IV . Знакомство с новым писателем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Знакомство с новым писателем



1. Вводная беседа.

—Прочитайте название рассказа.

—Не показалось ли оно вам странным?

—Как вы думаете, о чем рассказ?

—Кто написал этот рассказ?

2. Рассказ учителя о писателе.

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, меч­тавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, — впос­ледствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Таакент. Когда училище закрыли, поступил в художе­ственное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличи­ем в 1953 г. После года учебы в ленинградской художествен­ной школе при Институте живописи, скульптуры и архитекту­ры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального ху­дожника.

В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Гогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, эк­спериментальная форма которых сделала их предметом под­ражания молодых литераторов (под их непосредственным вли­янием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма расска-юв была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999—2000 гг.).

Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше под­ходили для детского повествования, хотя собственно повество­вания в его детских рассказах почти нет. Острый короткий ди­алог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сю­жет рассказа, увенчивается чаще всего парадоксальной острой концовкой. При этом произведения отнюдь не лишены необ­ходимой для такого рода литературы назидательности. Появив­шийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Го­лявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967 г.).

Иное дело написанные о детях и для детей несколько пове­тей Голявкина. Тут и созданные на современном материале совесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складывают-. я отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, ко­торый отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще от»); и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероят­но, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (! 964 г.) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и ос-тась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человечес­кий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, «духов­ная необходимость» для такого рода людей. Повесть «Полосы нa окнах» (1971 г.) рассказывает

о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишес­ких интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести

«Рисунки на асфальте» (1965 г.). Во всех трех повестях присут­ствуют автобиографические мотивы. Не строго автобиографи­чен и адресованный взрослым роман «Арфа и бокс» (1969 г.). Роман ожидала судьба первой книги голявинских рассказов для взрослых: он был хорошо принят читателями и не замечен кри­тикой. О взрослой прозе Голявкина писали па редкость мало.

Для голявкинских рассказов характерна причудливая игра со словом, когда разнообразные манипуляции, вплоть до сме­щения ударений (как в рассказе «Каково»), придают словам необычную пластику, они как бы текут, и такое «перетекание» зачастую и составляет весь сюжет. Его проза графична, в связи с ней уместно вспомнить о графике СМ. Эйзенштейна, кото­рый рисовал замкнутым контуром, и выдвинутом им в связи с этим понятием «омнипотентность». Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по сек­ции графики. Сам он считал себя в первую очередь живопис­цем. Голявкин — русский «сезанист»: уроки импрессионистов восприняты и по-своему использованы мастерами «Бубнового валета», его излюбленные теплые и звучные тона (среди кра­сок преобладают кармин и охра) напоминают не столько о французских первоисточниках, сколько о южной школе жи­вописи, например о творчестве раннего М. Сарьяна. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Мос­кве (1957 г.), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975 г.). В 1990 прошла пер­сональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две жи­вописные работы раннего периода были приобретены Государ­ственным русским музеем.

Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

V. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.171 (0.063 с.)