Вскармливание новорожденных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вскармливание новорожденных детей



Согласно рекомендациям ВОЗ здорового новорожденного следует прикладывать к груди в течение 30-60 мин, после рождения одновременно с процедурой кожного контакта.

Раннее прикладывание новорожденного к груди способствует:

1. стимуляции лактации;

2. энергичному выбросу окситоцина, следовательно, уменьшает опасность кровопотери у матери, способствуя раннему сокращению матки;

 

3. снижает риск септических заболеваний при смачивание рта и пищеварительного тракта даже небольшим количеством молозива, содержащим иммуноглобулины;

4. способствует заселению кишечника бифидум - флорой;

5. оказывает успокаивающее действие на мать, исчезновению стрессового гормонального фона;

6. усиливает чувство материнства;

7. способствует повышению адаптации новорожденного к внеутробной жизни.

 

Затруднения при кормлении ребенка грудью со стороны матери – плоские или втянутые соски, галакторея, гипогалактия, трещины сосков.

 

Затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка – незаращение губы и твердого неба, короткая уздечка языка, молочница, неправильный прикус (прогнатизм), нарушение носового дыхания.

 


Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка:

тяжелые нарушения мозгового кровообращения, гемолитическая болезнь новорожденного, глубокая недоношенность, тяжелые формы дыхательных расстройств.

Абсолютным противопоказанием к грудному вскармливанию на последующих этапах жизни являются наследственные энзимопатии (галактоземия, болезнь кленового сиропа, фенилкетонурия).

 

Противопоказания со стороны матери –

Острые заболевания матери.

Хронические инфекционные заболевания матери - активные формы туберкулеза, сифилис.

Соматические болезни – заболевания почек с развившейся хронической почечной недостаточностью, пороки сердца с недостаточностью кровообращения, тиреотоксикоз, злокачественные опухоли, острые психические заболевания.

 

Здорового новорожденного ребенка рекомендуется кормить по его требованию. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головы, крик. Частота прикладывания к груди в этом случае может до 12 раз в сутки, т.е. через 2 часа. Однако к концу 1-го мес. жизни частота кормлений должна снижаться до 7-8 раз в день, т.е. через 3 часа.

Для поддержания лактации особенно значимы ночные кормления, т.к. ночью уровень пролактина выше.

Кормление по требованию способствует тому, что грудное молоко быстрее прибывает, ребенок быстрее набирает вес, меньше проблем с нагрубанием молочных желез, легче приучить новорожденного ребенка к кормлению грудью.

Длительность одного кормления не должна превышать 20-25 мин. За первые 5 мин ребенок высасывает около 50% необходимого на каждое кормление молока.

Свободный режим кормления допустим только в условиях достаточной культуры семьи, при хорошем состоянии здоровья ребенка. В остальных случаях кормят новорожденного ребенка по часам: через 3 часа (начиная с 6 утра) 7 раз в сутки или через 3,5 часа б раз в сутки (допускается ночной перерыв).

Способы расчета объема питания, необходимого детям на смешанном или искусственном вскармливании.

Разовый объем молока можно подсчитать, умножив число дней жизни ребенка на 10.

V разовый = n x 10 при 7-разовом кормлении, где п - день жизни.

 

После 7 – 10 дня жизни ребенка при подсчете объема питания используют формулу Шкарина А.Н., объемный или калорийный способы.

Использование формулы Шкарина предполагает, что ребенок в возрасте 8 недель должен получать 800 мл молока в сутки.

На каждую неделю, недостающую до 8 недель должен получить на 50 мл меньше смеси: 800 – 50 х (8- n), где n - число недель жизни ребенка.

На каждый месяц после 2 мес должен получить на 50 мл смеси больше: 800 = 50 х (n- 2)где n – число месяцев жизни ребенка.

«Объемный» метод - суточный объем питания рассчитывается в зависимости от массы тела ребенка:

с 2-х нед. до 2-х мес. = 1/5 массы тела (около 600- 900 мл).

с 2-х мес. до 4-х мес. -1/6 массы тела (800-1000 мл).

с 4-х мес до 6-ти мес. 1/7 массы тела (900-1000 мл).

старше 6-ти мес. = 1/7 массы тела, но не более 1000 мл.

Режим кормления: на 1-м месяце жизни или свободное вскармливание или 7 раз через 3 часа; со 2-го мес - 6 раз через 3,5 часа; с момента введения прикорма и до конца первого года жизни 5 раз через 4 часа.

Прикорм - это качественно новые продукты питания, которые необходимо вводить с возрастом ребенка.

Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и адаптированных детских молочных смесей, дополняющие рацион необходимыми пищевыми веществами, для обеспечения дальнейшего адекватного роста и развития ребенка.

Необходимость прикорма обусловлена постепенным изменением состава грудного молока, высокими темпами физического и нервно-психического развития ребенка, развитием жевательного аппарата. Прикорм приучает ребенка к новым видам пищи, постепенно подготавливает его к отнятию от груди.

 

При назначении прикорма следует придерживаться следующих правил:

-введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно (за 5-7 дней) увеличивают до необходимого объема, при этом наблюдают за переносимостью.

-новый продукт надо давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение.

-овощной прикорм начинают с одного вида овощей, затем постепенно водят другие продукты данной группы. Введение фруктовых пюре и каш также начинают с монокомпонентных продуктов.

-прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью.

-новые продукты не вводят, если ребенок болен и в период проведения профилактических прививок.

Сроки введения прикормов детям первого года жизни (2008г.)

Наименование продуктов, блюд Возраст (мес.) Примечания
0-3              
Фруктовые соки, мл. - 5-30 40-50 50-60       90-100 С 3-х мес.
Фруктовое пюре, мл. - 5-30 40-50 50-60       90-100 С 3,5 мес.
Творог, г - - 10-30           С 5-ти мес.
Желток, шт. - - - - 0,25 0,50 0,50 0,50 С 6-ти мес.
Овощное пюре, г     - - 10-150           С 4,5-6 мес.
Молочная каша, г - - 10-150           С 4,5-6 мес.
Мясное пюре, г - - - - 5-30   50-60 60-70 С 7-и мес.
Цельный кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл. - - - - -       С 7,5-8 мес.
Хлеб (пшеничный высшего сорта), г - - - -         С 7-и мес.
Сухари, печенье, г - - - 3-5 3-5     10-15 С 6-ти мес.
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г - - 1-3           С 4,5-5 мес.
Сливочное масло, г - -   1-4         С 5-ти мес.

Искусственное вскармливание — это питание из бутылочки смесями — заменителями женского молока, даже при наличии однократного прикладывания к груди или суммарного объема материнского молока до 50-100 мл и независимо от наличия или отсутствия прикормов.

Смешанное вскармливание — это такое вскармливание, когда количество докорма (искусственной смеси) составляет более 1/3 — 1/2 суточного объема.

Докорм — это такое вскармливание, при котором применяют такие же молочные смеси и в такие же сроки, как и при искусственном вскармливании.

Алгоритм выбора молочной смеси для искусственного вскармливания.

При выборе смеси, наиболее адекватной для ребенка, следует учитывать:

- возраст ребенка

-степень адаптированности смеси.

-функциональные возможности желудочно- кишечного тракта.

-социально- экономические условия семьи.

-индивидуальную переносимость смеси.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту - ребенок с удовольствием ест смесь, у него отсутствуют диспептические расстройства, проявления атопического дерматита, дефицитные состояния.

 

 

Литература, рекомендуемая для студентов по теме: Вскармливание детей первого года жизни. Питание детей старше 1 года жизни.

Основная литература.

1. Педиатрия: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология»:/Н.А.Геппе [и др.]-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.-с.129 - 141.

2. Детские болезни: учебник/под ред. А.А. Баранова.-2-е изд., испр. и доп. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-с. 259- 275.

Дополнительная

1. Шиляев P.P., Шибаева С.В., Павлова О.Л. Практикум педиатра: Учебное пособие для
студентов медицинских вузов.-Иваново, 2009.-260 с.

2. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ.- Москва, 2008.-65 с.

3. Детская гастроэнтерология на компакт-диске под редакцией С.В. Бельмера, А.И. Хавкина.-2002., 2 издание.

4. Детская гастроэнтерология на компакт-диске под редакцией С.В. Бельмера, А.И. Хавкина.-2008., VIII издание.

 

Вопросы для самоконтроля.

· Виды вскармливания детей первого года жизни.

· Преимущества естественного вскармливания.

· Значение правильного питания на формирование здоровья ребенка, на развитие зубов.

· Особенности пищи, способствующей формированию зубного налета, зубного камня.

· Особенности пищевого рациона, стимулирующего развитие кариеса.

· Флюороз, клинические проявления, профилактика.

· Принципы рационального питания детей старше 1 года жизни.

 


Ориентировочная основа действий при работе на практическом занятии (работа с больными).

Тема занятия: вскармливание детей первого года жизни, питание детей старше 1 года жизни.

Указания к действию Средства Критерии контроля
Соберите анамнез Анамнез жизни –сведения о родителях, наследственный анамнез, антенатальный, постнатальный. 7. Здоровье родителей и ближайших родственников. Генеалогическое дерево. Количество предшествовавших беременностей, их исходы. 8. Внутриутробный период. Течение беременности и родов — срочные, быстрые, затяжные, различные акушерские вмешательства. 9. Период новорожденности. Родился доношенный, недоношенный, вес и рост при рождении, когда закричал (сразу или после оживления, через какой промежуток времени). Заболевания в период новорожденности. 4. Вскармливание. Первое прикладывание к груди (через сколько часов после рождения); вскармливание естественное (до какого возраста). Прикорм (с какого возраста, виды прикорма). Отнятие от груди (в каком возрасте, при раннем отнятии от груди — причина этого). Питание перед поступлением в больницу. 5. Психомоторное развитие ребенка. Когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, узнавать мать, произносить слоги и слова, запас слов к 2 годам. Сроки прорезывания зубов, порядок прорезывания. С какого возраста начал учиться в школе, успеваемость, память. Перенесенные заболевания и оперативные вмешательства. Каким профилактическим прививкам подвергался, в каком возрасте, реакция на прививки. 6. Эпидемиологический анамнез Был ли контакт с инфекционными больными (в семье, яслях, детском саду, школе, в дороге, среди родственников, соседей, знакомых). Не подвергался ли укусам насекомых вшей, клещей, комаров, москитов и др. Наличие в жилище паразитов и грызунов.   Какие ранее применялись лекарственные средства (антибиотики, гормоны, и др.), была ли у ребенка реакция на них и в чем она выражалась. Сделайте краткое заключение о факторах, способствовавших возникновению и развитию заболевания, о правильности питания ребенка в грудном возрасте и в более поздние сроки.  
  Анамнез заболевания Давность болезни, возможные причины, ведущие жалобы, предшествующее лечение, эффективность его.
Проведите клиническое обследование больного   Обследование ребенка проводить последовательно по всем органам и системам с учетом возрастных особенностей обследования (см. предыдущую тему занятия).  
Выделите ведущие патологические синдромы   Учитывая данные анамнеза и клинического обследования, выскажите предположение о возможной патологии у больного
Оцените лабораторные данные   Дать оценку общего анализа крови и общего анализа мочи.
Предположительная нозологическая форма.     Выскажите мнение о возможном заболевании у курируемого ребенка. Какое значение на возникновение, развитие и течение заболевания могли оказать выявленные погрешности вскармливания или питания ребенка.
Профилактические мероприятия   Назначьте питание ребенку соответствующего возраста, находящемуся в состоянии здоровья и обоснуйте рекомендуемые продукты питания для профилактики заболеваний зубов.

 


Самостоятельная работа студентов в клинике

Курируя больного (решая ситуационные задачи), студент должен:

· Научиться собирать и интерпретировать анамнез и жалобы;

· Оценить состояние вскармливания ребенка на первом году жизни характер питания в последующие годы (характер вскармливания, сроки введения прикорма, соответствие прикорма возрасту ребенка).

· Проводить клиническое обследование пациента с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.

· Дать оценку питания ребенка в настоящее время и при необходимости дать рекомендации по коррекции питания больного, позволяющие профилактировать заболевания зубов и слизистой полости рта у данного ребенка.

 

 

Ситуационные задачи

Задача № 1- стомат.

 

Девочка 11 месяцев. Родилась от 32-ти летней матери, страдающей гипертонической болезнью, от вторых родов в 39 недель беременности массой 3250 г, длиной 53 см. Первые роды закончились выкидышем. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. К груди приложили на вторые сутки. В периоде новорожденности отмечалось избыточное беспокойство, диагностировано поражение ЦНС, наблюдается у невролога. В настоящее время данное заболевание находится в состоянии компенсации. На грудном вскармливании находилась 2 месяца, затем в связи с гипогалактей у матери докармливалась коровьим молоком. В настоящее время находится на искусственном вскармливании. Прикорм ввели в 8 месяцев манной кашей. Овощное пюре ввели в 10 мес. Зубы- 4\4.

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Дайте оценку состояния питания ребенка.

3. Риск развития каких заболеваний, в том числе и стоматологических, имеется у ребенка.

4. Назначьте правильное питание ребенку.

 

Задача № 2- стомат.

Мальчик 4 мес. Родился от 14 летней матери, от первой беременности, протекающей на фоне нефропатии, нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу, в срок беременности 40 недель. Масса при рождении - 2600, длина тела – 51 см. Оценка по шкале Апгар при рождении 6/8 баллов. На искусственном вскармливании с рождения. В настоящее время кормится смесью «Малютка» по 120 г 6 раз в день. В настоящее время масса ребенка 5100, длина 58 см.

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Дайте оценку состояния питания ребенка.

3. Риск развития каких заболеваний, в том числе и стоматологических, имеется у ребенка.

4. Назначьте правильное питание ребенку.

 

 

Задача № 3- стомат.

Мальчик 7 месяцев направлен на стационарное лечение. При поступлении жалобы на распространенные высыпания на коже, сопровождающиеся мокнутием и зудом. Ребенок стал капризным, плохо спит, засыпает только после тугого пеленания и длительного укачивания на руках. Отмечается ухудшение аппетита. Мать указывает на неэффективность предшествующего лечения.

Из анамнеза выявлено, что ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне гестоза и тяжелой бронхиальной астмы. Роды произошли при сроке беременности 39 недель. Оценка по шкале Апгар 6/8 баллов Масса при рождении 3000 г, длина 53 см. К груди приложили на вторые сутки. Выписан из родильного дома на 10 день по состоянию матери. В родильном доме привит вакциной БЦЖ и вакцинирован против гепатита В. До 5 месяцев находился на грудном вскармливании, затем получал цельное молоко, каши. В 7 месяцев после введения в рацион питания фруктового и картофельного пюре появилась гиперемия и отечность щек. В настоящее время масса ребенка 7900 г, длина 72 см. Зубы- 0\2

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Дайте оценку состояния питания ребенка.

3. Риск развития каких заболеваний, в том числе и стоматологических, имеется у ребенка.

4. Назначьте правильное питание ребенку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.039 с.)