Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Знакомство с новым писателем
1. Вводная беседа. —Прочитайте название рассказа. —Не показалось ли оно вам странным? —Как вы думаете, о чем рассказ? —Кто написал этот рассказ? 2. Рассказ учителя о писателе. Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Таакент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника. В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Гогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма расска-юв была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999—2000 гг.). Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, увенчивается чаще всего парадоксальной острой концовкой. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967 г.).
Иное дело написанные о детях и для детей несколько поветей Голявкина. Тут и созданные на современном материале совесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складывают-. я отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще от»); и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (! 964 г.) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и ос-тась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, «духовная необходимость» для такого рода людей. Повесть «Полосы нa окнах» (1971 г.) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965 г.). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Не строго автобиографичен и адресованный взрослым роман «Арфа и бокс» (1969 г.). Роман ожидала судьба первой книги голявинских рассказов для взрослых: он был хорошо принят читателями и не замечен критикой. О взрослой прозе Голявкина писали па редкость мало. Для голявкинских рассказов характерна причудливая игра со словом, когда разнообразные манипуляции, вплоть до смещения ударений (как в рассказе «Каково»), придают словам необычную пластику, они как бы текут, и такое «перетекание» зачастую и составляет весь сюжет. Его проза графична, в связи с ней уместно вспомнить о графике СМ. Эйзенштейна, который рисовал замкнутым контуром, и выдвинутом им в связи с этим понятием «омнипотентность». Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Голявкин — русский «сезанист»: уроки импрессионистов восприняты и по-своему использованы мастерами «Бубнового валета», его излюбленные теплые и звучные тона (среди красок преобладают кармин и охра) напоминают не столько о французских первоисточниках, сколько о южной школе живописи, например о творчестве раннего М. Сарьяна. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Москве (1957 г.), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975 г.). В 1990 прошла персональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода были приобретены Государственным русским музеем.
Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г. V. Физкультминутка
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.171 (0.063 с.) |