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Родина

Если скажут слово родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор... Родина бывает разная, Но у всех она одна!

(3. Александрова.)

—Прочитайте птичьим базаром.

—Прочитайте, разделяя слова на слоги.

—Прочитайте с ускорением.

—Прочитайте с замедлением.

—Прочитайте с интонацией восхищения.

III. Введение в раздел. Актуализация знаний

1. Беседа о понятии родины.

— Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?
(Высказывания детей.)

—Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)

—Прочитайте слова К. Ушинского, написанные на доске: «Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Оте­чеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испо­кон веку отцы и деды наши».

—Сегодня мы начинаем раздел «Родина». Посмотрите, ка­кие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи русских поэтов о Родине.)

2. Повторение.

—Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем чи­тать.

—Что вы помните о нем? Какие стихи мы читали? («Полно, степь моя спать беспробудно...», «Утро», «Встреча зимы», «В синем небе плывут над полями...».)

3. Слово учителя о поэте.

Родился И.С. Никитин 3 октября 1824 г. в Воронеже в за­житочной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни горо­да. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.

Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

IV. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.016 с.)