II . Постановка цели. Актуализация знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Постановка цели. Актуализация знаний



1. Чтение стихотворения.

— Ребята, наш первый урок чтения в этом учебном году мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Послушайте его.

Взяли мы две книжки, — Папа взял и я. (Папина — большая, Тонкая — моя).

Думал я, все думал И решил сказать: — Я хочу большую Книжку почитать.

Папа улыбнулся, Возражать не стал. Взял мою он книжку, Мне свою отдал.

Долго я старался, Но прочесть не мог. «Что это за буквы?» «Формулы, сынок!»

Одень интересно, Только не понять, Попросил я снова Книжку поменять.

И сказал мне папа: «Потерпи, сынок, Я когда-то тоже Их понять не мог».

— О чем вы думали, когда я читала? Что хотел сказать автор?
(Дети отвечают, что книг на свете очень много, но выби­
рать их нужно по своему возрасту и увлечениям.)

2. Ознакомление с учебником.

— У вас на столах красочные новые учебники. Рассмотрите их.
(Учитель дает несколько минут на рассматривание.)

—Что вам захотелось узнать в первую очередь? (Скорее все­го, ребята ответят, что их интересовали произведения, ко­торые собраны в учебнике. Учитель может поработать над содержанием.)

—Какие разделы содержит учебник? (Учащиеся перечис­ляют разделы.)

—Ребята, изменилось ли название учебника? (Нет, он на­зывается «Родная речь» и состоит из двух частей.)

—Кто автор учебника? (Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова.)

—Рассмотрите условные обозначения, изменились ли они? (Дети вспоминают условные обозначения.)

—Вы держите в руках новенькие, красочные учебники. Что нужно для того, чтобы другие четвероклассники после вас взяли их такими же? (Ребята вспоминают правила обра­щения с книгой.)

 

III. Физкультминутка*

IV. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа.

—Прочитайте название первого раздела. («Летописи. Были­ ны. Жития».) Рассмотрите иллюстрации к разделу.

—Как вы понимаете слово «летопись»? (Летописи — вид по­вествовательной литературы в России XI-XVII вв., состо­яли из погодных записей либо представляли собой памят­ники сложного состава — летописные своды.)

—Как вы думаете, зачем нужны летописи? Узнаем об jtom из статьи на странице 6.

2. Чтение и анализ статьи.

— Так для чего же нужны нам летописи? (Лучше понять ок­
ружающий мир, объяснить много* ич происходящего в нем
помогает народу его историческая память.)

— Одним из первых русских летописцев был монах Киево-
Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный
человек. Он знал византийские исторические хроники, в
которых запись событий велась по годам, старинные до­
говоры, народные предания, собирал и записывал расска­
зы современников. Нестор старался выяснить, «откуда
есть пошла Русская земля», имена первых князей... С бо­
лью и негодованием описывал Нестор княжеские распри,
бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением
времени во множестве больших и малых русских городов
стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пер­
гаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — на
бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую бук­
ву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали
рисунками. Создание летописей считалось делом очень
важным: недаром каждый князь стремился иметь своего
летописца. А после образования единого Русского госу­
дарства, в конце XV в., ведение летописей стало государ­
ственным делом.

3. Чтение отрывка из летописи.

— Думаю, что вам захотелось уже познакомиться с ними.
Давайте начнем читать.

Учитель читает отрывок.

— Все ли вам было понятно? Объясните слова, которые
встретились в рамочках.

ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье. ГРИВНА — денежная единица в Древней Руси — се­ребряный или золотой слиток весом около 400 г. ПАВОЛОКИ — шелковые ткани, покрывала. УРОРОЧЬЕ - драгоценности, наряды.

—Какие слова еще были непонятны?

—Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за го­род? (Царьграддревнерусское название г. Константино­ поль (ныне Стамбула).)

4. Работа по вопросам 1—4 на с. 8 учебника.
VI. Итог урока

—Почему народ прозвал Олега Вещим?

—Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? -

—Существовали ли на Руси города?

—Какой веры придерживались русичи?

Домашнее задание: найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга.


Урок 2. «И вспомнил Олег коня своего...»

Цели: показать значение летописей для людей; учить пра­вильно читать и понимать исторические произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Работа с пословицами.

— Прочитайте пословицы, записанные на доске, объясните
их смысл.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Одна книга тысячи людей учит.

Напрасный труд — удить без крючка и учиться без

книги.

— Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как
рождается книга.

III. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.012 с.)