ТОП 10:

Тестовый контроль знаний по теме «Заболевания бронхолегочной системы у детей»



 

1. В возникновении бронхита у детей решающее значение имеют:

1. Вирусная инфекция.

2. Бактериальная инфекция.

3. Аллергия.

4. Химические вещества.

5. Переохлаждение.

 

2. Укажите симптом, наиболее характерный для обструктивного бронхита:

1. Приступообразный кашель.

2. Кашель с обильной мокротой.

3. Мозаичность перкуторных данных.

4. Мелкопузырчатые рассеянные хрипы.

 

3. Выберите из перечисленных наиболее существенное патогенетическое звено в возникновении пневмонии:

1. Сердечно-сосудистые расстройства

2. Повышенная возбудимость нервной системы

3. Нарушение локальной иммунологической резистентности

4. Эндокринные изменения

5. Ферментативные изменения желудочно-кишечного тракта

 

4. Какой из возбудителей играет ведущую роль в этиологии внебольничных пневмоний?

1. Пневмококк

2. Стафилококк

3. Кишечная палочка

4. Клебсиелла

 

 


 

V. Пиелонефрит. Гломерулонефрит.

Мотивация:инфекционно-воспалительные заболевания системы мочевы­деления у детей занимают по частоте второе - третье место среди всей соматической патологии. Это связано с возрастной незавершенностью диф-ференцировки тканей и особенностями иммунобиологический резистентности и реактивности детского организма.

Поражение гломерулярного аппарата почек у детей чаще всего обусловлено бета-гемолитическим стрептококком группы А и является иммунопатологическим процессом (при остром варианте болезни – иммунокомплексным, при хроническом – аутоиммунным).

Пиелонефрит и гломерулонефрит снижают качество, а при развитии почечной недостаточности – и продолжительность жизни больных.

Участие инфекции в развитии патологического процесса в мочевой системе обосновывает необходимость своевременной санации очагов хронической инфекции. Кроме того, заболевания почек нередко сопровождаются изменениями слизистой оболочки полости рта в виде эрозий и изъязвлений, распространенным кариесом и патологией пародонта, усугубляющихся побочными эффектами от глюкокортикоидной терапии, что требует от врача-стоматолога знаний и навыков по их диагностике и лечению.

 

Цель занятия- научить студентов в ходе самостоятельной работы с детьми или при решении клинических ситуационных задач выявлять и интерпретировать клинико-анамнестические и параклинические критерии диагностики заболеваний почек, различать их клинические формы и особенности течения в различных возрастных группах; научить назначать этиотропное и патогенетическое лечение с учетом возможного наличия у пациентов стоматологической патологии.

В процессе занятия студент должен знать:

1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы.

2. Основные методы лабораторно-инструментального обследования
больных с патологией мочевыделительной системы, нормативы этих показателей и их диагностическое значение (клинический анализ крови, биохимический анализ крови – белок, мочевина, СРБ; общий анализ мочи, количественные исследования мочи – анализы по Нечипоренко, по Зимницкому; посев мочи на флору).

3. Основные патогенетические механизмы и семиотику синдромальных проявлений пиелонефрита – болевой, дизурический, мочевой, интоксикационно-воспалительный, и гломерулонефрита – гипертензивный, отечный, гематурический, протеинурический синдромы у детей различных возрастных групп.

4. Принципы лечения и профилактики пиелонефрита и гломерулонефрита у детей.

должен уметь:

1. Собрать жалобы и анамнез болезни при заболеваниях почек у детей.

2. Клинически обследовать больного ребенка.

3. Интерпретировать клинико-анамнестические данные больного и параклинические показатели оценки состояния мочевыделительной системы, позволяющие диагностировать нозологическую форму.

5. Составить план лечения и профилактики для курируемого больного, в том числе с учетом потенциального наличия у него стоматологической патологии, обусловленной основным заболеванием.

Практические навыки, подлежащие усвоению

1. Уметь собрать и оценить анамнез жизни и болезни у детей с заболеваниями почек.

2. Уметь оценивать результаты клинических анализов крови и мочи, результаты количественных исследований мочи – анализ по Нечипоренко и по Зимницкому, результаты бактериологического исследования мочи.

3. Уметь, интерпретируя клинико-анамнестические и параклинические показатели оценки состояния мочевыделительной системы, группировать их в диагностически значимые синдромы поражения почек (болевой, дизурический, мочевой, интоксикационно-воспалительный – при пиелонефрите; гипертензивный, отечный, гематурический, протеинурический – при гломерулонефрите.

 

Исходные знания по теме:

Перед изучением темы следует восстановить знания по основным вопросам анатомии, физиологии и патологи мочевыделительной системы, полученные при изучении анатомии, гистологии, нормальной и патофизиологии, патологической анатомии, фармакологии, пропедевтике внутренних болезней, обращая особое внимание на патофизиологические механизмы нарушений, методы исследования и нормативы показателей.

Методические указания по самоподготовке

В процессе подготовки к практическому занятию по теме «Пиелонефрит. Гломерулонефрит» студентам следует обратить внимание на:

1. Основные причины и патогенетические механизмы нарушений, приводящие к развитию инфекционных и иммунопатологических воспалительных изменений со стороны гломерулярной, чашечно-лоханочной и тубулоинтерстициальной структуры почек.

2. Основные клинико-анамнестические и параклинические критерии диагностики пиелонефрита и гломерулонефрита.

3. Осложнения, в том числе стоматологические, которые могут возникать у больных пиелонефритом и гломерулонефритом.

4. Методы и объем лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от клинических форм и тяжести патологических состояний.

Основные положения темы «Пиелонефрит» с блоком информации

Терминология

Пиелонефрит- неспецифическое микробно-воспалительное заболевание по­чек, характеризующееся преимущественным поражением интерстициальной ткани с вовлечение чашечно-лоханочной системы.

Первичный пиелонефрит(МКБ-Х N10-11) - микробно-воспалительный процесс тубуло-интерстициальной ткани почек, когда при использовании со­временных методов обследования не удается выявить отчетливых причин, способствующих фиксации микроорганизмов в паренхиме почек.

Вторичный пиелонефрит- микробно-воспалительный процесс тубулоин-терстициальной ткани почек, развившийся при наличии органической об-структивной или дисметаболической нефропатии.

Цистит- воспалительный процесс различной этиологии (бактериальной, ви­русной, химической и др.) в слизистой оболочке мочевого пузыря.

Интерстициальный нефрит или абактериальный пиелонефрит -воспа­лительный процесс немикробного происхождения (вирусного, химического, аллергического и др.) с преимущественным поражением тубулоинтерстициальной ткани почек.

Инфекция мочевыводящих путей- под этим термином понимают инфици-рованность мочевых путей без указания уровня поражения мочевой системы.

Классификация пиелонефрита у детей

(Всесоюзный симпозиум «Хронический пиелонефрит», 1980).

 


Форма пиелонефрита Активность болезни Функция почек
Острый пиелонефрит   1. Активная стадия 2. Период обратного раз­- вития 3. Полная клинико-лабораторная ремиссия Сохранение функции почек Нарушение функции почек ОПН
Хронический пиело­нефрит - первичный необструктивный; - вторичный обструктивный а)рецидивирующее б)латентное течение 1. Активная стадия 2. Частичная клинико-ла бораторная ремиссия 3. Полная клинико-лабо раторная ремиссия   Сохранение функции почек Нарушение функции почек ХПН  

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.119.106 (0.007 с.)